Interested Article - Оронары
- 2021-12-09
- 1
Оронары ( монг. Оронар ) — одно из племён нирунской ветви монголов . Представляют собой одно из ответвлений рода борджигин .
Этноним
В « Сокровенном сказании монголов » этноним отражён форме оронар . В « Сборнике летописей » отражён в формах уряут и ортаут . Другие формы — оронаут, орнаут , урнаут , уряд .
Этноним «оронар», возможно, этимологизируется из тунгусо-маньчжурских языков как «оленевод» .
Родословная
Согласно « Сокровенному сказанию монголов », родословная оронаров восходит к легендарному предку монголов Бортэ-Чино , который переплыл море Тенгис и поселился у берегов реки Онон , на горе Бурхан-Халдун . Под морем Тенгис, согласно ряду источников, подразумевалось озеро Байкал .
Родословная оронаров выглядит следующим образом:
- Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба . Супругой его была Гоа-Марал , потомком их был Бата-Чиган.
- Сын Бата-Чигана — Тамача.
- Сын Тамачи — Хоричар-Мерген.
- Сын Хоричар-Мергана — Аучжам-Бороул.
- Сын Аучжам-Бороула — Сали-Хачау.
- Сын Сали-Хачау — Еке-Нидун.
- Сын Еке-Нидуна — Сим-Сочи.
- Сын Сим-Сочи — Харчу.
- Сын Харчу — Борчжигидай-Мерган — был женат на Монголчжин-гоа.
- Сын Борчжигидай-Мергана — Тороголчжин-Баян — был женат на Борохчин-гоа.
- Сыновья Тороголчжина: Дува-Сохор и Добун-Мерган .
- Добун-Мерган женился на Алан-гоа , дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана. Матерью Алан-гоа была Баргучжин-гоа, дочь правителя баргутов Бархудай-Мергана.
- Войдя в дом к Добун-Мергану, Алан-гоа родила двух сыновей. То были Бугунотай и Бельгунотай.
- После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар -простак. По легенде, Алан-гоа забеременела от луча света. Согласно другой версии, их настоящим отцом был Маалих, Баяудаец.
- Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин .
- Потомок Бодончара, который родился от первой, старшей жены, носил имя Барин-Ширату-Хабичи.
- Сын Хабичи-Баатура был Менен-Тудун.
- У Менен-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-Кулюк, Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-Баатур.
- Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны.
- У Хайду было три сына: Байшингор-Докшин, Чарахай-Линху и Чаочжин-Ортегай.
- От сыновей Чаочжин-Ортегая пошли племена: Оронар, Хонхотан , Арулад , Сонид , Хабтурхас , Генигес и Кэит .
История
Оронары во главе с Харачаром были в числе первых монголов , присоединившихся к Тэмуджину , когда он решил основать собственный улус отдельно от своего побратима Джамухи . На курултае 1206 года Харачар был пожалован Чингисханом в нойоны -тысячники . Позже, проводя развёрстку войск, Чингисхан отдал войска под командованием Харачара, Мунке и Идохудая своему второму сыну Чагатаю .
Этноним оронар в « Сборнике летописей » отражён в формах уряут , ортаут , урнаут (орнаут, оронаут) .
Согласно « Сокровенному сказанию монголов », оронары являются потомками Алан-гоа , которых принято относить к нирун-монголам . При этом Рашид ад-Дином ортауты включены в состав дарлекин-монголов , также как и родственные им племена хонхотанов , арулатов и кингитов .
По Рашид ад-Дину, урнауты имеют общее происхождение со следующими племенами: конкотан, сунит , каркас, барулас , барин -илингут, илджит, кекуман, урут , мангут , арулат и йисут .
В «Сборнике летописей» упоминаются три ветви племени уряут: конкотан, арулат и уряут-килинкут . «Эти названия сначала были именами трех братьев; от каждого [из них] пошла одна ветвь, и род [уруг] их стал многочисленным, образовав отдельные племена, из коих каждое получило прозвание и имя по имени того человека, от которого оно вело свое происхождение» .
Первый сын Конкотан. Значение этого слова — «большеносый». Второй сын — Арулат. «Это слово значит, что этот человек был нежен к отцу и к матери». Третий сын — Уряут-Килингут. «Так как он был кос, то стал называться этим именем» .
Килингуты
По сведениям Рашид ад-Дина , все племена и ветви килингутов происходили от рода Уряут-Килингута. Килингуты были многочисленны. В составе килингутов упоминаются две ветви: килингут-тархан и курчин .
Основателями рода килингут-тархан названы Бадай и Кышлык . Чингисхан даровал им титул тархана . Дети Бадая также были удостоены титула тархан: Тархан-Хорезми и Садак-тархан. Потомок Кышлыка Акутай был удостоен звания «эмира-тысяцкого» .
Из племени курчин происходил Кипчактай, один из двоюродных братьев Конкотана. Кипчактай был в числе монголов , служивших в Хорасане .
Бадай и Кишлих
Бадай и Кишлих были «главами конюших» Экэ-Чэрэна (Еке-Церена) , служившему Ван-хану (Тоорилу) .
После разгрома найманов в 1202 году Чингисхан , желая скрепить союз с кереитским ханом Тоорилом, предложил межсемейный брак, но получил отказ от сына Тоорила Нилха-Сангума . Однако позже, когда отношения между монголами и кереитами обострились, Сангум вспомнил про предложение Чингисхана, и, надеясь заманить и убить того, согласился на брак. Ничего не подозревая, Чингисхан отправился к кереитам, но по пути остановился у Мунлика . Тот высказал свои опасения насчёт Сангума, и Чингисхан, выслушав его, повернул назад, отправив к кереитам двух своих нукеров .
После провала своего плана предводители кереитов решили окружить рано утром Чингисхана и схватить его . Разузнавшие об этом Бадай и Кишлих решают предупредить Чингисхана о готовящемся нападении .
После разгрома кереитов Чингисхан отдал часть воинов Ван-хана в служение Бадаю и Кишлиху и даровал им титул дархана : «В награду за подвиг Бадая с Кишлыхом пусть будут у них сменной стражей, кешиктенами , Ван-хановы Кереиты, вместе с золотым теремом, в котором жил Ван-хан, с Винницей, утварью и прислугой при них. И пусть Бадай с Кишлыхом, в роды родов их, пользуются свободным дарханством, повелевая своим подданным носить свой сайдак и провозглашать чару на пирах. Во всяком военном деле пусть они пользуются тою военной добычей, какую только нашли!» .
На курултае 1206 года Бадай и Кишлих были пожалованы Чингисханом в нойоны -тысячники .
Образ в литературе
Оронары упоминаются в романе «Тэмуджин» А. С. Гатапова .
Примечания
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- ↑ . — Brill Archive, 1951. — С. 73. — 485 с.
- ↑ . — Shinzhlėkh Ukhaany Akademiĭn Khėvlėl, 2000. — С. 163.
- ↑ . — Société asiatique, 1956. — С. 29.
- ↑ Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 8 марта 2019. 28 марта 2014 года.
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 14. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Бушаков В. А. от 23 декабря 2021 на Wayback Machine / Э. Р. Тенишев. — Москва, 1991. — С. 153.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- Гурулёв С. А. . — Neformat, 1982. — 108 с.
- Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н. П. Шастиной / Румянцев Г. Н. — Москва: Наука, 1973. — С. 60. — 440 с.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 19 марта 2019. 20 августа 2019 года.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- Гатапов А. С. . — FTM, 2016. — ISBN 9785446726653 .
- 2021-12-09
- 1