Комендант, Григорий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ева́нгельские христиа́не-бапти́сты ( ЕХБ ) — основная конфессия , придерживающаяся баптистского вероучения на территории России , Украины , Белоруссии , иных стран постсоветского пространства . Возникла в результате слияния двух близких конфессий: евангельских христиан (прохановцев) и баптистов .
Общая численность евангельских христиан-баптистов (включая эмигрировавших за пределы постсоветского пространства) превышает 400 тысяч человек.
Самоназвание «евангельские христиане-баптисты» появилось не позднее 1904 года, когда общины евангельских христиан из Санкт-Петербурга , Киева , Конотопа и Севастополя были приняты в Союз русских баптистов . На съезде 1905 года в Ростове-на-Дону общее название «евангельские христиане-баптисты» было окончательно утверждено . Однако на этот раз единство евангельских христиан и баптистов длилось лишь несколько лет, также и термин «евангельские христиане-баптисты» постепенно вышел из оборота.
Активное использование термина возобновилось после окончательного слияния двух конфессий в 1944 году.
1860-е годы — возникновение первых общин штундистов и баптистов из числа коренных жителей Российской империи . 20 августа 1867 года, день крещения Н. Воронина , принято считать «днём рождения русско-украинского баптизма» .
1870-е годы — появление пашковцев , позднее трансформировавшихся в евангельских христиан .
С конца XIX века эти течения неоднократно пытались объединиться. Обе конфессии жестоко преследовались царским режимом.
1884 год — создание Союза русских баптистов Южной России и Кавказа , позднее неоднократно менявшего название. В Союз влилось большинство общин штундистов .
1911 год — организация Всероссийского союза евангельских христиан .
1920-е годы — бурный рост обеих конфессий.
1930-е годы — ликвидация Союза баптистов и практически полный паралич Союза евангельских христиан в результате сталинских репрессий в отношении евангельских христиан и баптистов . Многие верующие (особенно священнослужители) подверглись ссылкам, заключению или были расстреляны.
1944 год — создание ВСЕХБ . Совет провозгласил объединение евангельских христиан и баптистов в одну конфессию («братство») .
1961—1963 годы — в условиях хрущёвской антирелигиозной кампании значительная часть верующих вышла из ВСЕХБ, обвинив руководство в соглашательстве с атеистическими властями. Так был создан альтернативный союз, — ныне Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ).
1965—1989 годы — государственная политика в отношении ЕХБ несколько смягчилась, хотя в целом преследования продолжались .
1992 год — после распада СССР ВСЕХБ был реорганизован в национальные объединения церквей ЕХБ образовавшихся государств. В Российской Федерации его преемником стал Российский союз евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) . Для координации деятельности объединений ЕХБ стран СНГ создана Евро-азиатская федерация союзов евангельских христиан-баптистов (ЕАФ ЕХБ) .
Богослужения («собрания») проходят в храмах (которые ЕХБ называют « домами молитвы » согласно Ис. , Мф. , Мк. , Лк. ), за отсутствием таковых — в арендованных помещениях или непосредственно в домах верующих. Основное богослужение проходит в воскресенье; в течение остальной недели, как правило, также имеют место различные собрания.
Главной частью богослужений является проповедь. В ходе воскресного собрания произносится от одной до четырёх проповедей длительностью от 10 минут до 1 часа. Воскресные богослужения включают также пение псалмов, в том числе общее пение всех присутствующих; декламацию духовных стихов; выступления со «свидетельствами», то есть церковными новостями или рассказами о действиях Бога в жизни верующих; а также молитвы (в том числе общие молитвы всех присутствующих).
Вечеря Господня , как правило, совершается один раз в месяц (обычно в первое воскресенье месяца), дополнительно — при особых обстоятельствах: съезды, конференции, братские встречи и т. д., а также при посещении больных и престарелых членов церкви.
С популярным изложением баптистского богословия можно ознакомиться в катехизационных работах «Фундамент. Начатки учения» , « Наши баптистские принципы » и «Баптисты отвечают» .
Основные вероучительные воззрения евангельских христиан-баптистов, основанные на Священном Писании, сформулированы в семи принципах :
- Священное Писание — книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов.
- Церковь должна состоять исключительно из возрождённых людей.
- Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрождённым людям.
- Независимость каждой отдельной поместной церкви .
- Равноправие всех членов поместной церкви .
- Свобода совести для всех.
- Отделение церкви от государства .
