Interested Article - Бухархудаты
- 2020-03-12
- 1
Бухархуда́ты ( согд. βuxārak Xwaday — букв. «господа́ Бухары») — согдийская династия, правившая княжеством со столицей в Бухаре с VII века до захвата края арабскими отрядами .
История
Основным источником по истории бухарских правителей до арабского завоевания является сочинение « История Бухары », написанное среднеазиатским автором Наршахи и данные нумизматики.
Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой и Согд был присоединён к Тюркскому каганату. В начале VII века (603 год) Тюркский каганат распался на Западный и Восточный каганаты. В Западный каганат вошли Казахстан , Средняя Азия , Северный Кавказ , Крым , Урал и Поволжье . Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Шегуй-кагана (в 610 — 618 годах ) и его младшего брата Тон-ябгу-кагана (в 618 — 630 годах ). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии . Тон-ябгу каган провёл административную реформу и назначил своих представителей — тудунов в области для наблюдения и контроля за сбором дани. Предполагают, что он выпускал свои монеты с надписью — Тун ябгу каган.
После распада Западнотюркского каганата к власти в Бухаре пришли бухархудаты. Ряд исследователей возводят род, правивший в Бухаре, к Янг-Соух-тегину , правителю пайкендского удела каганата и отцу Тон-ябгу-кагана, считая, таким образом, бухархудатов ветвью рода Ашина .
Первый упоминаемый Наршахи правитель зовётся Бидун ( Бухар-Худат-Бидун ), умерший в 673 или в 674 году.
По мнению видного историка О. И. Смирновой, имя бухархудата Бидуна (или Бандуна), который, по словам Наршахи явился «на помощь бухарцам из Туркестана с большим войском» следует читать тудун — титул (звание) правителя Чача (Шаша) конца VII и начала VIII в. Согдийская формула титула тудун засвидетельствована в мугских документах и на монетах и передаёт тюркское тутун, тудун, дословно «начальник гражданской администрации». Участие правителя Чача вместе с тюркскими войсками в указанных событиях находит себе подтверждение в других источниках .
После смерти Бидуна осталась вдова и грудной сын. Наршахи называет её просто Хатун, а аль-Куфи приводит имя Хутак Хатун.
Говорили, что в её время не было человека мудрее её: она мудро управляла, и подданные её были ей преданны.
— Наршахи. История Бухары
После её смерти царём стал её и Бидуна сын Тугшада I (или Тахшада ). Исследователь Г. Гоибов считает, что поскольку Хатун правила 18-19 лет, годом его восшествия на престол следует считать 692 год .
Согласно Наршахи, Тугшада правил 32 года, однако называют 3 даты его смерти — 724, 738 и 753 года. Исследователь Г. Гоибов, полагает, что годом смерти Тугшада следует считать 724 год , при этом 738 — это год смерти его сына Тугшады II, а 753 — его второго сына Кутайбы. Согласно Наршахи, Тугшада принял ислам от своего сына Кутайбы.
О. И. Смирнова считала, что тюркскими правителями Бухарского оазиса в середине VIII века была выпущена группа тюрко-согдийских монет с надписью «владыки хакана деньга» .
Во время правления Кутайбы государство поразила смута, вызванная неким пришедшим из Туркестана Барданхудатом (или Вардан-худатом ), однако Кутайба его разбил. Кутайба принял ислам , но затем отрёкся от него:
Несколько времени он был мусульманином , но отрекся от ислама во время Абу-Муслима , — да будет к нему милостив Бог. Абу-Муслим узнал об отступничестве Кутайбы и убил его.
— Наршахи. История Бухары
Под конец периода правления бухархудатов, у власти были Сукан и Буньят , согласно Наршахи каждый из них правил по 7 лет: Буньят, Сукан. Буньят (или Буниат ) родился в тот момент, когда его отец был мусульманином. Он сам также некоторое время исповедовал ислам, однако, затем произошло антиарабское восстание людей в белых одеждах под руководством Муканны . Буньят поддержал их, и они стали одерживать верх. Информация об этом дошла до халифа аль-Махди , который послал в Бухару конницу. Буньят был убит. Потом у власти у власти находился неизвестный бухархудат, Г. Гоибов условно именует его Тугшада III, так как Буньят и Сукан у Наршахи называются сыновьями Тугшады .
Наршахи также пишет о последнем бухархудате, не упоминаемом в своей работе Г. Гоибовым. Автор называет правителя на арабский манер: Абу-Исхак, сын Ибрагима, внук Халида, правнук Бутата. Фактически это уже просто наместник:
В виду отступничества их предка от ислама, халиф заблагорассудил отобрать у них всё и, взяв в казну все их имения, отдал их потом им же во временное пользование, как жалованье за службу и на удовлетворение их расходов.
— Наршахи. История Бухары
Религия
Во время правления бухархудатов, большинство жителей Бухары исповедали разные религии включая местный вариант зороастризма . Однако обнаружены и следы несторианского христианства, и даже Наршахи упоминает церковь в Бухаре .
Правители
(по Г. Гоибову)
Годы правления | Имя | Примечания | |
---|---|---|---|
? | 673 | Бидун | муж Хутак-хатун |
673 | 692 | Хутак-хатун | жена Бидуна, мать Тугшады I |
692 | 724 | Тугшада I | сын Бидуна и Хутак Хатун |
706 | 709 | Хунук | варданхудат , правитель Варданы |
Тугшада II | сын Тугшады I | ||
брат Тугшады II | |||
Тугшада III | неизвестный бухархудат, имя условно | ||
Сукан | сын Тугшада III | ||
Буньят | брат Сукана |
Примечания
- ↑ О. И. Смирнова «История Бухары» Hаршахи (К истории сложения текста и о задачах его издания) // КСИНА, вып.69. М., 1965, c.172
- Бабаяров Г. Б., Кубатин А. В. — Древнетюркские титулы и эпитеты на согдоязычных монетах Средней Азии эпохи раннего средневековья. // Мир Большого Алтая, 2016. стр. 899.
- , p. 418.
Источники
- B. A. Litvinsky, Ahmad Hasan Dani. (англ.) . — UNESCO, 1996. — P. 418. — ISBN 9789231032110 .
- Мухаммад Наршахи. .
- Гоибов Г. К хронологии бухарских правителей арабского завоевания (VII—VIII вв.) // Ответственные редакторы: Б. И. Искандаров, В. М. Массон, Н. Н. Негматов. Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана (Тезисы Всесоюзной научной конференции в г. Пенджикенте Таджикской ССР, 26—31 августа 1977 г.). — Душанбе: Издательство «Дониш», 1977. — С. 177—178 .
- 2020-03-12
- 1