Переводчики с узбекского языка
- 1 year ago
- 0
- 0
Кыпча́кские диале́кты узбе́кского языка́ (кыпчакское наречие узбекского языка ) — группа говоров узбекского языка , распространенных главным образом в Узбекистане и Таджикистане . Общее число носителей остается невыясненным.
Проникновение кыпчакских говоров на территорию Узбекистана и Таджикистана началось в раннем средневековье и усилилось в эпоху государства Хорезмшахов, а более мощная волна связана прежде всего с миграцией кочевых узбеков в Мавераннахр и Хорасан в XV—XVII веках. В 1500—1510 годах часть дешти-кыпчакских племен во главе с Шейбанидами проникли сначала в Мавераннахр и Хорасан , а позднее — в Хорезм и Ферганскую долину . В начале XVI века в Ферганскую долину проникли узбекские племена, а в первой половине XVII века — кыпчаки .
На протяжении XVI—XVIII вв. часть дешти-кыпчакских племен перешло на карлукско-чигильское наречие численно преобладающего местного населения. Переход на карлукско-чигильский диалект фиксируется у таких родовых групп, как катаганы и мангыты . Кыпчакский говор сохраняется у кураминцев , лакаев , кыпчаков, кунгратов , дурманов , а также частично у некоторых групп мингов, юзов и кырков .
Традиционно считается, что кыпчакские говоры распространены в отдельных районах Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Самаркандской, Навоийской и Джизакской областей, а также в Таджикистане . По другим данным, представители этого наречия проживают во всех областях Узбекистана и на территории соседних республик .
Точная численность носителей кыпчакского наречия не выяснялась и может определяться приблизительно. Кроме того, в XX веке под влиянием школьного образования, СМИ и популярной культуры большое количество носителей, особенно молодое поколение, перешло на общеузбекский, наиболее близкий к карлукско-чигильскому диалекту узбекского языка.
Районы Узбекистана, где распространены кыпчакские говоры:
Носители кыпчакских говоров дисперсно проживают в Джизакской, Навоийской областях и Республике Каракалпакстан.
Несмотря на значительные кыпчакские элементы в фонетике и лексике, на кыпчакские говоры оказали большое влияние карлукские говоры, в результате чего они хорошо взаимопонимаемы. Карлукское влияние сказалось на фонетике (окание), лексике и грамматике кыпчакских говоров. Сформировались переходные — кыпчакско-карлукские и кыпчакско-огузские — говоры .
Кыпчакский диалект узбекского языка традиционно включает джекающие, йекающие, экающие, окающие группы говоров .
Характерные признаки кыпчакского наречия:
Окание характерно для большинства кыпчакских говоров. Акание и сингармонизм сохраняются в говорах кураминцев, ферганских кыпчаков и лакаев
Основная часть лексики кыпчакских говоров является общеузбекской и взаимопонимаемой с другими диалектами. Часть лексики кыпчакских говоров является уникальной. Однако она уникальна для каждого говора и не имеет точных сходств.
Уникальными в кыпчакских говорах являются коневодческая терминология, названия видов лошадей, некоторые виды хлеба и напитков. Характерные названия различных возрастных категорий лошадей у лакаев: қулун, калтатой, ғўнон, дўнон. Виды лошадей: тўри, жийрон, бўз, ола, тарлон и др. Виды хлеба у лакаев: чапати, табаки, қотирма, қуйбоқ, чегалдак, қуймач и др.
Кыпчакские говоры оказали большое влияние, кроме карлукско-чигильского и огузского наречий узбекского языка, также на многие говоры таджикского языка. Так, многие виды блюд и напитков, а вместе с ними и их названия, были переняты горными таджиками у лакаев и других узбекских родовых групп. К таким относятся қуртоба (напиток из кислого молока), джалама (рисовая каша), маяк (яйцо). В языке таджиков Ходжента и Канибадама имеется ряд кыпчакских узбекизмов, например джуред «идемте» вместо таджикского рафтем, восходящий к общеузбекскому юринг с характерным для кыпчакских говоров переходом й>дж.
Вместе с тем, в некоторых кыпчакских говорах Самаркандской области и Таджикистана встречаются заимствования из таджикского языка, свойственные для Самаркандско-Бухарской группы карлуко-чигильского наречия (общеузбекское чумоли — мўчча от таджикского мўрча «муравей»; общеузбекское ўргимчак — тартанак от таджикского тортанак «паук»; общеузбекское ари — зомбр от таджикского занбур «пчела»).
Кыпчакские говоры узбекского языка используются в массовой культуре и традиционных народных искусствах. На кыпчакских говорах исполнялись сказки, песни, народные поэмы — достоны. В различных народных гуляниях, обычаях и играх также использовались эти говоры. Узбеки Байсунского района Сурхандарьинской области сохранили уникальную народную культуру, основанную на устном творчестве. Сказители Байсуна создали огромное количество произведений в различных фольклорных жанрах. Каждый год в Байсуне проводятся фестивали народных искусств, в которых исполняются многочисленные песни, поэмы, сказки. Они исполняются в национальных праздниках — День Независимости, Навруз, различные юбилеи; по центральным телеканалам ежедневно транслируются выступления сказителей и народных исполнителей. Байсун был включен ЮНЕСКО в число 19-ти культурных пространств, которым был присвоен титул «Шедевр устного и нематериального наследия человечества» .
Певцы, выходцы из Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Ташкентской областей, исполняют эстрадные композиции на своем диалекте. Особенной популярностью пользуются песни, исполненные на кыпчакских говорах Сурхандарьинской области. Популярные исполнители из Сурхандарьинско-Кашкадарьинского региона:
Известный певец Тошпўлат Маткаримов, выходец из кураминцев, исполняет песни на кураминском говоре.