Interested Article - Хамниганы

Хамниганы-паломники из Внутренней Монголии в местности Улзы-Добо , Бурятия , 2019 г. Представители родов шар-намят, хар-намят, дулигат.

Хамнига́ны — этнографическая группа смешанного происхождения, родственная бурятам , эвенкам , халха-монголам , баргутам , даурам . Часть хамниган являются потомками бурят- монгольских племён, другая часть — племён эвенкийского происхождения, подвергшихся влиянию бурятского , монгольского языков и бурят-монгольской культуры . Согласно Д. Г. Дамдинову, хамниганы — бурятское племя древнемонгольского киданьского происхождения, родственное даурам . О киданьском происхождении хамниган и дауров также в своей работе пишет . В основном проживают на территории КНР (аймак Хулун-Буйр Автономного района Внутренняя Монголия ), Монголии (аймаки Дорнод и Хэнтий ), Российской Федерации ( Бурятия и Забайкальский край ). Численность составляет порядка 2 тысяч человек .

Группы хамниган

История расселения

В течение XVII—XVIII веков хамниганы кочевали по территории Монголии. После установления в 1727 году русско-китайской границы они оказались в местах их нынешнего расселения: одна группа на территории Монголии, другая — в Южном Забайкалье .

Аймаки Монголии

Тип брака

Как и у эвенков , у хамниганов в XIX веке преобладала малая семья. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират , в богатых семьях — многожёнство (до 5 жён) .

Тип сельского хозяйства

Для хамниганов характерно кочевое скотоводство , преимущественно коневодство (отсюда часто употребляемый по отношению к ним термин «конные тунгусы »), а позднее и земледелие . Так же они сохранили традиционную охоту в виде подсобного промысла .

Язык

Хамниганы впитали бурятский и монгольский языки , сохранив лишь небольшой процент эвенкийской (тунгусской) лексики. Ныне хамниганы практически не выделяют себя из окружающих их бурят и монголов .

Религия

Как и эвенки , хамниганы верят в духов. В их обществе преобладает шаманизм , одухотворение сил природы, промысловые культы и некоторый тотемизм . Ононские хамниганы исповедовали тибетский буддизм задолго до переселения бурят в агинские степи . Проник буддизм и к армакским хамниганам .

Численность

В некоторых источниках пишут о численности хамниган, равной 2 тыс. человек . При этом по оценкам исследователей, численность только ононских хамниган, проживающих в Забайкальском крае , составляет 5—10 тыс. человек . В настоящее время их фиксируют как бурят . Во Всероссийской переписи населения 2002 г. более 400 человек в Бурятии идентифицировали себя как хамниганы . Хамниганы Бурятии в основном проживают в Закаменском районе и в литературе известны как армакские хамниганы . По данным переписи 2010 г., численность баргузинских конных тунгусов (мурченов) составляла 461 человек. Они расселены в Баргузинском и Курумканском районах Бурятии. Мурчены фиксируются в составе эвенков .

Согласно И. А. Грунтову, численность хамниган в Монголии и Китае соответственно составляет 15 тыс. и около 1,5 тыс. человек . По переписи населения 2010 года в Монголии официально насчитывалось 537 хамниган . Согласно данным промежуточной переписи населения Монголии 2015 года, их численность составила 412 человек ; по данным переписи 2020 года — 384 человека . При этом людей, имеющих хамниганские корни, значительно больше. Так, в Монголии на 2022 г. проживает более 970 носителей родовой фамилии Хамниган . Кроме них также проживают носители таких родовых фамилий, как Гүнээ Хамниган, Долоод Хамниган, Өзөөн Хамниган, Сартуул Хамниган, Тугчин Хамниган, Үзээн Хамниган, Хамнигад, Хамниган Буриад, Хамниган Халх и др.

Хамниганские роды

Выделяются две основные группы хамниган: ононские хамниганы и армакские хамниганы.

