Interested Article - Илдуркины

Илдуркины ( монг. илдүрхин ) — одно из племён средневековых коренных монголов . Представляют собой ответвление рода сулдус .

Этноним

В переводе « Сборника летописей » Л. А. Хетагурова этноним отражён в форме илдуркин . В монгольском переводе Ц. Сүрэнхорлоо этноним отражён в форме илдүрхин , в английском переводе У. М. Такстона — в формах ildürkin и ildürgin .

История

Монгольская империя в 1207 г.

Илдуркины — ответвление дарлекин-монгольского племени сулдус . Согласно « Сборнику летописей », дарлекины состояли из следующих родов: нукуз , урянкат , кунгират , икирас , олкунут , куралас , элджигин , кункулают , ортаут , конкотан , арулат , килингут , кунджин , ушин , сулдус, илдуркин, баяут и кингит .

Эргунэ-кун

Дарлекины и нируны — потомки древних монгольских родов ( нукуз и кият ), вышедших из легендарной местности Эргунэ-кун . Учёными название «Эргунэ-кун» ассоциируется с рекой Аргунь , которую монголы называют Эргунэ мурэн (Широкая река) . Эргунэ-куном назывался, как полагает Л. Билэгт, находящийся на востоке нынешнего Забайкальского края Аргунский хребет . Согласно Б. Р. Зориктуеву, Эргунэ-кун располагался на месте впадения р. Мангу (Цзилюхэ) в Аргунь .

По мнению Б. Р. Зориктуева, монголы обитали в Эргунэ-кун во времена табгачской династии Тан . При этом уход монголов в Эргунэ-Кун обычно датировался VII—VIII вв. н. э. , хотя Л. Билэгт называет другие даты ухода монголов в Эргунэ-Кун — 358 или 308 г. н. э.

Племена Трёхречья

Согласно Б. Р. Зориктуеву, сложение дарлекинской группы началось в середине I тыс. н. э. на правом берегу р. Эргунэ ( Аргунь ) в местности Эргунэ-кун , а завершилось ориентировочно к середине X в. в Трёхречье. С формированием нирунов и в целом дарлекино-нирунской общности завершилось сложение основы современного монгольского народа, которая в научной литературе более известна как объединение родов и племён Трёхречья (истоков Онона , Керулена и Толы ) .

Данное объединение состояло из родственных между собой этнических групп. Цементирующей их основой был культ предков Бортэ-Чино и Бодончара , который прямо или опосредовано оказывал заметное влияние на формирование общих черт в культуре, быте, языке, мировоззрении населения .

Харкай-Джэун

Самым известным представителем племени илдуркин, согласно сведениям из « Сборника летописей », был Харкай-Джэун. Харкай было его именем, Джэун в переводе с монгольского значит левый (в трактовке У. М. Такстона — левая рука) .

Харкай-Джэуну удалось проявить себя после битвы при Харахалджит-Элетах . Он был отправлен Чингисханом в качестве посла к Ван-хану . Согласно « Сокровенному сказанию монголов » сведения, полученные от послов, помогли Чингисхану вскоре разгромить войско кереитов в Чжер-кабчигайской пади Чжечжеерских высот. При этом «Сокровенное сказание» в числе послов упоминает только Хариудара, из племени джоуреид , и Чаурхана , из племени урянхай .

Другим известным представителем илдуркинов был один из двоюродных братьев Харкай-Джэуна Ханду-секретарь (битикчи). Он был нойоном ( эмиром ) тумена из караунасов в области хорасанского Бадгиса . Известно, что Харкай-Джэун прожил долгую жизнь и был жив ещё во времена правления хана Мунке .

Примечания

  1. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 ноября 2019. 20 августа 2019 года.
  2. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 ноября 2019. 28 марта 2014 года.
  3. Рашид ад-Дин. Судрын чуулган. Нэгдүгээр боть. Нэгдүгээр дэвтэр / Ц. Сүрэнхорлоо, Г. Сүхбаатар, Ж. Болдбаатар. — Улаанбаатар. — С. 47, 131.
  4. Jamiʻuʼt-tawarikh. Compendium of chronicles. A History of the Mongols. Part One / Translated and Annotated by W. M. Thackston. — Harvard university, 1998. — С. 26.
  5. Jamiʻuʼt-tawarikh. Compendium of chronicles. A History of the Mongols. Part One / Translated and Annotated by W. M. Thackston. — Harvard university, 1998. — С. 95—96.
  6. Билэгт Л. О происхождении этнонима «монгол» // Угсаатны судлал. Studia Ethnologica. Tom. XI, fasc. 1—17. — Улаан-баатар, 1997.
  7. Зориктуев Б. Р. // Вестник БГУ. — 2010. — С. 96—101 . 28 февраля 2020 года.
  8. / С. В. Калмыков. — Улан-Удэ: Бурятский гос. университет, 2003. — 636 с.
  9. Базарова Б. З., Коновалов П. Б. . — Наука, 1995. — С. 31. — 133 с.
  10. Зориктуев Б. Р. // Новые исследования Тувы. — 2014. — № 4 . — С. 80—87 . 2 августа 2019 года.
  11. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
Источник —

Same as Илдуркины