Interested Article - Чарская, Лидия Алексеевна

Ли́дия Алексе́евна Ча́рская (настоящая фамилия Чурилова , при рождении Воронова ; 19 (31) января 1875 , Санкт-Петербург , Российская империя 18 марта 1937 , Ленинград , СССР ) — русская детская писательница и актриса .

Биография

Лидия Воронова в 10 лет, 1883 г.


Лидия Алексеевна Воронова родилась в Санкт-Петербурге 19 января 1875 года у прикомандированного к Николаевской Инженерной академии поручика лейб-гвардии егерского полка Алексея Александровича Воронова (род. 24 февраля 1850) и Антонины Дмитриевны Крахоткиной (род. 20 февраля 1851). Родители Лидии поженились за год до этого 18 января 1874 года. Крёстными родителями будущей писательницы стали её дед по отцовской линии генерал-майор Александр Алексеевич Воронов и тётя по материнской линии Ольга Дмитриевна Крахоткина. Дедом Лидии по материнской линии был петербургский купец Дмитрий Сергеевич Крахоткин (скончался ещё до её рождения). Отец Лидии изначально был военным инженером и к 1913 году дослужился до генерал-лейтенанта. В своей автобиографической повести « За что? » Лидия Чарская пишет, что её мать Антонина умерла в родах, и девочка воспитывалась сёстрами матери. Спустя месяц после того, как Лидии исполнилось 10 лет, в феврале 1885 года Алексей подал прошение, чтобы его дочь приняли на обучение в Павловский институт благородных девиц (ныне Гимназия № 209), куда Лидия поступила спустя год. 10 ноября 1885 года Алексей женился в Царском Селе на своей двоюродной сестре Анне Павловне Вороновой (род. в 1857 г.), дочери генерала от артиллерии Павла Алексеевича Воронова; от этого брака родилось ещё четверо детей: Павел (род. 29 декабря 1886), Александр (род. 18 сентября 1888), Анна (род. 11 августа 1891) и Наталья (род. 26 июня 1895).

В Павловском институте Лидия провела семь лет. На выпускных экзаменах она набрала 319 баллов и была на 26-м месте. Впечатления об институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Она с 15-летнего возраста вела дневник, который частично сохранился и отрывки из которого были изданы как её первая книга « Записки институтки » , а уже в десять лет она сочиняла стихи.

В августе 1897 года Лидия подала прошение о приёме на драматические курсы в Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище . На третьем курсе, играя в экзаменационных спектаклях в Михайловском театре , впервые начала использовать фамилию-псевдоним Чарская (от «чары», «очарование»). В сентябре 1900 года была утверждена неклассным художником на действительной службе в Императорских театрах. Окончив курсы спустя год, она поступила в Александринский театр , в котором прослужила до 1924 года. С 7 июля 1921 года и вплоть до смерти Лидия жила на Разъезжей улице в доме № 7 в квартире № 11.

Творчество

За работу в театре платили не слишком много, что в конечном итоге и подтолкнуло Лидию, очень нуждавшуюся в средствах, к писательскому делу: в 1901 году она начала писать повесть « Записки институтки », основанную на её школьных дневниках, которая публиковалась по частям в детском журнале « Задушевное слово » (почти все дальнейшие повести писательницы изначально по частям выходили в этом журнале) под её сценической фамилией Чарская (в дальнейшем, за редким исключением, во всех дореволюционных изданиях её книг её именем на обложках и титульных листах было «Л. А. Чарская» или просто «Л. Чарская»). « Записки институтки » принесли Чарской необычайный успех: она стала поистине «властительницей дум» российских детей, особенно — школьниц. Так, в 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведённым опросам, дети среднего возраста читают в основном Гоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую (21 %), Твена (18 %), Тургенева (12 %).

Журнал « Русская школа » в девятом номере за тот же 1911 год сообщал: «В восьми женских гимназиях (I, II и IV классы) в сочинении, заданном учительницей на тему „Любимая книга“, девочки почти единогласно указали произведения Чарской. В анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, было получено в ответ: „Нет книг Чарской“». По словам Фёдора Сологуба , «…популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигла такой напряжённости и пылкости…» Повести Лидии Алексеевны переводились на иностранные языки. Была даже учреждена стипендия для гимназистов имени Лидии Чарской.