Армакские хамниганы. Армакские хамниганы проживают в сёлах Армак , Алцак , Верхний Торей Джидинского района и сёлах Мыла , Баянгол , Бортой , Цакир , Хамней , Хуртага , Михайловка , Улекчин Закаменского района Бурятии . Выделяются следующие роды: заяктай (заягтай), цингидин (сэнтигэн), дархинтуй и тэртэ (тырта), разделяющийся в свою очередь на первый и второй, или большой и малый . До прихода армакских хамниган здесь проживали унгэд-хамниганы , известные также как улгэд. Ряд авторов связывает их с родом улеэд (уляад) . В других источниках упоминается родовое имя оолэд-хамниган .

В числе предков армакских хамниган названы роды, ранее проживавшие на территории Иркутской области. Так, в состав заяктай вошли кумкагиры: загачины, мунгальские выходцы, низовые и подгородные. В состав цингидинов вошли верхоленские роды: налягиры: куленгские (вкл. молзаевский род, куркунеев род), тутурские; очеул (камчагир). К верхоленским родам также относились киренгско-хандинские икогиры (ыкогиры, никогиры, нгикогиры) .

Ононские хамниганы. В состав этнотерриториальной группы ононских хамниган входят такие племена, как сартул (сартаул , сартот, сартор, сартольский ), урянхан (уряанхай) , тугчин (урянхай-тугчин, урянхай-тугшан), хачин, узон (вкл. шоно узон (шинэ узон), агаалай узон , залайр узон ), гунуй (гунэй), мекерчин (мэхээрчин), хатакин (хатагин, хатахин) , горлут, даганхан (дагаанхан), модоргон, багшинар (бакшинар, багшанар), улдэгэн (улдеген), бичикантан (бишекентэн), пуцагат (пууцагууд, пуусагад, почегор), луникер (вкл. сенкагир ), дулигад (дулигаад, дуликагир, дулигар), чимчигид. Ононские хамниганы расселены в узкой приграничной с Монголией полосе, в долине реки Онон . Проживают в Кыринском (сс. Алтан , Кыра , Тарбальджей, Ульхун-Партия, Мангут, Шумундаи др.), Акшинском (сс. Курулга, Нарасун), Карымском , Шилкинском , Нерчинском (г. Нерчинск ), Газимуро-Заводском , Чернышевском районах Забайкальского края . Основную группу населения составляют жители долины Онона , принадлежащие к группе обуряченного монгольского населения .

Также в составе ононских хамниган упоминаются следующие роды: бахашил (баахашил , баахшил , бахачил , вакасильский, увакасильский, украинский, вакарой, вокрай, вакурай, вакарель, векерей , вэкорой , вэкерой , вокарай, вакарай, вокорой ), сарадул (сардууд , сарадур, сартутский, сартотский ), уляд (уляад, улиад), чимчигин, табантан (табан, табангут, табнангут) , наймантан (найман) , унзадал (унзал), залайр , зайдан, агалай (агаалай), гушад, цонгол , балтяган (балтягин), баликагир (балихаагир), долод, онкор (онкор-солон, онгкор-солон, онкор солоон, ункур-солон) , холоон , баягир, челкагир (чинкагир, чилчагир, чэлкэгир , чильчагир , чилкаир ), кельтегир (келтегир, кылтыгер, кылтегер) , конур, дулар, мунгал, чипчинуд, дзалтод (джалтод, залтууд), орочон (вкл. лакшекагир, тулуягир, бультегер) , канцелют, бильчитуйский, далат , намяд (намиад, намясинцы, намирцы, наймарцы) , нерон (нироновский) , сухан , мальцевский , харгана, шарайд, вакагил , екокогир, одурнут, тотонкон . Дамдинов Д. Г. в составе хамниган также упоминает следующие роды: кара-намяд, сино-намяд, шара-намяд, талаца (талатша), солон барга, шибшин барга, дагуур барга, хангид , хуланта, буянта, булбэгээр, зунэйхир (зулейкер) , хорчин, сулонкон (шүүлэнкин), шунинский, казейский (кайзойский), поинкин . В других книгах упоминаются следующие родовые имена: балайр, онход, даргатан, сахар, хутегет, хашин, богаит, келтеит (келтегет) , шунинкан (шуненкет) , куйдзелын (кундзелын) , хоронуцкий род , гальзут, гучит .

