Interested Article - Ихшиды Согда
- 2021-04-04
- 2
Ихши́ды Со́гда (также известные как ихши́ды Самарка́нда и Уна́ши) — согдийская династия, правившая одним из согдийских княжеств со столицей в Самарканде с 642 по 755 года .
Княжеский титул « ихшид » (от согд. xšyδ , xšēδ — букв . «правитель») имеет иранское происхождение; учёные по-разному производили его от древнеиранского корня « khshaeta» ( « сияющий », « блестящий »), или от « khshāyathiya » (« правитель », « царь »), от которого также происходит титул « шах» (« царь ») . Ихшиды Согда со столицей в Самарканде хорошо засвидетельствованы во время и после мусульманского завоевания Мавераннахра .
Династия ихшидов Согда
Шишпир, первоначально правивший Кешем , завоевал Самарканд в 631—642 гг. н. э. и основал династию ихшидов . Его правление в Самарканде последовало за правлением гуннских племён , которые взяли под свой контроль город примерно с 437 г. н. э. Основателю Шишпиру наследовали несколько поколений царей, которые записаны в китайских хрониках и известны благодаря их чеканке .
Гуннское наследие проявляется в чеканке Шишпира, так как он принял гуннскую Y-образную тамгу ( ) на реверсе его монет . Таким образом, символ эфталитов появляется на остаточной чеканке Самарканда , вероятно, как следствие контроля эфталитов над Согдианой, и становится заметным в согдийской чеканке до мусульманского завоевания Мавераннахра .
Надписи, найденные на развалинах дворца ихшидов в Самарканде, и легенды о монетах позволяют предположить, что ихшиды называли свою династию «Унаш», то есть «гуннский» . На росписях афрасиабских росписей , выполненных в раннеихшидский период, имеется надпись с упоминанием царя « Вархумана Унаша».
Когда царь Вархуман Унаш пришёл к нему [посол] открыл рот [и сказал так]: «Я Пукарзате, дапирпат (канцлер) Чаганиана . Я прибыл сюда от Туранташа, владыки Чаганиана, в Самарканд , к царю, и относительно [к] царю [теперь] нахожусь [здесь]. И в отношении меня не имейте никаких опасений: О богах самаркандских, как и о письменности самаркандской, я хорошо осведомлён, и царю я также не сделал никакого зла. Пусть тебе повезет! И король Вархуман Унаш простился [с ним]. И [тогда] дапирпат (канцлер) Чача открыл рот.
— Надпись на мантии посла, фрески Афрасиаба .
Фрески Афрасиаба
Росписи Афрасиаба в Самарканде датируются серединой VII века н. э. на раннем этапе периода ихшидов, показывая приём иностранных сановников ихшидским царём Вархуманом . Вероятно, они были написаны около 655 г. н. э., поскольку Западно-тюркский каганат , члены которого широко представлены на фресках, переживал последние дни перед своим падением в 657 г. н. э., а династия Тан увеличивала свою территорию в Центральной Азии . На четырёх стенах комнаты частного дома изображены три-четыре страны соседней Средней Азии . На северной стене Китай (китайский праздник, с на лодке, а император на охоте), на южной стене Самарканд (то есть иранский мир: религиозное погребальное шествие в честь предков во время праздника Навруз ), на восточной стене Индия (как земля астрологов и пигмеев , но живопись там сильно разрушена).
-
Офицеры западных тюрок сопровождают высокопоставленных лиц, посещающих царя Вархумана в Самарканде . Один из них помечен как происходящий из Арги ( Карашар в современном Синьцзяне ). Фреска Афрасиаба , вероятно, написана около 655 г. н. э.
-
Послы из Чаганиана (центральная фигура, надпись на шее) и Чача (современный Ташкент ) к царю самаркандскому Вархуману. Около 655 г. н. э., фрески Афрасиаба , Самарканд .
-
Корейские послы во время аудиенции у царя Самарканда Вархумана. Их можно узнать по двум перьям на голове . Около 655 г. н. э., Афрасиаб, Самарканд .
-
Эмиссары династии Тан при дворе Вархумана в Самарканде несут шёлк и нить коконов тутового шелкопряда, около 655 г. н. э., фрески Афрасиаба, Самарканд
Китайцы утвердили свою политическую власть в Средней Азии за счёт западных тюрок , путём создания и формального назначения местных правителей на должности губернаторов в провинциях, созданных китайцами . Уже в 650—655 гг. н. э. Вархуман был признан китайцами «царём Канджу » ( Согдиана ) и наместником, как сообщают китайские хроники :
В эпоху Юнхуэй (永徽) (650–655 гг. н. э.) император Гао-цзун сделал эту территорию правительством Кангюй и дал титул губернатора королю страны, Вархуману (拂呼缦, Фухуман ).