Чарская писала, что целью её творчества является нравственное воспитание:

  • «Вызвать добрые чувства в юных читателях, поддерживать их интерес к окружающему, будить любовь к добру и правде, сострадание»
  • «Этика души ребёнка — это целая наука, целая поэма и целое откровение. К ней надо подступать нежно, чуть слышно»
  • «С самого раннего детства, как некогда древние эллины демонстрировали культ красоты тела человека, так мы должны воспитывать его душу, пробуждать в нём все гордое, человеческое, прекрасное, к чему он, как к солнцу, должен стремиться шаг за шагом, каждым фибром своего существа» .

В статье « Профанация стыда » Чарская выступала против применения телесных наказаний для детей .

В начале прошлого века книги Лидии Чарской не раз подвергались резкой, но заслуженной критике. И литературоведы, и педагоги укоряли писательницу за сумбурность, истеричность, надуманность, примитивность её произведений. Но, пожалуй, только К.И.Чуковскому в опубликованной в сентябре 1912 года в газете "Речь" статье "Лидия Чарская" удалось нарисовать яркий и точный портрет литературного, а вернее, псевдолитературного явления, каковым было творчество Лидии Алексеевны.

Что же это такое, обожаемая Лидия Алексеевна? Как это случилось, что вы превратились в машину? Долго ли вам ещё придётся фабриковать по готовым моделям всё те же ужасы, те же истерики, те же катастрофы и обмороки? Кто проклял вас таким страшным проклятием? Как, должно быть, вам самой опостылели эти истёртые слова, истрёпанные образы, застарелые, привычные эффекты, и с каким, должно быть, скрежетом зубовным, мучительно себя презирая, вы в тысячный раз выводите всё то же, всё то же, всё то же… Но, к счастью, вы и до сих пор не догадались о вашем позоре, и, когда простодушные младенцы воспевают вас, как счастливую соперницу Пушкина, вы приемлете эти гимны как должное. Я тоже почитаю вас гением, гением пошлости. Превратить свою душу в машину, чувствовать и думать по инерции! Если какой-нибудь Дюркгейм захочет написать философский трактат «О пошлости», рекомендую ему сорок томов сочинений Лидии Чарской. Лучшего материала ему не найти. Здесь так полно и богато представлены все оттенки и переливы этого малоисследованного социального явления: банальность , вульгарность , тривиальность , безвкусица , фарисейство , ханжество , филистерство , косность (огромная коллекция! великолепный музей!), что наука должна быть благодарна трудолюбивой писательнице.

Всего за 20 лет творчества из-под пера писательницы вышли 80 повестей, 20 сказок, 200 стихотворений . Большая часть её книг была выпущена издательствами « Товарищество М. О. Вольф » и « И. Кнебель ». Тем не менее карьера писательницы не сделала Чарскую богатой — гонорары ей выплачивались только за самые первые издания, хотя книги её пользовались такой популярностью, что многократно переиздавались . Большинство книг были написаны в жанре приключенческой повести .

Запрет

Чарская на своей даче в 1910 году

После Октябрьской революции Чарская, как и все другие писатели дворянского происхождения с «буржуазно-мещанскими взглядами» в творчестве, попала под запрет, а её книги были причислены к бульварной литературе . В 1918 году закрылся журнал «Задушевное слово» , из-за чего последние две повести, « Мотылёк » и «Дети Рудиных» , так и остались неоконченными; позднее она с огромным трудом опубликовала 5 маленьких книжек для детей (рассказ «Пров рыболов» в 1927 году, сказки «Девочка и белочка» и «Про ленивого мышонка, острого зубёнка» в 1925 году и стихи «Балаганчик» и «Мастер Пепка — делай крепко» ) под псевдонимом «Н. Иванова» (возможно, что это не совсем псевдоним: «Иванова» — её фамилия по третьему мужу, «Н» — возможно, сокращение имени героини одной из её книг Нины Джавахи). Какое-то время она работала в новообразовавшемся журнале « Новый Робинзон » . Самуил Маршак , рассказывая о том, как подбирались кадры для работы в журнале, вспоминал:

Ещё живы были и даже не успели состариться многочисленные сотрудники прежних детских журналов — беллетристы во главе с весьма популярной поставщицей истерично-сентиментальных институтских повестей Лидией Чарской, и всякого рода ремесленники-компиляторы, занимавшиеся популяризацией науки и техники.

