Interested Article - Урасуты
- 2020-09-29
- 1
Урасуты, урсуты, уруснуты ( монг. урсууд, оросууд, орос ) — средневековое монгольское племя, вошедшее в состав империи Чингисхана в начале XIII века. В письменных источниках урасуты упоминаются в составе лесных племён ( хойин-иргэн ), проживавших на севере Монгольской империи .
Этноним
В « Сборнике летописей » этноним отражён в форме урасут , в « Сокровенном сказании монголов » — в форме урсут . Другие формы этнонима: уруснут, урусунут, роснут, руснут, уруснарт , урусурнат , ороснут, урусунт , урусут, орсууд, урдуут , урдут , ордут , убсус . Племенное название урсут в « Алтан Тобчи » заменено словом убсус , произведённым от названия озера Убса и обозначавшим народ, обитавший около этого озера . В « Юань ши » этноним передан в транскрипции у-эр-су .
По мнению Д. С. Дугарова, все вариации являются искажениями исходного этнонима уруснут , в котором легко выделяется монгольско - бурятский суффикс множественного числа -нууд , который может функционировать без «н» как -ууд . С таким суффиксом этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов». Основа этнонима, согласно Д. С. Дугарову, восходит к древнетюркскому ürün — светлый, основу которого составляет ur/ür , возводимая к дотюркскому Ө:р/Ө:r .
Согласно Ф. Кливзу , имя урсут возникло от названия р. Урс. По предположению Б. Р. Зориктуева, Урс — это нынешняя р. Урсул , которая протекает по территории Горного Алтая и слева впадает в Катунь .
История
Согласно сведениям из « Сборника летописей », урасуты представляли собой одно из племён, «которых в настоящее время называют монголами » . Урасуты проживали по соседству с такими племенами как теленгут и куштеми .
Местопребыванием этих племён, по-видимому, были пространства между верховьями pp. Оби и Енисея . На карте «Старой Сибири», приложенной к «Сибирской Истории» И. Е. Фишера , теленгуты показаны обитающими по верховьям Оби и её правому притоку Томь . Согласно Б. З. Нанзатову, эти племена проживали на Алтае . К. Д’Оссон локализует теленгутов и урасутов на территории к западу от оз. Байкал . Племя убсус (урсут), по другой версии, обитало около озера Убсу-Нур .
В « Сокровенном сказании монголов » племена теленгут, урасут и куштеми отражены под именами теленгут (тенлек), урсут и кесдиин . Теленгуты известны в составе калмыков . В составе бурят известны под именем долонгут . В современной Монголии этноним распространён в форме теленгэд (тэлэнгэд) . Названия куштеми и кесдиин отождествляют с термином кыштым , собирательным названием мелких сибирских племён, находившихся в даннической зависимости от более сильных соседей .
Согласно Рашид ад-Дину , «они хорошо знают монгольские лекарства и хорошо лечат монгольскими [способами]. Их также называют лесным племенем , потому что они обитают по лесам». «У этих племен [урасут, теленгут и куштеми] страна была расположена по ту сторону киргизов , [на расстоянии] около одного месяца пути». «После того как киргизы выразили покорность, а [потом] восстали, Чингиз-хан послал к этим вышеупомянутым племенам своего сына Джочи-хана . Он прошел по льду через Селенгу и другие реки, которые замерзли, и захватил [область] киргизов». «Во время [этого] похода и возвращения он также захватил и те племена» .
Согласно «Сокровенному сказанию монголов», лесные племена выразили покорность Джучи в 1207 году (в год Зайца). Высоко оценив заслуги Джучи, Чингисхан обратился к нему со словами: «Ты старший из моих сыновей. Не успел выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство» .
По данным Ф. Кливза , известно, что имя урсут возникло от названия р. Урс. Следуя своим древним традициям, урсуты каждый год, в первой декаде шестого месяца, отправлялись на священную для них реку для принесения жертвы её божеству белыми лошадьми, рогатым скотом и овцами, сопровождая ритуал брызганьем молоком кобылиц. О местонахождении р. Урс точных сведений не имеется. По предположению Б. Р. Зориктуева, Урс — это нынешняя р. Урсул , которая протекает по территории Горного Алтая и слева впадает в Катунь .
Урасуты и хонгодоры
Среди исследователей распространено мнение, согласно которому возможно отождествление урасутов (урсутов) с хонгодорами или же с хонгодорским родом саган (сагаан) .
Д. С. Дугаров, используя материалы Б. О. Долгих и опираясь на предложенную гипотезу Д’Оссона, предположил, что находящаяся в составе бурят племенная общность хонгодор является теми самыми урсутами, которых покорял Джучи . «Урасуты, — утверждает он, — обитали на той же территории, на которой в XVII в. встретили хонгодоров русские и на которой они живут и сегодня». Мнение Д. С. Дугарова поддержал Д. Д. Нимаев, который отметил, что можно считать доказанной гипотезу, что урсуты были постоянными жителями Предбайкалья и одними из вероятных предков современных хонгодоров .
