Interested Article - Ясары

Ясары, кият-ясары ( монг. хиад-ясар ) — одно из племён нирунской ветви монголов . Представляют собой ответвление киятов .

Этноним

В русском переводе Л. А. Хетагурова « Сборника летописей » этноним отражён в форме кият-ясар. И. Н. Березин вместо варианта ясар использовал форму сийар . В монгольском переводе Ц. Сүрэнхорлоо этноним отражён в форме хиад-ясар , в английском переводе У. М. Такстона — в форме кият-саяр (qiyat sayar) .

Согласно «Сборнику летописей», по-монгольски киян значит «большой поток», текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный ; «стремительно несущийся поток» . Кият — множественное число от киян .

Согласно Б. Р. Зориктуеву, прозвание кият-ясар можно истолковать как «бесстрашный, непоколебимый, богатырский род ясар» .

История

Место впадения р. Мангу (Цзилюхэ) в Аргунь . Предположительно, в этом районе располагался Эргунэ-кун .
Монгольская империя в 1207 г.

Согласно « Сборнику летописей », ясары — одна из ветвей киятов .

Кияты и нукузы , по преданиям, ранее проживали на территории Эргунэ-куна , легендарной прародины монголов . Потомками киятов и нукузов являются дарлекины . Собственно нируны произошли от трёх младших сыновей Алан-гоа . В дальнейшем название кият (нирун-кият) стало именем рода Хабул-хана . Имя кият унаследовали потомки его внука Мунгету-Кияна . Род Есугея , брата Мунгету-Кияна, получил имя кият- борджигин .

По Рашид ад-Дину , все кияты происходят из потомков Мунгету-Кияна. Он был удостоен этого имени по причине того, что был великим бахадуром , т. к. слово киян значит по-монгольски «стремительно несущийся поток» .

Согласно «Сборнику летописей», кияты подразделялись на ветви: юркин , чаншиут , кият-ясар. Кроме них также были известны роды кият-борджигин , кият- куралас и кият-тарклы . Кияты упоминаются в составе баяутов . В XII в. племена баяут- дуклад , баяут-горлос, чаншиуд-баяут и баяут-кият заселяли близлежащие земли Хэнтэйской горы и озёр Хулун и Буйр .

По Б. Р. Зориктуеву, родовое имя ясар со временем было вытеснено такими названиями как кият, нирун и монгол. По его предположению, во времена завоеваний Чингисхана и его потомков оказавшиеся вне Монголии немногочисленные представители рода ясар самоидентифицировали себя с группой родов кият или нирун либо со всем монгольским народом, а при возвращении через какое-то время обратно в Монголию они причисляли себя там к роду с одним из этих трёх названий, поскольку их принадлежность к своему роду ясар была начисто стёршейся из памяти .

Родословная

Хабул-хан

Согласно « Сокровенному сказанию монголов », родословная Мунгету-Кияна восходит к легендарному предку монголов Бортэ-Чино , который переплыл море Тенгис и поселился у берегов реки Онон , на горе Бурхан-Халдун . Под морем Тенгис, согласно ряду источников, подразумевалось озеро Байкал .

Родословная Мунгету-Кияна выглядит следующим образом:

  • Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба . Супругой его была Гоа-Марал , потомком их был Бата-Чиган.
  • Сын Бата-Чигана — Тамача.
  • Сын Тамачи — Хоричар-Мерген.
  • Сын Хоричар-Мергана — Аучжам-Бороул.
  • Сын Аучжам-Бороула — Сали-Хачау.
  • Сын Сали-Хачау — Еке-Нидун.
  • Сын Еке-Нидуна — Сим-Сочи.
  • Сын Сим-Сочи — Харчу.
  • Сын Харчу — Борчжигидай-Мерган — был женат на Монголчжин-гоа.
  • Сын Борчжигидай-Мергана — Тороголчжин-Баян — был женат на Борохчин-гоа.
  • Сыновья Тороголчжина: Дува-Сохор и Добун-Мерган .
  • Добун-Мерган женился на Алан-гоа , дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана. Матерью Алан-гоа была Баргучжин-гоа, дочь правителя баргутов Бархудай-Мергана.
  • Войдя в дом к Добун-Мергану, Алан-гоа родила двух сыновей. То были Бугунотай и Бельгунотай.
  • После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар -простак. По легенде, Алан-гоа забеременела от луча света. Согласно другой версии, их настоящим отцом был Маалих, Баяудаец .
  • Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин .
  • Потомок Бодончара, который родился от первой, старшей жены, носил имя Барин-Ширату-Хабичи.
  • Сын Хабичи-Баатура был Менен-Тудун.
  • У Менен-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-Кулюк, Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-Баатур.
  • Сын Хачи-Кулюка, Хайду , по матери происходил от Намолуны.
  • У Хайду было три сына: Байшингор-Докшин, Чарахай-Линху и Чаочжин-Ортегай.
  • Сын Байшингор-Докшина — Тумбинай-Сечен.
  • У Тумбинай-Сечена было два сына: Хабул-хаган и Сим-Сечуле.
  • У Хабул-хагана было семеро сыновей, а именно: самый старший — Окин-Бархаг , далее Бартан-Баатур, Хутухту-Мунгур, Хутула-хаган , Хулан, Хадаан и самый младший — Тодоен-отчигин.
  • У Бартан-Баатура было четверо сыновей: Мангету-Киян, Некун-тайчжи , Есугай-Баатур , Даритай-отчигин . Их мать Сунигул-фуджин была родом из племени баргутов .
  • Сын Мангету-Кияна — Онгур . Сыновьями Мангету-Кияна в «Сборнике летописей» названы Чаншиут, Мугэду-бахадур и Куки-бахадур-нойон .

Примечания

  1. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 19 марта 2019. 20 августа 2019 года.
  2. Рашид ад-Дин. Судрын чуулган. Нэгдүгээр боть. Нэгдүгээр дэвтэр / Ц. Сүрэнхорлоо, Г. Сүхбаатар, Ж. Болдбаатар. — Улаанбаатар. — С. 47.
  3. Jamiʻuʼt-tawarikh. Compendium of chronicles. A History of the Mongols. Part One / Translated and Annotated by W. M. Thackston. — Harvard university, 1998. — С. 26.
  4. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 8 марта 2019. 28 марта 2014 года.
  5. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 1 ноября 2019. 4 марта 2020 года.
  6. Зориктуев Б. Р. // Вестник БГУ. — 2010. — № 8 . — С. 96—101 . 28 февраля 2020 года.
  7. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 1 ноября 2019. 7 октября 2019 года.
  8. Ракушин А. И. Монгольские племена Улуса Джучи // Монголы на Волге. — Саратов: Техно-Декор. — С. 10—29. — 96 с.
  9. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 33. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  10. . archive.li . 2008-02-18. Архивировано из 18 февраля 2008 . Дата обращения: 5 сентября 2018 .
  11. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  12. Гурулёв С. А. . — Neformat, 1982. — 108 с.
Источник —

Same as Ясары