Interested Article - Оннигуты

Оннигýты, онниýты, онню́ты ( монг. Оннигуд, Онгнигууд, Онглигууд, Огниуд, Онниуд ) — южно-монгольский этнос , проживающий на территории городского округа Чифэн (Улан-Хад) Внутренней Монголии .

Этноним

Название оннигуд исходит из китайского слова ван (王wang). В свое время правители монгольских аймаков наделялись титулами ван от ханов Юаньского государства .

История

Этническое название в устной речи халхов звучит огниуд , в монгольских сочинениях — ongnigud или ongligud . Этноним ongnigud произошел от китайского слова ван (王wang). Этимология слова была изучена Б. Я. Владимирцовым . Название образовано путем присоединения аффикса - нууд (- nugud ) к слову ван (указывающему на титул), при этом образовались формы wang + nugud > wangnugud > wangnigud . В дальнейшем, видоизменившись, слово получило форму ongnigud , в устной речи произносилось как онниуд, оннигуд . Иными словами, в устной речи произошла эволюция названия, вследствие чего появились слова онниуд ~ огниуд . Представителей данного рода иногда именуют и онглигууд . Оно также образовано путем присоединения к китайскому слову wang двух аффиксов: аффикса - лиг и аффикса множественного числа - ууд (- ud )= ( wang + lig + ud > ongligud ) . В литературе этноним также используется в форме унглиуты .

Отмечается схожесть происхождения этнонимов оннигуд и онгуд . По мнению Г. Е. Грум-Гржимайло , оннигуты являются потомками средневековых онгутов . Б. Я. Владимирцов полагал, что оннигуты не происходят от древних онгутов, и объяснял их этноним из ongłiğud, относящийся к ванам, т. е. к роду царевичей — братьев Чингисхана .

Таким образом, родовое название имеет единое происхождение и приобрело несколько вариантов — ongligud , ongnigud, ogniud, onniud и onnigud . Следует отметить, что происхождение онгнигууд от слова ван является не случайным, ибо правителями этого племени были потомки Хачиуна , младшего брата Чингисхана. Как известно, в период монгольского государства Юань братья Чингисхана, имея титул вана , назывались вангууд ~ ванлигууд . Со временем титул правителей стал самоназванием племени . В « Сборнике летописей » указано, что в начале XIII века Чингисхан пожаловал Хачиуну и его сыну Элжигидэй-нойону 3000 семей найманов и других племен . Однако, согласно более поздним данным, потомки Хачиуна управляли племенами хэхэдэй (хөхэдэй), бэлжудэй (бэлгэнудэй) и харцэриг (хар цэрэг) , т. е. онгнигуд или огниуд состояли в основном из найманов, хөхэдэй, бэлжудэй (бэлгэнудэй) и хар цэрэг . Кроме них в составе оннигутов также упоминается род цагаан татар .

Во времена реставрации династии Северная Юань после восшествия на престол Даян-хана оннигуты вошли в состав чахарского тумэна . В состав чахарского тумэна входили авга , авганары , аоханы , дауры , дурбэн-хухэты ( дурбэты ), хэшигтэны , му-мянганы , найманы, оннигуты, хучиты , суниты , узумчины , а также ураты .

Когда в первой половине XVII века чахарские монголы покорились маньчжурам , то последние ввели среди монголов свою восьмизнамённую систему , и в 1636 году монголы-оннюды были разделены на два «знамени» (по-монгольски — хошуна ); на территории современного хошуна Оннюд-Ци оказался хошун Оннюд-Цзоици (翁牛特左翼旗, «Знамя оннюдов левого крыла»).

После образования Китайской республики эти земли вошли в состав провинции Жэхэ . В 1933 году провинция была захвачена японцами , которые передали её марионеточному государству Маньчжоу-го . В 1937 году хошун был переименован в Оннюд-Цзоци (翁牛特左旗, «Левое знамя оннюдов»). В 1940 году уезд Чифэн был преобразован властями Маньчжоу-го в хошун Оннюд-Юци (翁牛特右旗, «Правое знамя оннюдов»). По окончании Второй мировой войны китайские власти вновь восстановили уезд Чифэн, на землях которого в настоящее время расположены районы: Хуншань и Суншань . В 1942 году власти Маньчжоу-го перевели земли хошуна Оннюд-Цзоци в состав провинции Хинган .

