Interested Article - Гантимур
- 2021-09-15
- 1
Гантиму́р — князь эвенкийского или даурского ( хамниганского ) рода Баягир , предводитель конгломерата родов забайкальских эвенков и дауров в XVII веке.
Родился на реке Нерча , сын Алака Батур-хана ( Нарин-хан ) — правителя эвенкийских и даурских родов Забайкалья. В середине ХVII века, после переселения эвенков из Верхнего Приамурья и Забайкалья, Гантимур владел территориями вокруг Барги . Имел высокий социальный статус в цинской империи . В 1667 году вместе с родственниками и представителями более 20 родов вышел из-под влияния цинской администрации, приняв российское подданство . В 1684 году Гантимур с сыном Катанаем принял православие в Нерчинске . В 1685 году умер в Нарыме по пути в Москву .
Гантимур | |
---|---|
Связанные статьи |
Этимология имени
Этимология имени Гантимур вызывает дискуссию в научной и научно-популярной среде. Существуют разные варианты интерпретации значения имени, среди которых известны следующие гипотезы: монгольская , монголо- даурская , тюркская , эвенкийская . Из лексического пласта эвенкийского языка имя Гантимур может этимологизироваться во взаимосвязи со значением «лучник», «стрелок из лука» . Наиболее точно эвенкийская этимология имени представляется в виде Гантимир — «Сталь (наконечник стрелы), летящая точно в цель», «Стреляющий точно в цель», либо Гантимур, Гантимор – «Крепкий как сталь» . В среде эвенков Гантимур имел уважительные прозвища Букули — «Выдающийся» (превосходная степень оценки) и Гантимур Улан — «Красный Гантимур» (от эвенк., монг hулан/улан/ула — «красный», во взаимосвязи с войсковым краснознаменным подразделением, возглавлявшимся им) .
Биография
Гантимур родился в районе современного Нерчинска, где на обширной территории по Шилке и Нерче распространялись исторические права родов «конных тунгусов» , так в российских официальных документах вплоть до советского времени именовались потомки князя и его подданых . Роды Баягир и Дуликагир , к которым, согласно генеалогии, принадлежал Гантимур, были связаны в нескольких поколениях с монгольским родом Борджигин и правящими родами маньчжурской династии Цин . При этом в отношении происхождения родов баягир и дуликагир существуют версии эвенкийского и даурского происхождения . Среди оснований эвенкийского происхождения рода называются структура генеалогии рода, сведения документальных источников и описание родового герба Гантимуровых . Российский генеалог на основе сравнительной ономастики считал, что предки Гантимура были монголоязычны и находились в родстве с киданьским родом Елюй . Киданьское происхождение также поддерживает Д. Г. Дамдинов .
На основании родственных отношений и высокого социального статуса Гантимур занимал видное место при правящей династии в цинском Китае, как лицо высшего уровня власти имел привилегии и получал ежегодное жалование . После переселения маньчжурами конных тунгусов из Приамурья и восточного Забайкалья в Маньчжурию и на западные границы империи Цин проживал на территории Барги, возглавляя роды конных тунгусов и краснознаменное подразделение 8-знаменной цинской армии . Гантимур был выдающимся предводителем, умелым воином и полководцем, имел 9 жен и более 30 сыновей .
В 1667 г. подразделение маньчжурского войска, возглавляемого Гантимуром было направлено в Прамурье с задачей уничтожения Кумарского острога, однако, Гантимур и другие предводители конных тунгусов принимают решение вернуться на родные земли к Нерчинску и изъявляют желание перейти под российское подданство. Общее число конных тунгусов, принявших российское подданство вместе с Гантимуром и его родственником Бокаем, возглавлявшим род Дуликагир, составило около 7—8 тыс. человек из более 20 родов конных тунгусов . Причиной решения о принятии российского подданства ранние в исторических публикациях называются перспективы «доброго жития» , либо обида на несправедливое судебное решение , однако истинной причиной, побудившей конных тунгусов выйти из-под влияния цинской династии является желание остаться на землях предков, что в составе цинского Китая было невозможно .
Переход конных тунгусов Гантимура под подданство России обострил отношения царской России с цинским Китаем, однако, несмотря на многочисленные требования цинских правителей выдать Гантимура, администрация российской империи отвечала отказом . Для этого были обоснованные причины — принятие конными тунгусами российского подданства предоставляло России политические права на освоение обширной территории Забайкалья. Кроме этого, конные тунгусы Гантимура, представлявшие собой многочисленное и умелое войско, отныне выступали защитниками интересов Российской империи .
В 1684 г. в Нерчинске Гантимур вместе со старшин сыном Катанаем принял православие, Гантимуру было дано имя Петр, Катанаю — Павел. В том же году Гантимур с сыновьями Катанаем и Чекулаем отправились в Москву, но в пути Гантимур скончался и был похоронен в Нарыме. Катанай и Чекулай были с почетом приняты российским правительством — указом от 16 марта 1685 г. Катанай был записан в дворяне по привилегированному «московскому» списку. Он и его потомки получали право именоваться князьями, освобождались от уплаты ясака, им было назначено специальное жалование .
Вклад Гантимура и его потомков в историю развития российского Забайкалья чрезвычайно велик: безвозмездное предоставление России политических прав на огромные территории Забайкалья и Верхнего Приамурья; доблестная защита российских границ конными тунгусами, возглавлявшимися кровными потомками Гантимура на протяжении 200 лет; управление территорией Забайкалья в сложных политических условиях XVIII—XIX вв.; многолетний труд образованных кадров на благо России; защита интересов страны на полях сражений.
