Interested Article - Адаркины

Адаркины ( монг. адархин, адаргин, хадархин ) — одно из племён нирунской ветви монголов . Представляют собой ответвление рода борджигин . Имя адаркинов также упоминается в следующих формах: атархины, адархины, адаркинцы, хадаркинцы, хадаркины.

Родословная

Согласно « Сокровенному сказанию монголов », родословная адаркинов восходит к легендарному предку монголов Бортэ-Чино , который переплыл море Тенгис и поселился у берегов реки Онон , на горе Бурхан-Халдун . Под морем Тенгис, согласно ряду источников, подразумевалось озеро Байкал .

Родословная адаркинов выглядит следующим образом:

  • Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба . Супругой его была Гоа-Марал , потомком их был Бата-Чиган.
  • Сын Бата-Чигана — Тамача.
  • Сын Тамачи — Хоричар-Мерген.
  • Сын Хоричар-Мергана — Аучжам-Бороул.
  • Сын Аучжам-Бороула — Сали-Хачау.
  • Сын Сали-Хачау — Еке-Нидун.
  • Сын Еке-Нидуна — Сим-Сочи.
  • Сын Сим-Сочи — Харчу.
  • Сын Харчу — Борчжигидай-Мерган — был женат на Монголчжин-гоа.
  • Сын Борчжигидай-Мергана — Тороголчжин-Баян — был женат на Борохчин-гоа.
  • Сыновья Тороголчжина: Дува-Сохор и Добун-Мерган .
  • Добун-Мерган женился на Алан-гоа , дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана. Матерью Алан-гоа была Баргучжин-гоа, дочь правителя баргутов Бархудай-Мергана.
  • Войдя в дом к Добун-Мергану, Алан-гоа родила двух сыновей. То были Бугунотай и Бельгунотай.
  • После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар -простак. По легенде, Алан-гоа забеременела от луча света. Согласно другой версии, их настоящим отцом был Маалих, Баяудаец .
  • Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин .
  • Потомок Бодончара, который родился от первой, старшей жены, носил имя Барин-Ширату-Хабичи.
  • Сын Хабичи-Баатура был Менен-Тудун.
  • У Менен-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-Кулюк, Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-Баатур.
  • У Хачиуна был сын, по имени Адаркидай. Он стал родоначальником племени Адаркин .

История

Монгольская империя в 1207 г.

Согласно « Сокровенному сказанию монголов », племя Адаркидая было прозвано «Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями» . В « Алтан Тобчи » в числе предков адаркинов упоминается Мухур Сагурин .

Адаркины были в числе монгольских племён, которые по указу Чингисхана находились в прямом подчинении у нойона -тысячника Хорчи . Кроме адаркинов Хорчи совместно с тысячниками Тахаем и Ашихом ведали тремя тысячами бааринцев и пополненными до тьмы чиносцами , тоолесами и теленгутами .

Часть адаркинов в XIII веке вошла в состав ойратов . В состав ойратских племён наряду с адаркинами влились отдельные группы коренных монгольских племён, переселённых на Алтай по указу Чингисхана ( улус темника Хорчи) — это чиносы, келькиты, бюдюрмисы, онгнигуты , харнуты , тайджиуты , эльджигены , позже сохранившиеся в этническом составе калмыков - дербетов и торгоутов Калмыцкого ханства на Волге .

В « Сборнике летописей » адаркины упоминаются в числе нирун-монголов под именем хадаркин . Во времена Чингисхана главой хадаркинов был Мукур-Куран. Значение [слова] «куран» — «[человек] со сварливым и нудным нравом, как пила». Он начальствовал тысячей племени хадаркин. Мукур-Куран принадлежал к эмирам правого крыла. По Рашид ад-Дину , «большинство того войска было в Дешт-и Кипчаке вместе с Нокаем ». Также в «Сборнике летописей» упоминается внук Мукур-Курана по имени Букурай, служивший в Ильханате Хулагу .

Представитель племени адаркин, стрелок по имени Хонхай, был одним из приближённых Чингисхана во время его похода на Среднюю Азию . Хонхай упоминается в параграфе «Сокровенного сказания монголов», рассказывающем о недовольстве Чингисхана всеми тремя сыновьями, участвовавшими во взятии Ургенча . Джучи , Чагатай и Угэдэй , взяв город Ургенч, поделили между собой, на троих, и поселения и людей, причём не выделили доли для Чингисхана. Чингисхан велел явиться своим сыновьям и принялся их отчитывать. «Он приводил им древние изречения и толковал старину. Они же, готовые провалиться сквозь землю, не успевали вытирать пота со лбов своих». Чингисхан смягчился лишь после просьбы своих стрельцов Хонхая, Хонтохора и Сормагана, которые обратились к нему со словами: «Государь! Царевичи еще ведь только обучаются бранному житью, наподобие тех серых соколов, которых только еще начинают напускать на хватку. Добро ли смущать их подобным образом? Не впали бы они со страху в нерадение. А ведь у нас — всюду враг от заката солнца и до восхода его. Натравил бы ты лучше нас, Тибетских псов своих, натравил бы на вражеский народ, и мы, умножаемые в силах небесами и землей, мы доставили б тебе и вражеского золота с серебром и тканей с товарами, и людей с жилищами их» .

Хадаркинцы и мангуты упоминаются в составе туменов , участвовавших в походах Ногая. Они «славились как отличные воины, замечательные стрелки из луков». Хадаркинцы отличались неукоснительным выполнением заветов Чингисхана и свято придерживались введённой им железной дисциплины. Хадаркинцы и мангуты, переселившиеся в Крым , впоследствии вошли в состав ногайцев .

Племя хадаркин, очевидно, являлось основой монгольского контингента в западной части половецкой степи , бывших причерноморских владениях половцев-куманов . Вероятно, хадаркины попадают в днепро - днестровские степи как часть улуса Курмиши (Куремсы). В середине 50-х годов XIII в. военно-административной главой улуса вместо Курмиши становится Бурундай . Вероятно, попав под начало Бурундая, хадаркины могли участвовать в его европейских походах . К концу XIII в. улус, вероятно, был возвращен сыновьям Куремши (Курмеши, Курмиши) — Аяджи (Абаджи), Караджи и Яджи. Согласно сообщению Ибн Халдуна , когда Ногай поставил над ними своих сыновей, то они со своим народом ушли к Токтаю .

Современность

Носители родовой фамилии Адархин проживают в Монголии на территории аймаков Хэнтий , Туве , Дорноговь .

Образ в литературе

Примечания

  1. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  2. Гурулёв С. А. . — Neformat, 1982. — 108 с.
  3. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  4. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н. П. Шастиной / Румянцев Г. Н. — Москва: Наука, 1973. — С. 60. — 440 с.
  5. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  6. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — С. 219—220. — 325 с.
  7. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 19 марта 2019. 20 августа 2019 года.
  8. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 8 марта 2019. 28 марта 2014 года.
  9. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  10. Есенберлин И. . litresp.ru. Дата обращения: 30 октября 2019.
  11. Ракушин А. И. Монгольские племена Улуса Джучи // Монголы на Волге. — Саратов: Техно-Декор. — С. 10—29. — 96 с.
  12. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 19 марта 2019.
  13. Гатапов А. С. . — FTM, 2016. — ISBN 9785446726653 .
Источник —

Same as Адаркины