Роды, входившие в Урульгинскую степную думу. Этногенез ононских хамниган происходил на территории Урульгинской степной думы , которая объединяла 36 родов. К Урульгинской инородной управе были приписаны следующие роды: теленбинский, мунгальский, кельтегирский, дулигатский (князе-дулигатский), дулигатский домуев, яравнинский и бродячие орочоны. Оловская инородная управа состояла из 8 родов: перводулигарский (перводулигатский), второбаягирский, кельтегирский, почегорский, узонский , сухановский, городовой и нероновский. В Шундуинской инородной управе состояли роды улятский, челкагирский, наматский и долотский. В состав Маньковской инородной управы входили роды первобаягирский, второбаягирский, перводулигарский (перводулигатский), втородулигарский (втородулигатский), намятский, чипчигирский (чипчинутский), дуларский, конурский, долотский. В Кужертаевскую инородную управу входили узонский , тукчинский, баликагирский, гуновский и чимчагирский роды. В Онгоцонской инородной управе насчитывалось 3 рода: сартоцкий, вакасильский и люникерский .

Нелигуд (нелиуд). Роды дуликагир (дулигад), колтагир (кельтегир), баягир (баягид), почегор (почегир), луникер (луникир), баликагир, челкагир, чемчагир (чимчинут), вакарой (украинский), шунинский, казейский (кайзойский) происходят из даурского племени нелигуд (нелиуд) . В составе рода вакарой упоминается ветвь вакагил , в составе рода луникер — ветвь сенкагир .

Баягид: первобаягирский, второбаягирский роды .

Дулигад. Различают две группы рода дулигаад: ноён дулигаад (гантимуров дулигаад, князе-дулигатский), домойн дулигаад (дулигатский домуев) . Дулигатскими также являются роды нерон и сухан, каждый из которых был выделен в малую административную единицу . Кроме них в составе рода дулигаад выделялись административные роды: перводулигарский (перводулигатский), втородулигарский (втородулигатский) . В Монголии зарегистрированы носители следующих родовых фамилий: дом дулгат, дом дулигаад, дом дулигаат, дом дулигад, дом дулигат, дулга, дулгад, дулигаад, дулигад, дулигат, ноён дулигаад, ноён дулигад, ноён дулигат . Также упоминается родовое имя намнаагид дулигаад .

Намяд. Племя намяд (намясинцы) включает следующие роды: кара-намяд (хар намяад, каранут ), сино-намяд (чино-намят) , шара-намяд, поинкин, конур, долод, чипчинуд, джалточи (дзалтод, джалтод, залтууд, желтоцкий) .

Теленбинский род. В число теленбинских (телембинских) входят роды: сарадул, уляд, харгана, намяд, узон (узоон, уджиэд) , чильчагир .

Узон. В составе рода узон известны ветви: шоно узон, агаалай узон , залайр узон , узеном, узенет , узон сонгоол . В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: өзөөд, өзөөн, үжээд, үзээн, үзөөн, өзөөт, үзон, өзээд, үзэн, өзон, өзоод, узон, үзээд, өзэд, үжэд, ужээд, озоон, их өзөөн, узөөн, өзөөн хамниган, өзөөд боржигон, өзээт, үзээн хамниган, үзээнүүд, чоно өзөөд . Подробнее смотрите статью Узоны .

Урянхай-тугчин. В состав рода урянхай-тугчин входят четыре подразделения: найман (наймангууд, наймантан) , табан (табанагууд, табангууд, табантан) , хатакин (хатагин, хатахин) , ундзал (унзал, унзадал) .

Яравнинский род. В составе яравнинских (еравнинских) отмечены роды: табангут (табнангут) , вакарой, почегор, казейский, шунинский .

Баргузинские хамниганы. Помимо ононских и армакских хамниган отдельно выделяются баргузинские хамниганы (мурчены) . Среди баргузинских хамниган отмечены такие роды, как лимагир (вкл. тепкагир (тэпкогир , тэпкэгир )), баликагир, намегир (намяд, намясинцы), почегор, киндигир (вкл. лакшикагир ), чильчагир (вкл. якал, чалкагир (чолкогир) ), някугир, шамагир, мунгал (вкл. асивагат , гальдзогир (галдегир) , цонголир (чонголир) ), хиндагат, балирган, бэкэриет, бультегер, катчит, тулуягир , нгодягир .