Помню, я как-то предложил мечтательно-печальной и, в сущности, простодушной Лидии Чарской, очень нуждавшейся в те времена в заработке, попытаться написать рассказ из более близкого нам быта. Но, прочитав её новый рассказ «Пров-рыболов», подписанный настоящей фамилией писательницы — «Л. Иванова», — я убедился, что и в этом новом рассказе «сквозит» прежняя Лидия Чарская, автор популярной когда-то «Княжны Джавахи».
— Маршак говорит, что я сквожу! — горестно и кокетливо говорила Лидия Алексеевна своим знакомым, уходя из редакции .

В 1924 году Чарская ушла из театра, жила на актёрскую пенсию, выхлопотанную, как ни странно, беспощадным к её творчеству Корнеем Чуковским . Чуковский с возмущением записал в своем дневнике: « Ей [Чарской] до сих пор не дают пайка. Это безобразие. Харитон получает, а она, автор 160 романов, не удостоилась » .

В школах устраивались «показательные суды» над Чарской. В 1920 году была составлена «Инструкция политико-просветительского отдела Наркомпроса о пересмотре и изъятии устаревшей литературы из общественных библиотек», в списке которой упомянуты книги Чарской. В дальнейшем инструкция была пересмотрена и многие книги вновь были разрешены, но произведения Чарской так и остались под запретом. В школах самым обидным для девочки стало обвинение в том, что она похожа на институтку из книг Чарской . Тем не менее книги Чарской были по прежнему популярны, в том числе среди детей из рабоче-крестьянских семей.

В 1933 году Надежда Крупская выразила протест против запрета на книги Чарской:

Надо, чтобы была создана критическая литература для ребёнка, написанная самым простым языком, понятным для ребят. Тогда, если ребёнок увидит, что не учитель ему говорит: « Не смей читать Чарскую »,— а сам прочитает об этом и поймёт, что Чарская плоха, она потеряет для него интерес. Мы Чарскую слишком рекламируем тем, что запрещаем её. Держать её в библиотеке ни к чему, конечно, но надо, чтобы у самих ребят выработалось презрительное отношение к Чарской .

Аналогично в 1934 году критик Елена Данько заявила:

Неправильно было бы зачислить всех читателей Чарской в разряд закоренелых маленьких мещан и махнуть рукой: они-де читают то, что им подсунули «бабушки и тётушки». Таких ребят немного. Судя по анкетам, книги Чарской читают пионеры — дети рабочих, служащих, военнослужащих, научных работников (40 читателей-пионеров 40-й школы). Мы знаем, что школа и пионербаза успешно нейтрализуют влияние отсталой семьи на другие стороны жизни школьника. Дело, видно, не в «тётушках» … Школьница пишет заметки в стенгазету, организует соревнование в школе и пионеротряде, и она же простодушно вписывает в графу «самых интересных книг» своей анкеты — « жизнь В. И. Ленина » и… повести Чарской. (дев. 12 лет, рабоч.), « Детство » и « Макар Чудра » Максима Горького и « За что? », « На всю жизнь » Чарской (дев. 12 лет, рабоч.) Читатель перечисляет своих любимых авторов: Пушкин, Лермонтов, Гоголь и Чарская (свыше 30 анкет), М. Горький и Чарская (свыше 15 анкет), Демьян Бедный и Чарская (4 анкеты). Имя Чарской встречается в анкетах в сочетании с именами Серафимовича, Безыменского, Шолохова, Фурманова, Бианки, Ильина, Безбородова. Интерес к книгам Л. Чарской не мешает читателю интересоваться биографиями революционеров (15 анкет), историческими книгами, «красочно написанными» (как сказано в 2 анкетах) книгами по физике, химии и математике и книгами по технологии металлов. Читатель рекомендует приобрести в библиотеку «побольше классиков того времени и Этого времени и повести Чарской» (анк. дев. 15 лет, военнослуж., и ещё 16 анкет с аналогичными предложениями)…мне известен ряд случаев, когда передовая семья всеми силами противоборствовала увлечению ребёнка этими книгами, а он все же доставал и читал их, чётко формулируя свои запросы .

