Далай-лама I
- 1 year ago
- 0
- 0
Нгава́нг Лобса́нг Гьяцо́ ( 1617 — 1682 ) — пятый Далай-лама , известный как «Великий Пятый» ( тиб. ལྔ་པ་ཆེན་པོ , Вайли lnga pa chen po ), тибетский религиозный и политический деятель.
Будущий Далай-лама родился в местности Чинвар Тагце (округ Таргьей, Центральный Тибет ) в 1617 году, 23-го числа 9-го лунного месяца по буддийскому календарю . Семья новорождённого принадлежала к школе ньингма . Из-за острого религиозно-политического конфликта между школами гелуг и карма-кагью поиски и опознание нового Далай-ламы, проходившие в 1619 году, велось в строгом секрете. После успешного окончания поисков его переправили в . После смерти правителя Цанга, кармапинца , сведения о нём были наконец обнародованы, и в 1622 году он был перевезён в лхасский монастырь Дрепунг . В 1625 году Панчен-лама IV посвятил его в гецулы и стал его учителем .
В 1635 году халхаский Цохор-Цогто выслал в Тибет десятитысячный корпус во главе со своим сыном Арсланом, чтобы помочь цзанскому Карма Тенкьонгу окончательно разгромить школу гелуг . Однако ойратский ( хошутский ) хан Гуши , с которым ранее была достигнута договорённость о защите гелуг, сумел обезвредить войско. Цохор-Цогто, узнав о провале экспедиции, собрался в Тибет самостоятельно. Гуши-хан же в 1637 году напал на ставку Цохор-Цогто на Кукуноре и разгромил его. В следующем году Гуши прибыл с паломничеством в Тибет и лично представился Далай-ламе, после чего произошёл обмен почётными титулами. Далай-лама отказался от предложения посетить Джунгарию , однако в 1639 году вместе с Панчен-ламой IV и настоятелем Гадена отправил туда своего представителя — учившегося в Тибете хошутского Зая-пандиту Намхая Гьяцо .
Так же, как и Цогто-тайджи, противником школы Гелуг был царь области Бэри в Каме , последователь бонпо Доньод Дордже. Его письмо к дэси Цанга с договором о совместных военных действиях в Центральном Тибете было перехвачено и отослано Гуши-хану. К 1639 году хошуты были готовы вторгнуться в Тибет, чтобы уничтожить правителей Бэри и Цанга. Сам Далай-лама обсудил эту перспективу со своим дэси , и последний настоял на том, что школа Гелуг должна использовать шанс покончить со своими давними врагами, имея такого сильного покровителя. В конечном итоге было принято решение уничтожить только бонца -антибуддиста Доньод Дордже, но не дэси Цанга. Гуши-хан вошёл в Кам , и после года войны Доньод Дордже был схвачен, а в 1640 году казнён. Западные области царства Бэри были возвращены в подчинение Центральному Тибету.
После победы над Додьод Дордже Далай-лама узнал, что корпус Гуши-хана не возвращается на Кукунор , а идёт в Центральный Тибет, на Цанг. Дэси Сонам Чойпэл открыл ему, что это была его инициатива, и что теперь разворачивать хошоутов слишком поздно. Однако впоследствии, когда Гуши-хан осадил столицу Цанга Шигадзе , и Сонам Чойпэл начал сомневаться в успехе операции, так как рассчитывал на быструю сдачу, уже сам Далай-лама V убедил своего дэси продолжить осаду до победного конца. В результате жестокого штурма в 1642 году Шигадзе был взят, а Карма Тенкьонг Вангпо пленён.
В 1642 году Далай-лама был посажен на престол Шигадзе . Правитель ойратского племени хошутов Гуши-хан объявил, что дарует ему верховную власть над Тибетом , что знаменовало основание новой (после школы Сакья) тибетской теократии. Столицей, а также резиденцией правительства, была объявлена Лхаса , где в 1645 году было начато строительство дворца Потала . После подавления про-кармапинских восстаний на северо-западе страны и в Гьянцзе пленный Карма Тенкьонг был казнён, и оппозиция окончательно потеряла опору.
В 1643 и 1648 годах в ряде районов проведена перепись населения , а некоторые кагьюпинские монастыри реорганизованы в гелугпинские. Монастырь школы Джонанг Тактен-Пхунцоглинг, основанный Таранатхой, был передан в ведение Гелуг.
В 1640 году Далай-лама опознал перерождение Таранатхи в сыне халхаского Тушэту-хана , Дзанабадзаре , что дало начало формированию теократии школы гелуг в Монголии. В 1655 году даровал титул хана торгутскому ( калмыцкому ) тайше Шукур-Дайчину , но тот отказался.
В 1643 году Далай-лама V получил дипломатическое признание со стороны Непала и Сиккима в качестве политического главы тибетского государства . В 1646 году было заключено тибето-бутанское соглашение, по которому дань, ранее уплачиваемая Бутаном Шигадзе , перенаправлялась в Лхасу ; однако на следующий год Бутан в ходе краткосрочной войны аннулировал его.
В 1649—1651 годах третий цинский император Шуньчжи в ряде писем приглашал Далай-ламу в Пекин , надеясь использовать его влияние на монголов . В 1652 году Далай-лама прибыл в Пекин , в специально построенный для него Жёлтый дворец. Шуньчжи пожаловал его титулом «Проникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама» , получив в ответ титул «Небесный бог, Манджушри , Наивысший, Великий владыка». По просьбе императора и делегации монгольских князей Далай-лама выдал письменные инструкции монастырской жизни . После смерти Шуньчжи новый император Канси обращался к Далай-ламе с просьбой о введении тибетских и монгольских войск в Китай для помощи в подавлении восстания, но Далай-лама отказал ему под предлогом непереносимости китайского климата для тибето-монгольского войска , хотя и выступал посредником для урегулирования пограничных китайско-монгольских конфликтов.
Далай-лама V скончался в Лхасе 25-го числа 7-го лунного месяца. Смерть Далай-ламы скрывалась на протяжении 15 лет его дэси (« премьер-министром »), доверенным лицом и, возможно, сыном Сангье Гьяцо ради окончания строительства Поталы, а также для того, чтобы соседи Тибета не воспользовались перерывом в правлении страной. Для исполнения роли Далай-ламы дэси выбрал одного из лхасских монахов.
С детства Пятый Далай-лама, Лобсанг Гьяцо, был спокойным и серьёзным, а затем проявил себя смелым и решительным. Немногословный, он всегда был убедительным. Будучи гелугпинцем, он поддерживал выдающихся лам других традиций, за что подвергался изрядной критике. Он игнорировал её, поскольку предпочитал быть знакомым с верованиями и учениями соперников, чем оставаться невежественным в их отношении... Он был сострадательным по отношению к подданным и мог быть безжалостным при подавлении восстаний. В своей работе, посвященной вопросам светской и духовной жизни , он замечает, что не нужно сочувствовать человеку, который должен быть казнён за свои преступления