—
Евангельские христиане-баптисты разделяют ортодоксальные положения христианской веры, включая единство Бога; непорочное зачатие , безгрешность и чудеса Иисуса Христа , распятие , погребение и телесное воскресение Иисуса Христа ; Троицу (Бога Отца, Сына и Святого Духа); необходимость в спасении для человека; благодать ; Церковь ; Царство Божье ; Второе пришествие Иисуса Христа и Страшный суд .
Российские баптисты и евангельские христиане (прохановцы) унаследовали арминианскую концепцию спасения души и искупления , схожую со взглядами молокан и православных . Хотя первое «официальное» вероисповедание русских баптистов (переведённое с немецкого и адаптированное В. Г. Павловым ) было кальвинистским , с самого начала в отечественном сотериологическом богословии наметился арминианский вектор . Позднее арминианство было отражено в первом (1966 года) и втором (1985 года) официальных вероучениях ВСЕХБ .
До начала 1990-х годов, в условиях почти непрекращавшихся гонений, собственное богословие евангельских христиан-баптистов (как советской и российской ветви мирового баптистского движения) развивалось слабо. В настоящее время объёмных обобщающих трудов по теологии ЕХБ совсем немного, в основном богословские изыскания представлены разрозненными, разбросанными по различным изданиям небольшими работами .
К наиболее актуальным разделам богословия в настоящее время относится артикуляция и защита арминианских взглядов и оппозиция кальвинизму. Также актуальны отдельные вопросы экклезиологии : автономия поместной общины и понимание апостольской преемственности . Кроме того, в последнее время стала развиваться библеистика .
Лев Митрохин отмечал, что не только богословы, но и светские авторы часто заблуждаются, полагая, что догматика определяет характер моральных представлений, самосознания и, в конечном счёте, поведение верующих. В реальной жизни, согласно Митрохину, всё сложнее: на характер и приоритеты вероисповедальных установок влияют и конкретно-историческая практика, и реальное отношение людей, социальное размежевание в обществе и т. д.
Так, среди ЕХБ не получили развития характерные черты западного протестантизма: протестантская трудовая этика , культ предприимчивости и личного успеха, стремление к социализации . В то же время евангельским христианам-баптистам близки православные представления о святости: отделение от «мира», отказ от светской карьеры, сосредоточенность на церковном служении .
Теологические мировоззрения российских ЕХБ имеют более эмоциональный характер по сравнению с западными единоверцами, это несколько снижает роль догматики в жизни общин и отдельных верующих в пользу собственно религиозных переживаний .
По мнению протестантского историка и богослова Владимира Попова, российский баптизм — это «многомерный сплав русской и западной духовности, органичное сочетание христианства Запада и Востока» .
Общины евангельских христиан-баптистов состоят только из тех, кто сознательно и публично принял крещение. Декларируются такие нормы как отказ от употребления алкоголя, табакокурения и сквернословия. Верующие стремятся на практике проявлять к членам своих общин добросердечие и заботу. Долгом всех членов общины считается миссионерская деятельность и религиозное воспитание в семье. Члены общины, замеченные в греховном поведении, подлежат наказанию, вплоть до отлучения от Церкви .
С точки зрения евангельских христиан-баптистов, семья — Божье установление, а приоритетная ценность — полные, крепкие христианские семьи, воспитывающие детей в духе Евангелия . Браком считается только моногамный союз одного мужчины и одной женщины. Развод крайне нежелателен. Многие семьи ЕХБ являются многодетными , пропагандируется практика усыновления оставленных биологическими родителями детей . Полигамные , однополые , свободные, гражданские и всякие иные браки безоговорочно отвергаются как греховные . В добрачных отношениях преобладает предельно строгий подход, обусловленный последовательно-консервативным пониманием христианского целомудрия .
Во взаимоотношениях Церкви и Государства евангельские христиане-баптисты руководствуются словами Иисуса Христа:
итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
— Мф.
где под словом «кесарю» понимается Государство, а под словом «Богу» — Церковь. Таким образом верующие призваны жить одновременно в двух «сферах», быть членами Церкви и гражданами Государства . Вмешательство последнего в деятельность Церкви считается недопустимым, но в то же время евангельские христиане-баптисты призываются добросовестно подчиняться земным законам того государства, где они живут. Личное участие евангельских христиан-баптистов в выборах и других политических процессах не возбраняется, однако неприемлемы политические выступления от лица Церкви или с использованием её авторитета, а также участие верующих в вооружённых мятежах и применение силы против Государства .
Принцип свободы совести является одним из . Евангельские христиане-баптисты призываются терпимо относиться к людям с другими религиозными воззрениями, ни в коем случае не оскорбляя их религиозных чувств .