Самуил Маршак писал:

«Убить» Чарскую, несмотря на её мнимую хрупкость и воздушность, было не так-то легко. Ведь она и до сих пор продолжает, как это показала в своей статье писательница Елена Данько, жить в детской среде, хотя и на подпольном положении. Но революция нанесла ей сокрушительный удар. Одновременно с институтскими повестями исчезли с лица нашей земли и святочные рассказы, и слащавые стихи, приуроченные к праздникам" .

Дети по-прежнему читали её книги, несмотря на то, что достать их было совсем не просто: очевидцы вспоминали, что соседские ребята приносили Чарской продукты и даже деньги, та взамен давала им почитать свои рукописи. Виктор Шкловский вспоминал: « Она искренне сочувствовала революции, жила очень бедно. Мальчики и девочки приходили к Чарской убирать её комнату и мыть пол: они жалели старую писательницу » . По воспоминаниям современников, в послереволюционный период Чарская жила в крайней бедности. Например, писателем Владимиром Бахтиным были записаны воспоминания о её знакомстве с Чарской в 1920-е годы:

Жила Лидия Алексеевна в крохотной двухкомнатной квартирке по чёрному ходу, дверь с лестницы открывалась прямо в кухню. В этом доме Чарская жила давно, но прежде — на втором этаже, по парадной лестнице. Она очень бедствовала. В квартире ничего не было, стены пустые. Чарская давала детям читать свои произведения — но не книги, а рукописи. Книг никаких в квартире не сохранилось, в том числе и собственных. Была она очень худая, лицо просто серое. Одевалась по-старинному: длинное платье и длинное серое пальто, которое служило ей и зимой, и весной, и осенью. Выглядела и для тридцать шестого года необычно, люди на неё оглядывались. Человек из другого мира — так она воспринималась. Была религиозна, ходила в церковь, по-видимому, в Никольский собор. А по характеру — гордая. И вместе с тем — человек живой, с чувством юмора. И не хныкала, несмотря на отчаянное положение. Изредка ей удавалось подработать — в театре в качестве статистки, когда требовался такой типаж .

Поэтесса Елизавета Полонская сохранила в своём архиве письмо Чарской, написанное в 1920-е годы, в котором писательница рассказывает о своей тяжёлой ситуации:

…я третий месяц не плачу за квартиру…и боюсь последствий. Голодать я уже привыкла, но остаться без крова двум больным — мужу и мне — ужасно…

Смерть

Могила Л. А. Чарской на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге

Во многих советских и российских источниках местом смерти Чарской указывается Сочинский район Адлер , где она якобы была похоронена на Православной улице, а на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге якобы находится только её кенотаф . Однако доктор филологических наук Евгения Путилова указывает, что Чарская как в силу своего социального положения, так и в силу своего здоровья физически не могла выехать из города и скончалась именно в Ленинграде в 1937 году, где и была похоронена двумя соседками на Смоленском кладбище . Заместитель Главы Сочи Анатолий Рыков в 2010 году заявил, что в могиле на Православной улице лежит полная тёзка Чарской, а никаких данных о её захоронении в Адлере в документах музея Адлерского района нет .

Семья

3 ноября 1894 года Лидия Воронова вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии 2-го Стрелкового батальона Бориса Павловича Чурилова (род. 9 июня 1868). Через два года, 15 декабря 1896 года, у них родился сын Георгий. К декабрю 1916 года Чурилов дослужился до подполковника Московского жандармского полицейского управления железных дорог. Согласно документам Курского Епархиального начальства от 28 августа 1901 года, 7 сентября того же года брак Бориса и Лидии признавался расторгнутым, а сама Лидия осуждена на «всегдашнее безбрачие» и ептимию сроком на семь лет, в то время как за Борисом оставалось право вступить во второй брак. Георгий остался с матерью.

