Хатагины
(
монг.
хатагин
) — один из древнейших
родов
монголов
. Представители этого рода в настоящее время проживают на территории
Монголии
,
Бурятии
и
Внутренней Монголии
. Численность носителей родовой фамилии Хатгин в
Монголии
составляет более 12 тысяч человек
; Хатагин — более 8 тысяч человек
.
Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал, потомком их был Бата-Чиган.
Сын Бата-Чигана — Тамача.
Сын Тамачи — Хоричар-Мерген.
Сын Хоричар-Мергана — Аучжам-Бороул.
Сын Аучжам-Бороула — Сали-Хачау.
Сын Сали-Хачау — Еке-Нидун.
Сын Еке-Нидуна — Сим-Сочи.
Сын Сим-Сочи — Харчу.
Сын Харчу — Борчжигидай-Мерген — был женат на Монголчжин-гоа.
Сын Борчжигидай-Мергена — Тороголчжин-Баян — был женат на Борохчин-гоа.
Сыновья Тороголчжина: Дува-Сохор и Добун-Мерген.
Добун-Мерган женился на
Алан-гоа
, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана, родившейся в Арих-усуне. Войдя в дом к Добун-Мергану,
Алан-гоа
родила двух сыновей.
То были Бугунотай и Бельгунотай.
После смерти Добун-Мергана,
Алан-гоа
, будучи безмужней, родила трех сыновей от Маалиха Баяудайца.
То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар-простак.
Бельгунотай стал родоначальником племени
Бельгунот
.
Во времена
Монгольской империи
хатагины вошли в состав
тюркских
народов. Их потомков в настоящее время называют
катаганами
.
Катаганы
известны в составе
узбеков
. Носителями этнонима катаган также являются представители племени
тагчи
. Потомки катаганов в составе
казахов
ныне известны как
шанышкылы
. Одна из сельских общин
кайтагцев
Дагестана
носила имя Катаган
, жителей которого именовали катаганцами
. Отмечается, что в
Кайтаге
(в Дагестане)
монгольский язык
сохранялся до XVII в.
При этом мнение об использовании кайтагцами монгольского языка, по мнению востоковеда
В. Ф. Минорского
и исследователя А. О. Муртазаева, ошибочно
.
Очир А., Сэржээ Ж.
Монголчуудын овгийн лавлах. — Улаанбаатар, 1998. — С. 10—11, 20—24, 27—29, 34—42, 49—50. — 67 с.
Очир А.
Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. —
ISBN 978-5-903833-93-1
.
(неопр.)
. Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 1 марта 2019.
12 декабря 2020 года.
Цыдендамбаев Ц. Б.
Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
↑
Нанзатов Б. З.
// Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. —
С. 15—27
.
15 апреля 2023 года.
Д. Г. Дамдинов.
Д. Г. Дамдинов — исследователь хамниганского этноса. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2010. — 140 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 11 августа 2018.
26 июня 2018 года.
(неопр.)
. www.aginsk-pravda.ru. Дата обращения: 16 октября 2018.
17 октября 2018 года.
Бухоголова С. Б.
// Вестник БГУ. — 2015. —
№ 8 (1)
. —
С. 150-153
.
(недоступная ссылка)
1
этногруппы, частично или полностью проживающие в
КНР
и объединяемые там под названием «
монголы
»
2
этногруппы, в формированиии которых приняли участие монголы
3
этногруппы смешанного тюрко-монгольского происхождения
См.
Население Монголии