Российские евангельские христиане-баптисты помнят, что живут в стране с многовековой христианской культурой и отдают должное позитивному вкладу в историю страны со стороны Русской Православной Церкви и других христианских конфессий. В то же время они осознают себя носителями здравого библейского учения и считают необходимым делиться с другими христианами открытой им полнотой библейской истины .
В отношении верующих нехристианских конфессий евангельские христиане-баптисты призывают делиться истиной о том, что Бог даровал людям спасение исключительно по вере в Господа Иисуса Христа ( Деян. ). При этом проповедь Евангелия не должна иметь характер агрессивного навязывания христианских доктрин. В областях, не относящихся к религии, евангельские христиане-баптисты готовы к диалогу и сотрудничеству в любых формах, не противоречащих библейскому учению .
Одной из важных составляющих христианской жизни ЕХБ является помощь тем, кто в ней нуждается. Она может оказываться на уровне отдельных верующих, либо церквей, либо церковных объединений.
Направления и формы такой помощи разнообразны. В частности, распространены созданные и содержащиеся евангельскими христианами-баптистами центры реабилитации наркоманов, алкоголиков, недавно освободившихся заключённых или людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Другие распространённые направления — «больничное служение», в ходе которого волонтёры из числа ЕХБ оказывают различную помощь пациентам медицинских учреждений, помощь одиноким пожилым людям и людям с ограниченными физическими возможностями, сиротам и др .
В общине евангельских христиан-баптистов человек не просто меняет мировоззрение, но приобщается к освящённой авторитетом Иисуса Христа деятельности, будь то посещение больных, уход за помещением или помощь нуждающимся . И независимо от своего прошлого и настоящего положения в обществе, он ощущает себя совершенно равноправным членом христианской общины .
Песенно-музыкальное творчество евангельских христиан-баптистов отражено в многократно переизданном сборнике духовных гимнов « Песнь Возрождения ». Часть гимнов из сборника является переводом церковных песнопений западных единоверцев, другая часть написана самими ЕХБ .
Специализированные протестантские издательства («Источник жизни», «Мирт», «Библия для всех» и др.) публикуют книги как западных, так и отечественных авторов . Среди отечественной конфессиональной литературы преобладают книги, посвящённые истории протестантизма в России и мемуары деятелей евангельского движения . В их числе книги И. С. Проханова « », С. П. Ливен « », Ю. С. Грачёва « », Г. П. Винса « » и « », Н. П. Храпова « » и др .
Главными праздниками евангельских христиан-баптистов, как и остальных христиан, являются Пасха и Рождество Христово . Они могут отмечаться как по григорианскому календарю , вместе с католической церковью и западным протестантским миром, так и по юлианскому календарю , — вместе с большинством православных церквей. Вопрос даты празднования решается либо непосредственно в поместных общинах, либо на уровне региональных объединений ЕХБ.
Важным является праздник Жатвы (отмечается в конце августа, сентябре, октябре или ноябре), — «торжественное благодарение за ниспосланный Господом урожай» , «за все Его дары — земные и небесные» .
Во второй половине XX века в церквях, входивших во ВСЕХБ (позднее в РС ЕХБ ), широко отмечался День единства. Он был установлен в 1945 году в память объединения баптистов и евангельских христиан (прохановцев). Праздновался 27 октября .
Часто празднуются исторические даты, например, юбилеи церквей или церковных объединений.
Признаются, но, как правило, не празднуются широко некоторые из двунадесятых праздников , имеющие под собой, по мнению ЕХБ, твёрдое библейское обоснование: Сретение Господне , Вход Господень в Иерусалим , Вознесение Господне , Пятидесятница (День Святой Троицы) , Преображение Господне .
содержат принцип независимости поместных церквей , однако при этом допустимо существование организаций, не управляющих, но координирующих деятельность церквей. Обычно такие организации именуются «союзами», «советами» и т. д. Они наделены представительскими функциями. Отсутствие жёсткого организационного единства не противоречит баптистским теологическим представлениям о единстве Церкви Христовой , поскольку Вселенская Церковь Христова, как мистическое тело Христа ( 1Кор. ), не представляется в виде единой иерархической земной организации .
В 1944 году был создан ВСЕХБ , объединяющий большинство церквей евангельских христиан-баптистов. Позднее во ВСЕХБ входили часть пятидесятнических и меннонитских церквей СССР. В 1961—1963 годах был создан альтернативный союз — Совет церквей ЕХБ . В начале 1990-х годов, после распада СССР , ВСЕХБ был реорганизован в национальные союзы бывших республик Советского Союза, а для координации их деятельности создали ЕАФ ЕХБ .