— Китайские анналы о Вархумане .
Западные тюрки , которые около века были главной державой в регионе, распались после танского и кончины их правителя Ашина Хелу в 658 г. н. э., после чего они стали вассалами китайцев .
В этот период ихшиды и другие центральноазиатские коммуны неоднократно обращались к Китаю за военной помощью, но эти просьбы, как правило, встречались пустыми обещаниями, так как китайская армия во главе с генералом Гао Сяньчжи была занята войной против Тибета .
Эпилог
Линия сохранилась до времён Аббасидов , хотя к тому времени её местонахождение находилось в Истихане . Правителей Ферганского княжества также называли « ихшидами ».
Гурек
Среди наиболее заметных и энергичных из согдийских царей был Гурек , который в 710 году сверг своего предшественника Тархуна и в течение почти тридцати лет, путём изменчивых союзов, сумел сохранить шаткую автономию между расширяющимся Омейядским халифатом и Тюргешским каганатом .
Известно, что в 718 году Гурек отправил посольство к китайскому двору с просьбой о поддержке против арабов, но в военной помощи было отказано, вероятно, из-за огромных затрат и расстояний :
Тогда король Гурек не смог победить в войне с арабами. Он пришёл просить о помощи, но император отказал.
— , книга 221 .
В отместку арабский наместник, возможно, назначил Деваштича , правителя близлежащего Пенджикента , правителем Самарканда, чтобы заменить Гурека . Некоторые монеты Самарканда, возможно, были выпущены Деваштичем и могут соответствовать этому периоду . Власть арабов в регионе продолжала расти, поскольку они победили восстание Деваштича в 722 г. н. э.
Тургар
Правление последнего правителя ихшидов Тургара, кажется, пережило период относительного процветания под довольно благосклонным наблюдением мусульманского губернатора Омейядов Насра ибн Сайяра . Так продолжалось до восстания Абу Муслима и установления Аббасидского халифата в 750 г. н. э., после чего согдийцам пришлось принять ислам .
Тургар отправил посольство в Китай в 750 г. н. э., вероятно, прося поддержки . Надежда на китайскую поддержку ихшидов вскоре испарились после их стратегического поражения от арабов в битве при Таласе и роспуска в 751 г. н. э. Во время внутреннего восстания Ань Лушаня в 755 г. н. э. китайцам пришлось вывести все свои оставшиеся силы из Средней Азии, лишив ихшидов какой-либо дипломатической поддержки против арабов .
Тургар, вероятно, был свергнут примерно в 755—757 годах нашей эры и прекратил чеканку монет . Монеты арабо-согдийского стиля теперь чеканились в Самарканде от имени правителя Хорасана Абу Дауда Халида ибн Ибрагима . Единственное согдийское сопротивление теперь принимало форму внутренних социальных или религиозных восстаний в рамках Арабского халифата .
Ихшиды Согда
Правитель | Правление | Чеканка монет | Легенды монет | Китайское имя | Транскрипция |
---|---|---|---|---|---|
Шишпир | 642-655 гг. н. э. | 沙瑟毕 | Шасеби | ||
Вархуман | 655-696 гг. н. э. |
<(ʾ)βrγwmʾn MLKA>
/(ə)warxumān xšēδ/ |
拂呼缦 | Фухуман | |
Урк Вартрамук | 675-696 гг. н. э. |
<ʾwrk wrtrmwk MLKA>
/Urk Wartramuk xšēδ/ |
|||
Тукаспадак | 696-698 гг. н. э. |
<twkʾspʾδk MLKA>
/Tōkəspāδak xšēδ/ /Tōkəspāδē xšēδ/ |
笃娑钵提 | Дусаботе | |
Мастан-Навиан (Мастич-Унаш) | 698-700 гг. н. э. |
<mʾstn-nʾwyʾn MLKA>
<mʾstc ʾwnš MLKA> /Mastič Unaš xšēδ/ |
泥涅师师 | Ниниешиши | |
Тархун | 700-710 гг. н. э. |
<trγwn MLKA>
/Tarxūn xšēδ/ |
突昏 | Тухун | |
Гурек | 710-738 гг. н. э. |
<ʾwγrk MLKA>
/Uγrak xšēδ/ |
乌勒伽和 | Велекахе | |
Тургар | 738-755 гг. н. э. |
<twrγʾr MLKA>
/Turγar xšēδ/ |
咄曷 | Душе |
Чеканка монет
Ихшиды выпускают в основном медные монеты китайского образца (типа , круглые с квадратным отверстием в центре), с легендами на арамейском и согдийском языках с указанием имени и титула правителя . В арамейской легенде используется титул МЛКА «царь», в согдийской легенде используется титул xšēδ ( ихшид , «правитель») . Ихшиды также выпустили несколько серебряных монет сасанидского образца с ликом правителя на аверсе и жертвенником огня на реверсе . Гуннская Y-образная тамга эфталитов ( ) появляется на реверсе этих монет . Второй символ (справа) — трискелион , символ Кеша , откуда произошёл Шишпир, основатель ихшидов .