Сын: Георгий Борисович Чурилов; окончил в конце 1916 года Николаевское инженерное училище , с выпуском в офицеры в Моторно-понтонный батальон, в котором прослужил до прихода к власти большевиков. После революции служил на Дальнем Востоке в должностях: кладовщика, старшего рабочего, десятника, техника и технического конторщика. Скончался за четыре месяца до смерти матери 5 декабря 1936 года.

27 апреля 1914 года Лидия вышла замуж за Василия Ивановича Стабровского (род. 1891), который был моложе её на 17 лет — сына потомственного дворянина, санитарного врача. Дата и причина расторжения брака остались неизвестны.

15 мая 1920 года Лидия вышла замуж за красноармейца Алексея Никифоровича Иванова (род. в 1888 г.). После заключения брака оба взяли двойную фамилию Ивановы-Чарские. Алексей пережил Лидию на пять лет и скончался в январе 1942 года во время блокады .

Отзывы и критика

Произведения

Обложка книги «Паж цесаревны»

Всего за свою жизнь Чарская написала более 80 книг. Однако наиболее известными из них стали:

  • Записки институтки (1901)
  • Княжна Джаваха (1903)
  • Сирена (1907)
  • Записки маленькой гимназистки (1908)
  • Сибирочка (1908) — повесть
  • Смелая жизнь (1905) — историко-биографическая повесть о жизни и военных подвигах Надежды Андреевны Дуровой — первой в России женщины-офицера.
  • Вторая Нина (1909)
  • За что? (1909) — автобиографическая повесть \ Моя жизнь. Сказка и быль.
  • Лесовичка (1909)
  • Джаваховское гнездо (1912)
  • Щелчок (1912)
  • Лара Бессонова / Под колесом старой мельницы (1912)
  • Особенная (1912)
  • Сестра Марина (1913)
  • Волшебная сказка (1915)
  • Тайна Института (1916)
  • Некрасивая (1912)
  • Счастливчик (1912)
  • Приютки

Бо́льшая часть произведений Чарской посвящена школьной жизни (в основном её книги — о воспитанницах закрытых школ- пансионов ), любви, девичьей дружбе (« Записки институтки », «Белые пелеринки»). Также одна из излюбленных тем писательницы — приключения потерянных, осиротевших или похищенных детей («Лесовичка», «Сибирочка»). Ею было написано множество книг и рассказов по истории России Смелая жизнь », «Газават», «Так велела царица»). Кроме того, писала также сказки («Дуль-Дуль, король без сердца», «Мельник Нарцисс», «Чудесная звёздочка», «Дочь Сказки», «Король с раскрашенной картинки», «Подарок феи», «Царевна Льдинка»).

После революции повести и рассказы Чарской практически не печатались.

В 1991 году издательством «Детская литература» переиздана «Сибирочка», в 1993 в издательстве «Семья и школа» вышла книга сказок «Три слезинки королевны» с оригинальными иллюстрациями Анны Данилевич, а в 1994 году появился в продаже сборник «Волшебная сказка» (изд. «Пресса»), в который вошли повести « Княжна Джаваха », «Лесовичка» и «Волшебная сказка». Сейчас книги Чарской активно переиздаются, многие повести включаются в серии типа «Детская библиотека» (изд. « ЭКСМО »), «Школьная библиотека» и прочие.

Также в последние несколько лет православное издательство «Русская миссия» издаёт «Полное собрание сочинений Л. Чарской», однако названия многих книг изменены («Лесовичка» превратилась в «Тайну старого леса», «Люда Влассовская» стала «Выпускницей», « Записки институтки » изданы под названием «Павловских затворниц»).

Серия книг, посвящённых Нине Джавахе, ярко иллюстрирует историю Грузии XIX века : природные условия, взаимоотношения между разными слоями населения и любовь грузин к своей родине.

