Арминий, Якоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Арминий Вамбери или Герман Бамбергер ( венг. Vámbéry Ármin , нем. Hermann Bamberger ; 19 марта 1832 , Нидермаркт (Дунасердахей, в Пресбургском комитате ; по другим данным, Сентдьёрдь ) — 15 сентября 1913 , Будапешт ) — венгерский востоковед, путешественник, полиглот.
Арминий Вамбери происходил из бедной еврейской семьи. С пятилетнего возраста помогал своей матери (отец умер ещё до его рождения) сортировать пиявок, которых она продавала аптекарям; блестящие способности побудили мать отдать его в еврейскую школу, чтобы сделать из него «доктора». Однако к 8 годам Вамбери оставил школу и поступил в услужение к дамскому портному. Шитье шло плохо, так как Арминий мечтал ο поступлении в училище и тайком изучал немецкий, венгерский и словацкий языки; вскоре ему удалось поступить на работу к одному кабатчику в деревне Ныск: он должен был давать уроки еврейского и венгерского языков сыну кабатчика, a в свободные часы помогать хозяину в торговле. Страсть к знаниям побудила Вамбери отправиться в Санкт-Георген близ нынешней Братиславы, и после ряда мытарств он поступил в Монастырскую коллегию: здесь ему приходилось переносить, помимо холода и голода, насмешки и издевательства со стороны товарищей и даже учителей; средства к жизни Вамбери добывал тем, что чистил сапоги монастырским наставникам . Учился в Братиславе , Вене , Кечкемете , Будапеште .
Увлечённый культурой и литературой Османской империи , в 20 лет Вамбери совместно с Йожефом фон Этвёшем совершил путешествие в Стамбул , где зарабатывал на жизнь преподаванием европейских языков. В скором времени он устроился на работу в доме , благодаря которому познакомился с министром иностранных дел Османской империи Мехмедом Фуад-пашой , у которого получил место секретаря. К этому времени, благодаря переводам трудов османских историков, Вамбери также получил степень члена-корреспондента Венгерской академии наук .
В 1858 году он опубликовал Турецко-немецкий словарь, а позже написал ещё несколько работ по лингвистике .
В 1861 году Вамбери вернулся в город Будапешт и, получив несколько тысяч гульденов от академии, в этом же году, переодевшись в дервиша (нищенствующего проповедника), под именем Решид Эфенди совершил путешествие в страны Средней Азии. Его путь лежал через Трабзон в Тегеран . Там он присоединился к возвращающимся из Мекки паломникам и несколько месяцев вместе с ними провел в Центральном Иране , посетив Тебриз , Зенджан и Казвин. Далее через Исфахан и Шираз в июне 1863 года он прибыл в Хивинское ханство , а затем в Бухарский эмират . При дворе Самаркандского правителя он вызвал подозрение, однако после получасовой беседы с правителем получил одобрение и подарки. Русский генерал и востоковед Михаил Африканович Терентьев ставил под сомнение посещение Вамбери Средней Азии. «Мне, лично, удалось проверить в Самарканде две вещи, уличающие Вамбери в том, что он их не видел и, следовательно, в Самарканде не был», писал Терентьев в книге «Россия и Англия в Средней Азии» .
Обратный путь Вамбери лежал через Герат и Тегеран, где он оставил группу дервишей и присоединился к каравану , идущему в Стамбул. В город он прибыл в марте 1864 года.
Путешествие, совершенное Вамбери, было одним из первых европейских вояжей такого рода. В 1864 году вышла его книга о пережитых приключениях.
В Будапеште с 1865 по 1905 гг. преподавал восточные языки в Будапештском университете .
Вамбери писал на немецком, венгерском, английском языках, оставил автобиографию, написанную по-английски. Его сочинения переведены на многие языки, включая фарси .
Вамбери был сторонником гипотезы о тюркском происхождении венгерского языка , и одной из целей его путешествия на Восток было накопить материал в поддержку своей гипотезы .
Наладив тесные связи с политической верхушкой Османской империи, Вамбери попытался извлечь выгоду из своего положения. Он 4 раза менял веру, переходя из иудаизма в ислам .
В 1900—1901 годах Вамбери попытался организовать встречу Теодора Герцля и султана Абдул-Хамида II .
В 2005 году рассекретил документы, согласно котором Вамбери был секретным британским агентом .
Так же особо отмечал роль татар в деле распространения просвещения
Он пишет про татар, что «они являются российскими гражданами, исповедующими ислам. Известны и знамениты под общем названием «татары». В этническом аспекте они делятся на такие группы, как поволжские татары, башкиры, киргизы, сарты, кавказские и крымские татары» .