-
Чеканка Вархумана , согдийского ихшида. Около 650-675 гг. н. э.
Другое использование титула «ихшид»
Арабские авторы сообщают, что этот титул также использовался правителем Ферганы в тот же период: Ибн аль-Асир сообщает, что именно ихшид Ферганы призвал китайцев на помощь против арабов, что привело к битве при Таласе .
Престиж титула в Средней Азии оставался высоким вплоть до X века, когда его принял тюркский полководец и правитель Египта Мухаммед ибн Тугдж , дед которого был выходцем из Ферганы. После его титула недолговечная династия, основанная Мухаммедом аль-Ихшидом, известна как династия Ихшидидов .
См. также
Примечания
- Tadjikistan: au pays des fleuves d'or. — Paris : Musée Guimet, 2021. — P. 152. — ISBN 978-9461616272 .
- ↑ , p. 1060.
- ↑ Fedorov, Michael (2007). . Iran . 45 : 155. doi : . ISSN . JSTOR . S2CID . из оригинала 8 декабря 2021 . Дата обращения: 8 декабря 2022 .
- , p. 138.
- ↑ «From the inscription in the palace of the Samarqand Ikhshlds mentioning „Avarhuman [from the dynasty of] Unash“, and coins mentioning „Mastich [from the dynasty of] Unash“, it appears that the dynasty founded by Shishpir was called Unash („Hunnish“)» in Fedorov, Michael (2007). . Iran . 45 : 155. doi : . ISSN . JSTOR . S2CID . из оригинала 8 декабря 2021 . Дата обращения: 8 декабря 2022 .
- . contents.nahf.or.kr . NORTHEAST ASIAN HISTORY FOUNDATION. Дата обращения: 8 декабря 2022. 19 октября 2021 года.
- Baumer, Christoph. : [ англ. ] . — Bloomsbury Publishing, 18 April 2018. — P. 243. — ISBN 978-1-83860-868-2 .
- : [ англ. ] . — British Library. Serindia Publications, Inc., 2004. — P. 112. — ISBN 978-1-932476-13-2 .
- Mode, Markus (2006). (PDF) . Rivista degli studi orientali . 78 : 112. ISSN . JSTOR .
- ↑ Baumer, Christoph. : [ англ. ] . — Bloomsbury Publishing, 18 April 2018. — P. 243. — ISBN 978-1-83860-868-2 .
- ↑ Whitfield, Susan. : [ англ. ] . — British Library. Serindia Publications, Inc., 2004. — P. 110. — ISBN 978-1-932476-13-2 .
- Library, British. : [ англ. ] . — Serindia Publications, Inc., 2004. — P. 110. — ISBN 978-1-932476-13-2 .
- Grenet, Frantz (2004). . Annales. Histoire, Sciences Sociales . 5/6 : Fig. C. из оригинала 24 октября 2020 . Дата обращения: 8 декабря 2022 .
- ↑ Rezakhani, Khodadad. : [ англ. ] . — Edinburgh University Press, 15 March 2017. — P. 181–182. — ISBN 978-1-4744-0030-5 .
- ↑ Mode, Markus (2006). (PDF) . Rivista degli studi orientali . 78 : 108. ISSN . JSTOR .
- New Book of Tang, Book 221. 新唐书/卷221下: «高宗永徽时,以其地为康居都督府,即授其王拂呼缦为都督。» in (кит.) . zh.wikisource.org . Дата обращения: 8 декабря 2022. 8 декабря 2022 года.
- Grenet, Frantz (2006). . Rivista degli studi orientali . 78 : 52. ISSN . JSTOR . из оригинала 10 декабря 2021 . Дата обращения: 8 декабря 2022 .
- ↑ Baumer, Christoph. : [ англ. ] . — Bloomsbury Publishing, 30 May 2016. — P. 4–5. — ISBN 978-1-83860-940-5 .
- , pp. 42ff..
- ↑ Fedorov, Michael (2007). . Iran . 45 : 156—157. doi : . ISSN . JSTOR . S2CID . из оригинала 8 декабря 2021 . Дата обращения: 8 декабря 2022 .