Согласно Д. С. Дугарову, хонгодоры, т. е. урсуты, были уведены войсками Чингисхана из Предбайкалья в Северо-Западную Монголию , откуда они потом вернулись обратно на западную сторону Байкала , где стали называться хонгодорами. При этом согласно Б. Р. Зориктуеву, передвижение хонгодоров если и было, то только в одном направлении: из Прихубсугулья в Предбайкалье. По его мнению, говорить о том, что весь хонгодорский этнос представляет собой бывших урсутов, имеющийся материал оснований не даёт .
Согласно сведениям Б. О. Долгих, роснутами, руснутами (уруснутами), урусурнатами назывались хонгодоры. Название хонгодоры употреблялось главным образом в Иркутском уезде , а название роснуты — в Енисейском (в Балаганске ) . Поскольку в источниках, как писал Б. О. Долгих, наименования отдельных хонгодорских родов иногда подменяют общеплеменное название, можно предположить, что хонгодоры по названию рода урсут именовались уруснутами .
Предположительно, урсутский род в составе хонгодоров по содержанию своего этнонима («белый») стал называться саганским . Предположение Д. С. Дугарова удачно корреспондирует с тем, что в традиции хонгодоров маркирует белый цвет — сагаан . Например, в генеалогических преданиях фигурируют сагаан хонгоодоры , для кудинцев хонгодоры — сагаан монголнууд («белые монголы»); сагаан — один из крупных хонгодоровских родов в составе тункинских , окинских и закаменских хонгодоров (его ответвлениями являются весьма многочисленные роды шуртху, муртэн, моотонго, мурта-моотонго, шуранхан). Один из древних хонгодоровских родов тайбжан («тойбин род») также именовался сагановским .
Д. С. Дугаров полагает, что урсут, саган и тайбжан (тойбин) «являются разными названиями одного и того же хонгодорского рода» . При этом согласно Б. Р. Зориктуеву, роды тайбжан и саган представляют собой два отдельных рода, названия которых невозможно считать тождественными .
Урасуты обитали на той же территории, на котором в XVII веке встретили хонгодоров русские . Как пишет Б. Р. Зориктуев, учтя сообщение русских документов XVII века, можно допустить, что вместе с хонгодорами на север ушла часть енисейских урсутов. Долгое совместное проживание с хонгодорами вблизи Байкала могло привести к тому, что урсуты инкорпорировались в их состав в качестве рода .
Б. З. Нанзатов, в свою очередь, писал о возможной связи саганов, расселённых по Иркуту и Китою со средневековым племенем татар , в составе которых имелся род чаган-татар . Согласно В. В. Ушницкому, урсутами называли именно представителей татарского племени, бежавших от Чингисхана в Приангарье . Так в «Истории Тартар» Ц. де Бридиа в переводе А. Г. Юрченко имеются следующие сведения: «Прямо на север — да-та [они племя урсутов] и меркиты , прямо на юг — сихи» . При этом В. В. Ушницкий согласен с мнением, что предками хонгодоров выступают уруснуты .
Современность
Как пишет Б. Р. Зориктуев, урсуты в Монголии сохранились до наших дней практически на той же территории, на которой жили ранее: на северо-западной стороне оз. Хубсугул , по долине р. Шарга. Они говорят, что пришли сюда с верховья Енисея .
Потомками урасутов (урсутов) считаются современные саганы . Саган (сагаан) — один из крупных хонгодоровских родов в составе тункинских , окинских и закаменских бурят (его ответвлениями являются весьма многочисленные роды шуртху, муртэн, моотонго, мурта-моотонго, шуранхан). Один из древних хонгодоровских родов тайбжан («тойбин род») также именовался сагановским . У старожилов сохранилось воспоминание, что в прошлом род саган также был в составе аларских хонгодоров .
Б. З. Нанзатов, в свою очередь, писал о возможной связи саганов, расселённых по Иркуту и Китою со средневековым племенем татар , в составе которых имелся род чаган-татар . Согласно В. В. Ушницкому, урсутами называли именно представителей татарского племени, бежавших от Чингисхана в Приангарье .
В. В. Ушницкий отождествляет хакасский сеок урдут (ордут) с урсутами. При этом В. Я. Бутанаев считает урдутов потомками удуит- меркитов .