После Второй мировой войны эти места стали ареной противоборства КПК и Гоминьдана . В 1947 году хошун Оннюд-Цзоци был переименован в Вэнъао-Ляньхэци (翁敖联合旗, «Объединённое знамя оннюдов и аоханов»). В 1949 году хошун вошёл в состав аймака Джу-Уд (昭乌达盟) Автономного района Внутренняя Монголия , получив при этом своё современное название Оннюд-Ци. В 1969 году он вместе с аймаком перешёл в состав провинции Ляонин , в 1979 году возвращён в состав Внутренней Монголии. В 1983 году аймак был преобразован в городской округ Чифэн (Улан-Хад).

Расселение

В настоящее время оннигуты (онниуты, оннюты) проживают на территории хошуна Оннюд-Ци , а также на территории районов Хуншань и Суншань городского округа Чифэн (Улан-Хад) Внутренней Монголии .

В Монголии представители родов онгнигууд, онглигууд, огниуд, онниуд проживают в сомонах Бүрэнтогтох, Төмөрбулаг, Бүрэн Хубсугульского аймака; сомонах Мандах, Хөвсгөл, Хатанбулаг Восточно-Гобийского аймака; сомоне Халхгол Восточного аймака; сомонах Өлзийт, Хулд , Дэлгэрхангай , Эрдэнэдалай, Сайхан-Овоо, Луус , Дэрэн , Өндөршил Средне-Гобийского аймака; сомонах Баян-Өндөр, Сант, Баянгол Убурхангайского аймака; сомонах Мандал-Овоо, Баяндалай, Ноён, Сэврэй Южно-Гобийского аймака . Род онниуд в частности упоминается в составе халха-монголов , а в составе хотогойтов отмечены представители рода огниуд . В состав калмыков - дербетов входит род онгнют (онгнигуд) .

См. также

Ссылки

  • — информация о территории, населении и истории изменений административно-территориального деления на сайте 行政区划网 (кит.)

Примечания

  1. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  2. Владимирцов Б. Я. Монгольское ongniɣud — феодальный термин и племенное название // Работы по истории и энографии монгольских народов. — М.: Вост. лит., 2002. — С. 289—294.
  3. Нанзатов Б. 3., Содномпилова М. М , Балдано М. Н. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2015. — № 3 (19) . — С. 28—35 . 13 июля 2019 года.
  4. Грум-Гржимайло Г. Е. . — Л. , 1926. — С. 380. — 906 с. 12 июня 2018 года.
  5. Бушаков В. А. от 23 декабря 2021 на Wayback Machine / Э. Р. Тенишев. — Москва, 1991.
  6. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — 221 с.
  7. Шара туджи. Монгольская летопись XVII века. Сводный текст, перевод, введение, примечания Н. П. Шастиной. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1957. — 198 с.
  8. Darm-a. Altan kürdün mingγan kеgesütü bičig // Öbör Mongγol-un Arad-un Keblel-ün Qoriy-a, 1987. — 494 х.
  9. Нанзатов Б. З., Тишин В. В. // Золотоордынское обозрение. — 2021. — Т. 9 , № 1 . — С. 8—27 . — doi : .
  10. Bold, B.-O. Mongolian nomadic society, p.170
  11. Монгол Ард Улсын угсаатны судлал, хэлний шинжлэлийн атлас. Т. I. 75 х.; Т. II. 245 х. Улаанбаатар, 1979.
  12. Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
  13. Пүрэвжав С. Хотгойдын угсаа гарал ба түүхийн асуудалд (XVI––XIX зуун). — Улаанбаатар, 1970. — Х. 6––61.
  14. Чулуун С. Хотогойдын туух. — Улаанбатар : Соёмбо принтинг, 2006. — Т. 1. — 162 с.
  15. Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
  16. Бембеев В. Ш. . kalmyki.narod.ru. Дата обращения: 12 октября 2018. 12 октября 2018 года.
  17. Авлиев В. Н. // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. — 2014. — С. 9—10 . 20 июня 2017 года.
  18. Бакаева Э. П. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2013. — № 2 (10) . — С. 91—112 .
Источник —

Same as Оннигуты