Другие роды. В литературе известен ряд родов, принявших участие в этногенезе бурятского народа и называемых по одним источникам хамниганскими, по другим — тунгусскими . Так, в составе эхиритского рода олзон имеется ветвь багдал, восходящая к армакским хамниганам . В состав эхиритского рода хамнай-шоно входит ветвь зухэдэй-шоно, по женской линии восходящая к хамниганскому роду зухэдэй . В состав тункинских бурят входит хамниганский род залха .

Хамниганы Монголии. В Монголии среди хамниган встречаются следующие роды: алтанкан, баргужин , баягид, бодиндор, бодонгууд, гавунаг, горлуд, гучид, гүнээкин, дагаанхан, дагуур , долаар, долоод, дулиасэл, дулигаад, дэрийцэгэд, залтууд, залайр , замал (дзамала), катакин , кимор, көндө, лүнээкир, мэкээрчин, намиад, нэфтэн, онхолиг, өрлүүд, пөинкин, сартуул (бамбадайн сартуул, бамбачаан сартуул, баахашил сартуул (баахшил сартуул), гуриг сартуул, гуринка сартуул, кэпцэнүүд сартуул (кепценуд сартуул) , гачинх сартуул, махан сартуул, модоргон сартуул, шинжээк сартуул , буянта сартуул , хатагин сартуул (хатиган сартуул)), нэфтэн саардуул (нүбтөөн саарадуул) , саардуул, сонгоол , hартууд (хартууд), hолоон, тийвэргэ, тугчин, увачаан, улиад, улианхан, унзал, урианхай , уринга, үзөөн, үхэрдээ, халбид, халзангууд, хангид , хатакин , хөшүүр, хуланта, хуургад, хуучид , цахар (хар хөлт цахар, цагаан хөлт цахар), цоохор , цэмцэгэд, чипчинүүд, шарга-азарга, шимшигид, ширгадуул, шүүлэнкин , багдаран (багдарин) , багшинар, балхигар, бамбадай, бамбачаан, бааханшил (баахашил), гуринка, дүнээкир, лүнээкен, модонгор, модоргон, hартуул (хартуул), тоошил, шимжээг, шээнхир (швэнкигир), эреэгэн (эрегэн, ырээгэн, эрэмгэн) , хашигин, хотогойд .

В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: Гүнээ Хамниган, Долоод Хамниган, Өзөөн Хамниган, Сартуул Хамниган, Тугчин Хамниган, Үзээн Хамниган, Хамнигад, Хамниган, Хамниган Буриад, Хамниган Халх .

См. также

Литература

  • Народы и религии мира : Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков . Редкол.: О. Ю. Артёмова , С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский , (зам. гл. ред.), В. А. Попов , П. И. Пучков (зам. гл. ред.), . — М.: Большая Российская энциклопедия , 1998, — С. 593 : ил. — ISBN 5-85270-155-6 .
  • Народы мира: Энциклопедия / Под. ред. Л. М. Минц. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 638 c.: ил. — ISBN 5-373-01057-X
  • Горохов С. Н. Эвенки // Народы и религии мира: Энциклопедия / Ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 649—650.
  • Жуковская Н. Л. Хамниганы // Народы и религии мира: Энциклопедия / Ред. В. А. Тишков. — М.:Большая Российская энциклопедия, 1998 — С. 593.
  • Эвенки // Народы мира: Энциклопедия / Ред. Л. М. Минц. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 — С. 606—608.
  • Дамдинов Д. Г. О, прародина монголов. Улан-Удэ, 2005.
  • Грунтов И. А. // Языки Российской Федерации и соседних государств: Энциклопедия: в 3-х томах / Редколлегия: В. А. Виноградов , Э. Р. Тенишев (†), В. М. Солнцев (†), А. М. Шахнарович (†), , Г. А. Давыдова; Рецензенты: , Т. Б. Крючкова; Институт языкознания РАН . — М. : Наука , 2005. — Т. 3 (С—Я). — С. 293—301. — 608 с. — 1200 экз. ISBN 5-02-011267-4 , ISBN 5-02-011237-2 .
  • Нанзатов Б. З. Племенной состав бурят в XIX веке // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации: Сборник статей. — Иркутск, 2003. — С. 15-27.
  • Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
  • Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят. — Улан-Удэ: Респ. типогр., 2001. — 255 с.