Плагиат

После фальсификации, сделанной в 2011 году « Ленинградским издательством », по интернету разошёлся текст романа «Поход Ермака» , якобы написанный Василием Яном . На самом деле под видом сочинения Яна был издан роман Лидии Чарской «Грозная дружина», выпущенный в Санкт-Петербурге в 1909 году (переиздавался в 2006 и 2008 годах в собраниях сочинений Чарской). Хотя заявленный тираж подделки «Лениздата» составлял всего 7050 экземпляров, фальсификация удалась, и на неё ссылаются как на реальное произведение Яна.

Экранизации

См. также

Комментарии

  1. Надежда Крупская в статье « О „Крокодиле“ Чуковского » (1928) в свою очередь обвинила Чуковского в пошлости; её критические замечания («буржуазность», «муть») оказались близки к тому, что сам Чуковский писал по поводу Чарской

Примечания

  1. / под ред. Н. Н. Скатов — 2005. — ISBN 5-94848-307-X
  2. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  3. Евгений Олегович Шацкий. . — 2010. 23 сентября 2015 года.
  4. . bibliogid.ru . Дата обращения: 9 ноября 2023. 9 ноября 2023 года.
  5. Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. — С. 473. — ISBN Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь.
  6. . Дата обращения: 3 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  7. Александра Сергеевна Матвеева. . — 2004. 24 сентября 2015 года.
  8. . Дата обращения: 9 октября 2014. 17 октября 2014 года.
  9. . Дата обращения: 9 октября 2014. 1 октября 2014 года.
  10. . Дата обращения: 9 октября 2014. 13 октября 2014 года.
  11. . Дата обращения: 9 октября 2014. Архивировано из 13 октября 2014 года.
  12. Приходько В., Простишь ли ты нас? Пионер 1990-07, страница 29-30
  13. . Дата обращения: 9 октября 2014. 1 февраля 2016 года.
  14. . Дата обращения: 15 декабря 2018. 16 декабря 2018 года.
  15. . Дата обращения: 2 февраля 2015. Архивировано из 2 февраля 2015 года.
  16. . Дата обращения: 10 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  17. Причины расторжения брака не установлены: термин «всегдашнее безбрачие» в тогдашнем русском семейном праве употреблялся в случаях двоежёнства, прелюбодеяния или же в случаях, когда один из супругов был признан неспособным к семейной жизни.
  18. от 16 декабря 2018 на Wayback Machine (1912)
  19. Дата обращения: 10 октября 2014. 15 октября 2014 года.
  20. . Дата обращения: 9 октября 2014. 15 октября 2014 года.
  21. . Дата обращения: 30 августа 2013. 30 мая 2013 года.
  22. . Дата обращения: 9 октября 2014. 9 апреля 2016 года.
  23. . Дата обращения: 9 октября 2014. 14 октября 2014 года.
  24. . Дата обращения: 8 октября 2014. 15 октября 2014 года.
  25. . Дата обращения: 8 октября 2014. 13 октября 2014 года.
  26. Лукьянова И. В. Корней Чуковский. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 988 с. («Жизнь замечательных людей»), глава 4
  27. . Дата обращения: 9 октября 2014. 16 октября 2014 года.
  28. . Дата обращения: 31 июля 2014. 12 августа 2014 года.
  29. Приходько В., Простишь ли ты нас? Пионер 1990-07, страница 30
  30. Панова В. Ф. Том 5
  31. . Дата обращения: 31 июля 2014. 12 августа 2014 года.
  32. Друнина Ю. В. ПРОЗА (1966—1979), С ТЕХ ВЕРШИН (Страницы автобиографии)
  33. . Дата обращения: 10 октября 2014. 15 октября 2014 года.
  34. В. Ян. Поход Ермака. — Ленинградское издательство, 2011. — 336 с. — 7050 экз. ISBN 978-5-9942-0830-4 .

Литература

  • Головин В. В. // Детские чтения. — 2018. — 25 октября ( т. 13 , вып. 1 ). — С. 62–91 . — ISSN .
  • Путилова Е. О. // Детские чтения. — 2018. — 25 октября ( т. 13 , вып. 1 ). — С. 30–46 . — ISSN .
  • Исмагулова Т. Д. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры: энциклопедия. — СПб., 2020, с. 768.

Ссылки

Источник —

Same as Чарская, Лидия Алексеевна