В современной России крупнейшим религиозным объединением является Российский союз евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) — правопреемник ВСЕХБ на территории РФ. Наряду с ним существуют Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов (бывший Совет церквей ЕХБ, иногда его членов именуют «отделёнными» или «нерегистрированными» баптистами), , ряд небольших объединений, а также автономные церкви ЕХБ , не входящие в какие-либо сообщества. Сотрудничество между РС ЕХБ и другими действующими в стране христианскими объединениями, придерживающимися баптистского вероучения, осуществляется через Общественный совет евангельских христиан-баптистов .
Крупные союзы, такие как РС ЕХБ и МСЦ ЕХБ, имеют в своей структуре региональные объединения.
Евангельские христиане-баптисты осознают свою ответственность перед Богом и государством в вопросах полноценного, гармоничного и интеллектуального развития христианской личности . Вместе с родственными протестантскими деноминациями выстроена многоуровневая система образования, начиная от элементарного обучения Библии в воскресных школах и заканчивая подготовкой священнослужителей в вузах . Приоритетной для ЕХБ задачей остаётся применение полученных знаний на практике — выпускников религиозных учебных заведений нацеливают на работу непосредственно в церквях, организация отвлечённых «теологические штудий» не приветствуется. В то же время создание национальной богословской школы рассматривается как важнейшая задача на будущее .
В России профессиональное религиозное образование евангельских христианам-баптистам дают Московская богословская семинария ЕХБ , Санкт-Петербургский христианский университет , Новосибирская библейская богословская семинария , Христианский Центр «Логос» — Институт духовной музыки ( Москва ), Видеосеминария Святой Троицы , Калининградский библейский колледж, Северо-Кавказский библейский институт ( Прохладный , КБР ).
На Украине в составе ВСЦ ЕХБ действует 15 высших учебных заведений (5 семинарий, 2 университета, Музыкальная академия, Институт управления, центр «Реалис», а также 5 колледжей, имеющих учебные программы бакалаврского уровня), 39 средних — библейских колледжей и институтов.
Более десятка конфессиональных журналов и газет издавалось евангельскими христианами (прохановцами) и баптистами в Российской империи/СССР в 1900-х — 1920-х годах. В период сталинских репрессий их выпуск был полностью прекращён (не считая эмигрантских изданий).
С 1945 года издавался журнал « Братский вестник » — официоз ВСЕХБ (ныне выходит под эгидой ЕАФ ЕХБ ). Во время хрущёвской антирелигиозной кампании верующие МСЦ ЕХБ создали издательство «Христианин» , выпускавшее нелегальный самиздат : журналы «Вестник Спасения» (ныне — «Вестник Истины»), «Бюллетень Совета родственников узников ЕХБ».
В настоящее время в России выпускается ряд изданий, включая официальный орган РС ЕХБ «Христианское слово», журнал Московской богословской семинарии ЕХБ «Путь богопознания» . Действует портал «Слово для тебя».
Существует ряд баптистских интернет-сайтов, таких как Евангельский союз русских баптистов , Русский баптист и др.
В церквях ЕХБ принято фиксированное членство, которое и отражается в статистике. Таким образом, дети и некрещённые в баптистских церквях прихожане в статистику не входят. По данным ЕАФ ЕХБ численность входящих в федерацию национальных союзов церквей на 31 октября 2019 года составляла .
государство | церквей + групп | человек |
---|---|---|
Украина | 2 876 | 125 509 |
Россия | 1 664 | 71 991 |
Молдавия | 482 | 19 578 |
Белоруссия | 302 | 13 884 |
Казахстан | 434 | 7 697 |
Киргизия | 115 | 2 325 |
Узбекистан | 28 + 23 | 1 600 |
Туркменистан | 8 | 273 |
Таджикистан | 29 | 520 |
Грузия | 30 | 1 000 |
Армения | 155 | 4 920 |
Азербайджан | 27 | 3 000 |
В эту статистику не вошли данные по численному составу МСЦ ЕХБ , автономных церквей и объединений церквей ЕХБ в эмиграции.
По собственным данным МСЦ ЕХБ , в 2008 году это объединение включало 2 964 церкви и группы верующих, общей численностью около 68 тысяч человек .
Значительная часть русско- и украиноязычных ЕХБ живёт в дальнем зарубежье, в первую очередь, США, Канаде, Германии. Так, в США существует 4 крупных объединения церквей ЕХБ (Северо-Западное, Тихоокеанское, Восточное и Среднего Запада) с общей численностью верующих порядка 60 тысяч человек .