Ссылки

  • Материальная культура ононских хамниган в статье « » на .

Примечания

  1. Сидоров М. К. . — ИНФРА-М, 2002. — С. 40. — 398 с. 5 июля 2022 года.
  2. Дамдинов Д. Г. . — Улан-Удэ, 1995. — С. 8. — 59 с. 27 июня 2021 года.
  3. Янков А. Г. // Забайкальские социологические чтения. Социальные процессы: вызовы и пути решения. — Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. — С. 45—50 .
  4. Афанасьева Е. Ф. // Вопросы Истории И Культуры Северных Стран И Территорий. — 2017. — Вып. 4 (40) . — С. 24—29 . — ISSN .
  5. от 5 марта 2017 на Wayback Machine (монг.)
  6. . Дата обращения: 14 сентября 2020. Архивировано из 28 июля 2019 года.
  7. . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 6 ноября 2021. 15 августа 2021 года.
  8. . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 14 сентября 2020.
  9. . Дата обращения: 28 октября 2011. 5 декабря 2011 года.
  10. Дамдинов Д. Г. Закаменские (армакские) хамниганы // Этнографический сборник, выпуск 6. Улан-Удэ, 1974, С. 50—55; О, прародина монголов. Улан-Удэ, 2005. С. 40—47.
  11. Дамдинов Д. Г. Буддизм в Забайкалье // Народная газета. Чита, 14 апреля 1995; О, прародина монголов. Улан-Удэ, 2005. С. 153-157
  12. Нанзатов Б. З. // Oriental Studies. — 2018. — Т. 3 , № 3 . — С. 54—60 . 9 мая 2019 года.
  13. Д. Г. Дамдинов. Д. Г. Дамдинов — исследователь хамниганского этноса. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2010. — 140 с.
  14. . ostrog.ucoz.ru. Дата обращения: 30 июля 2018. 30 июля 2018 года.
  15. Juha Janhunen. . — Finno-Ugrian Society, 1996-01-01. — 356 с. — ISBN 9789519403847 .
  16. Дамдинов Д. Г. К вопросу о происхождении ононских хамниган. // Из истории народов Бурятии. Улан-Удэ, 1962, С. 169—178; О, прародина монголов. Улан-Удэ, 2005. С. 5—16.
  17. Дамдинов Д. Г. Предварительные данные о языке хамниган Читинской области. // Краткие сообщения БКНИИ, выпуск 4. Улан-Удэ, 1962, С. 128—137; О, прародина монголов. Улан-Удэ, 2005. С. 16—28
  18. Дамдинов Д. Г. О конных тунгусах Восточного Забайкалья // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1973. С. 138—139; О, прародина монголов. Улан-Удэ, 2005. С. 28—30.
  19. Дамдинов Д. Г. Западно-монгольские черты в говоре ононских хамниган // Проблемы алтаистики и монголоведения, выпуск 2. 1975, С. 150—161; О, прародина монголов. Улан-Удэ, 2005. С. 57—67.
  20. Дамдинов Д. Г. Предварительные данные о языке хамниган Читинской области. К вопросу о происхождении ононских хамниган // Краткие сообщения БКНИИ, выпуск 4. Улан-Удэ, 1962, С. 128—137; О, прародина монголов. Улан-Удэ, 2005. С. 16—28.
  21. Горохов С. Н. 1998:649—650.
  22. Жуковская Н. Л. 1998:593.
  23. Мокшин Н. Ф. 2007:606—608.
  24. Чимитдоржиев Ш. Б. . — Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 2004. — С. 79. — 129 с. 27 августа 2022 года.
  25. Дамдинов Д. Г. . fond-tatiana.ru. Дата обращения: 13 июня 2018.
  26. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 7 февраля 2019. 12 декабря 2020 года.
  27. Рассадин В. И., Снагдаров Л. Д., Дырхеева Г. А. . — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1994. — С. 146. — 178 с.
  28. Галсанова И. Б. . 31 августа 2021 года.
  29. . zakamensk.3dn.ru. Дата обращения: 22 мая 2019. 28 марта 2022 года.
  30. . zakamensk.3dn.ru. Дата обращения: 22 мая 2019. 16 августа 2022 года.
  31. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 621 с.
  32. Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 . 13 апреля 2022 года.