Образ Гантимура сохранен в преданиях конных тунгусов, среди которых популярны фольклорные тексты с сюжетами «о 30-пудовом валуне, оставленном Гантимуром», «о фортификационном сооружении — большом земляном вале, возведенном на границе с Китаем», «о Гантимуре — предводителе конных тунгусов» и др. .
Родовое дерево Гантимура опубликовано на сайте всемирного генеалогического дерева Geni . Среди потомков - Павел Глоба .
Примечания
- (англ.)
- ↑ Соломин А. В. // Генеалогический вестник, СПб. — 2012. — № 45 . 8 сентября 2022 года.
- Дамдинов Д.Г. О предках Гантимуровых (титулованных князей и дворян по московскому списку). — Улан-Удэ, 1996. — С. 3, 10, 23.
- Бараев В.В. Высоких мыслей достоянье. — М. : Политиздат, 1988. — С. 48.
- Туголуков В.А. Конные тунгусы (этническая история и этногенез) // Этногенез и этническая история народов Севера : сборник научных статей. — 1975. — С. 101 .
- Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. — М. : Наука, 1979. — С. 250-251.
- Зуев А.С. Хан Тимур, булат или стрелок из лука: к этимологии имени тунгусского князя Гантимура // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2013. — Т. 12 , № 5 . — С. 242-248 .
- Варламов А.Н. Сонинги Дулин Буга: этногенез и этническая история эвенков. — Новосибирск: Наука, 2022. — С. 408, 415.
- Эвенкийско-русский словарь / сост. А.Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 2004. — С. 103.
- Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Т. 2 / под ред. В.И. Цинциус. — Л. : Наука, 1977. — С. 343.
- Спасский Г.И. Исторические сведения о Сибирских Тунгусах вообще и о Забайкальских в особенности // Сибирский вестник. Чч. XVIII, XIX, XX. — 1882. — С. 23 .
- Соломин А.В. Князья Гантимуровы. — М. , 2013. — С. 49-51, 252-253.
- Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссиею. Т. IV. 1645-1676. — СПб. : Типография II-го Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1842. — С. 455.
- Серебренников И.И. Князь Гантимур: исторический очерк. — Шанхай: Far Eastern Times, 1934. — С. 14.
- РГАДА, Ф. 1411, Оп. 1, Д. 107
- Д. Г. Дамдинов — исследователь хамниганского этноса. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2010. — 140 с.
- Краевский А.А. Отечественные записки. — СПб. : Тип. Глазунова и компании, 1847. — С. 117.
- Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга. Т. 1. — СПб. : изд-е «Русской старины», 1873. — С. 50.
- Артемьев А.Р. России верное служение. (Род князей Гантимуровых) // Забытые имена. История Дальнего Востока России в лицах : сборник научных статей. — 1994. — Т. Вып. 1 . — С. 47-59 .
- Бантыш-Каменский Н.Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792-й год. — Казань: Типография Императорского университета, 1882. — С. 15-17.
- История Сибири: в 2 ч. Ч. 2. Период с 1660 г. до воцарения Императрицы Екатерины Петровны / сост. В.К. Андриевич. — СПб. : Типография В.В. Комарова, 1889. — С. 140.
- Бантыш-Каменский Н.Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792-й год. — Казань: Типография Императорского университета, 1882. — С. 15.
- Паршин В.П. Поездка в Забайкальский край. Ч. 2: История города Албазина. — М. : Типография Николая Степанова, 1844. — С. 117.
- Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.. — М. : Изд-во АН СССР, 1960. — С. 351.
- Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. — СПб. : Типография К.Н. Плотникова, 1874. — С. 151.
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 3, Т. 11-15. — СПб. : издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза», 1895. — С. 595.
- Бантыш-Каменский Н.Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792-й год. — Казань: Типография Императорского университета, 1882. — С. 27.
- Варламов А.Н. Сонинги Дулин Буга: этногенез и этническая история эвенков. — Новосибирск: Наука, 2022. — С. 411-412.
- История Сибири: в 2 ч. Ч. 2. Период с 1660 г. до воцарения Императрицы Екатерины Петровны / сост. В. К. Андриевич. — СПб. : Типография В.В. Комарова, 1889. — С. 429-430.
- Варламов А.Н., Варламова Ю.А. Историческая роль Гантимура и забайкальских эвенков в присоединении Забайкалья к Российской империи // Сибирский антропологический журнал. — 2021. — Т. 5 , № 2 . — С. 9-18 .
- Бантыш-Каменский Н.Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792-й год. — Казань: Типография Императорского университета, 1882. — С. 14.
- Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. — СПб. : Типография К. Н. Плотникова, 1874. — С. 151.
- Серебренников И.И. Князь Гантимур: исторический очерк. — Шанхай: Far Eastern Times, 1934. — С. 13.
- Паршин В.П. Поездка в Забайкальский край. Ч. 2: История города Албазина. — М. : Типография Николая Степанова, 1844. — С. 118.
- Широкогорова Е.Н. Северо-Западная Манджурия (географический очерк по данным маршрутных наблюдений). — Владивосток: Тип. Обл. зем. управы, 1919. — С. 7.
- Фольклор эвенков Прибайкалья / сост. М.Г. Воскобойников. — Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1967. — С. 127-128.
- Соломин А.В. Князья Гантимуровы. — М. , 2013. — С. 27-28.
- www.geni.com/profile/index/6000000049377640748
Ссылки
- 2021-09-15
- 1