В современной Монголии проживают носители следующих родовых имён:
- Орос — в Улан-Баторе и аймаках: Хувсгел , Говь-Алтай , Баянхонгор , Уверхангай , Орхон и др. ;
- Оросынхон — в Улан-Баторе и аймаках: Хувсгел, Говь-Алтай, Дархан-Уул и др. ;
- Оросууд — в Улан-Баторе и аймаках: Хувсгел, Дархан-Уул, Говь-Алтай и др. ;
- Орсууд — в Улан-Баторе и аймаке Хувсгел
- Орусууд — в Улан-Баторе ;
- Ород — в Улан-Баторе ;
- Өрөсүүд — в аймаке Булган ;
- Урдууд — в аймаке Хувсгел ;
- Өрөд — в Улан-Баторе и аймаке Уверхангай ;
- Орос Монгол — в аймаке Сэлэнгэ ;
- Оросынх — в аймаке Хувсгел .
См. также
Примечания
- ↑ Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 ноября 2019. 20 августа 2019 года.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- ↑ Ономастическое пространство и национальная культура: материалы международной научно-практической конференции, 14—16 сентября 2006 г. / Л. В. Шулунова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. — С. 120. — 297 с.
- ↑ Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. — М. : Изд-во АН СССР, 1960. — С. 300. — 624 с.
- Marek Aurel Havlíček. Současné formy burjatského šamanismu (The Contemporary Forms of Buryatian Shamanism) (чешск.) . — Praha: Univerzita Karlova v Praze, 2013. — С. 39. — 286 с.
- ↑ Ушницкий В. В. . — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 60—62. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1 . 5 июня 2020 года.
- ↑ Ушницкий В. В. // Золотоордынское обозрение. — 2014. — № 1 (3) . — С. 43—63 . — ISSN . 5 февраля 2021 года.
- ↑ . — Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2008. — С. 187. — 671 с. — ISBN 9785781005420 . 4 июня 2020 года.
- ↑ Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н. П. Шастиной / Румянцев Г. Н. — Москва: Наука, 1973. — С. 184, 355. — 440 с.
- ↑ Зориктуев Б. Р. Актуальные проблемы истории монголов и бурят. — М. : Вост. лит., 2011. — С. 151—153. — 278 с. — ISBN 978-5-02-036475-2 .
- ↑ . www.vostlit.info. Дата обращения: 7 марта 2020. 19 февраля 2020 года.
- Нанзатов Б. З. Расселение и племенной состав «лесных народов» в предчингисовское и чингисовское время (по данным летописей Рашид ад-Дина) // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. — 2011. — 3—7 мая. — С. 441—451 .
- ↑ / Т. М. Михайлов. Бурятский институт общественных наук. — БНЦ СО АН СССР, 1991. — С. 39. — 92 с.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — С. 164. — 325 с.
- Бакаева Э. П. «ЧЬИ ВЫ?» (Специфика полевой работы в среде калмыков в связи с проблемой самоидентификации) // Этнографическое обозрение. — 2010. — № 3 . — С. 54—65 .
- Батыров В. В. Очерки истории традиционной культуры калмыков второй половины XIX вв. Монография. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 96. — 226 с. — ISBN 978-5-906881-21-2 .
- ↑ Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2017. — Т. 19 . — С. 151—171 . — ISSN .
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 8 марта 2020. 23 ноября 2021 года.
- Зориктуев Б. Р. // Вестник Восточно-Сибирского Государственного Института Культуры. — 2016. — № 1 (10) . — С. 20—26 . — ISSN . 5 июля 2019 года.
- ↑ Зориктуев Б. Р. Актуальные проблемы истории монголов и бурят. — М. : Вост. лит., 2011. — С. 147. — 278 с. — ISBN 978-5-02-036475-2 .
- ↑ Зориктуев Б. Р. Актуальные проблемы истории монголов и бурят. — М. : Вост. лит., 2011. — С. 159. — 278 с. — ISBN 978-5-02-036475-2 .
- Зориктуев Б. Р. Актуальные проблемы истории монголов и бурят. — М. : Вост. лит., 2011. — С. 160. — 278 с. — ISBN 978-5-02-036475-2 .
- ↑ Нанзатов Б. З. Расселение и племенной состав номадов Центральной Азии в предчингисовское и чингисовское время (по данным летописей Рашид ад-Дина) // Монгольская империя и кочевой мир (Мат-лы междунар. науч. конф-ии). Кн. 3. — 2008. — С. 377—443 .
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- Ушницкий В. В. . — Якутск: Издат-во ИГИиПМНС СО РАН, 2013. — С. 166. — 265 с. 29 мая 2019 года.
- Зориктуев Б. Р. Актуальные проблемы истории монголов и бурят. — М. : Вост. лит., 2011. — С. 153. — 278 с. — ISBN 978-5-02-036475-2 .
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 2 декабря 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 13 ноября 2021. 13 ноября 2021 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 1 мая 2021. 1 мая 2021 года.
- 2020-09-29
- 1