  33. Дамдинов Д. Г. О, Прародина монголов! / Л. Д. Шагдаров. — Улан-Удэ: Издательство БГСХА, 2005. — С. 11—13. — 258 с.
  34. Богданов М. Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. — 3-е изд.. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. — 304 с. — ISBN 978-5-9793-0654-4 .
  35. Дамдинов Д. Г. . — Общественно-науч. центр "Сибирь", 1993. — С. 21. — 57 с.
  36. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 14 мая 2019. 13 августа 2020 года.
  37. Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2012. — № 3 (7) . 23 июня 2019 года.
  38. Жамсаранова Р. Г. // Сибирский филологический журнал. — 2011. — Вып. 1 . — С. 142—150 . — ISSN . 2 мая 2019 года.
  39. Шубин А. С. . — Бурят. кн. изд-во, 1973. — 118 с.
  40. Беликов В. В. . — БНЦ СО РАН, 1994. — 182 с.
  41. Ушницкий В. В. // Вестник Томского государственного университета. История. — 2013. — Вып. 1 (21) . — С. 191—195 . — ISSN . 14 мая 2019 года.
  42. . altaica.ru. Дата обращения: 14 июня 2018. 14 июня 2018 года.
  43. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
  44. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  45. Гомбоева С. В. // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. — 2015. — № 1 . 15 августа 2020 года.
  46. Крадин Н. Н., Янков А. Г. // Уральский исторический вестник. Этнокультурная динамика. — 2017. — № 2 (55) . — С. 96—105 . 8 июля 2019 года.
  47. . — Бурятское книжное изд-во, 1962. 5 июля 2023 года.
  48. Жамсаранова Р. Г. . КиберЛенинка. Дата обращения: 14 июня 2018. 8 августа 2020 года.
  49. Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2020. — Т. 31 . — С. 17—30 . 16 ноября 2020 года.
  50. История Бурятии. В 3 т. Т. II. XVII — начало XX в. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2011. — 624 с. — ISBN 978-5-7925-0325-0 .
  51. Уварова Т. Б. Нерчинские эвенки в XVIII—XX веках. — Москва: ИНИОН РАН, 2005. — С. 129. — 164 с. — ISBN 5-248-00214-1 .
  52. Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2020. — С. 27—37 . 26 августа 2023 года.
  53. Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2019. — № 1 (33) . — С. 126—134 . 18 мая 2022 года.
  54. Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. 3 ноября 2021 года.
  55. Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2015. — № 2 (18) . 2 мая 2019 года.
  56. . selorodnoe.ru . из оригинала 13 ноября 2018 . Дата обращения: 13 ноября 2018 .
  57. fond-tatiana.ru. Дата обращения: 13 ноября 2018.
  58. . fond-tatiana.ru. Дата обращения: 30 июля 2018.
  59. . selorodnoe.ru . из оригинала 20 сентября 2018 . Дата обращения: 20 сентября 2018 .
  60. Балдаев С. П. Родословные легенды и предания бурят. Ч. 1 — Улан-Удэ, 1970.
  61. . Дата обращения: 26 июня 2018. 26 июня 2018 года.
  62. (англ.) . Эх түүхээ сурталчилна. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано из 26 июня 2018 года.
  63. Гэлэгжамцын Цэрэнханд. . — Адмон, 2005. — С. 93. — 234 с.
  64. Дамдинов Д. Г. . — Общественно-науч. центр "Сибирь", 1993. — С. 21. — 57 с.
  65. . Дата обращения: 4 января 2019. 4 января 2019 года.
  66. . www.angelfire.com. Дата обращения: 28 июля 2018. 4 августа 2019 года.
  67. . mongol_tuuragatan.blog.gogo.mn. Дата обращения: 28 июля 2018. 27 июля 2018 года.
  68. . из оригинала 17 октября 2018 . Дата обращения: 16 октября 2018 .
  69. . www.aginsk-pravda.ru. Дата обращения: 16 октября 2018. 17 октября 2018 года.
Источник —

Same as Хамниганы