- ↑ 陈, 燕. : [ кит. ] / 燕 陈, 文光 王. — Beijing Book Co. Inc., 1 April 2016年. — P. 190. — ISBN 978-7-5482-2594-2 . . Дата обращения: 8 декабря 2022. Архивировано 8 декабря 2022 года.
- New Book of Tang, Book 221. 新唐书/卷221下: "其王乌勒伽与大食亟战不胜,来乞师,天子不许。" in (кит.) . zh.wikisource.org . Дата обращения: 8 декабря 2022. 8 декабря 2022 года.
- Grube, Ernst J. : [ англ. ] . — Marg Publications, 1991. — P. 19. — «Многие дома, по-видимому, были отремонтированы и перекрашены во время правления самаркандского царя Тургара, вступившего на престол в 738 году нашей эры. Эта фаза деятельности совпадает с примирительной политикой мусульманского правителя Насра ибн Сайяра. Это должно было закончиться восстанием Абу Муслима, когда местные жители были обращены в ислам». — ISBN 978-81-85026-16-9 .
- ↑ Fedorov, Michael (2007). . Iran . 45 : 154. doi : . ISSN . JSTOR . S2CID . из оригинала 8 декабря 2021 . Дата обращения: 8 декабря 2022 .
- ↑ Šafiʿī, I. (2018). (PDF) . Shodoznavstvo : 146. Архивировано из (PDF) 22 марта 2022 . Дата обращения: 8 декабря 2022 .
- «In the year 642, the Lord Shishpir sent presents to the court» «贞观十六年,君 沙瑟毕献方物。» in . Дата обращения: 8 декабря 2022. 8 декабря 2022 года. , also in (кит.) . zh.wikisource.org . Дата обращения: 8 декабря 2022. 8 декабря 2022 года.
- ↑ New Book of Tang, Book 221. 新唐书/卷221下: «高宗永徽时,以其地为康居都督府,即授其王拂呼缦为都督。万岁通天中,以大首领笃娑钵提为王。死,子泥涅师师立。死,国人立突昏为王。开元初,贡锁子铠、水精杯、码瓶、驼鸟卵及越诺、侏儒、胡旋女子。其王乌勒伽与大食亟战不胜,来乞师,天子不许。久之,请封其子咄曷为曹王,默啜为米王,诏许。乌勒伽死,遣使立咄曷,封钦化王,以其母可敦为郡夫人。» «В эпоху Юнхуэй (永徽) (650—655 гг. н. э.) Император Гао-цзун сделал эту территорию правительством Канджу. В эпоху Ваньсуй Тунтянь (696—697 гг. н. э.) У Цзэтянь назначил великого лидера Тукаспадака королём. После его смерти его сменил Мастич-Унаш. После его смерти народ выбрал Тархуна королем. (…) Затем король Гурек , проигравший в войне с арабами, пришел просить о помощи, но император отказался. Позже он попросил, чтобы его сын Тургар был посвящён в цари, что было принято…» в (кит.) . zh.wikisource.org . Дата обращения: 8 декабря 2022. 8 декабря 2022 года.
- ↑ Book 99 (唐会要 卷九十九): 显庆三年。高宗遣果毅董寄生列其所居城为康居都督府。仍以其王拂呼缦为都督。万岁通天元年。则天封其大首领笃婆钵提为王。钵提寻卒。又册立其子泥涅师师。神龙中。泥涅师师卒。又册立其子突昏。 in (кит.) . zh.wikisource.org . Дата обращения: 8 декабря 2022. 8 декабря 2022 года.
- ↑ ZEIMAL', E. V. (1994). . Bulletin of the Asia Institute . 8 : 249. ISSN . JSTOR . из оригинала 10 декабря 2021 . Дата обращения: 8 декабря 2022 .
- , p. 411.
Источники
- / Bacharach, Jere L. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by C. E. Bosworth ; E. van Donzel ; W. P. Heinrichs & Ch. Pellat . Assisted by F. Th. Dijkema (pp. 1—384), P. J. Bearman (pp. 385—1058) and S. Nurit. — Leiden : E.J. Brill , 1993. — Vol. 7. (платн.)
- / Bosworth, C. E. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by B. Lewis ; V. L. Ménage ; & Ch. Pellat . Assisted by C. Dumont, E. van Donzel and . — Leiden : E.J. Brill , 1986. — Vol. 3. (платн.)
- Gibb, H. A. R. (1923). London: The Royal Asiatic Society . OCLC
- . — Edinburgh University Press, 2017a. — ISBN 978-1-4744-0030-5 .
- 2021-04-04
- 2