Романы 1892 года
- 1 year ago
- 0
- 0
Холерный бунт в Ташкенте произошёл 24 июня ( 6 июля ) 1892 года.
В мае 1892 года в Ташкенте, в его старогородской части вспыхнула эпидемия холеры. Администрация города Ташкента запретила самовольно хоронить умерших на «холерном кладбище» в тот же день без предварительного осмотра умершего врачами, что по мнению мусульманского духовенства являлось нарушением законов шариата, требовавших предавать покойника земле в день его смерти.
24 июня 1892 года толпа местных жителей из «старогородской» части Ташкента, подстрекаемая частью ортодоксально настроенных священнослужителей, перешла через канал Анхор в русскую часть города, чтобы предотвратить встречу Мухаммада Якуба – главного администратора «старогородской» части Ташкента и коменданта города Ташкента – Степана Романовича Путинцева.
Мухаммад Якуб был приглашен на встречу по поводу протестов местного сартовского населения против различного рода мер, предпринятых царской администрацией против эпидемии холеры, свирепствовавшей в городе в это время. Эти антихолерные меры воспринимались местным населением как нарушение принципов местной медицины и культуры.
Толпа прибыла к месту встрече с опозданием, застав Путинцева и Мухаммеда Якуба уже вместе. После отказа Путинцева отменить предпринимаемые антихолерные меры в него полетели камни и на него набросились с кулаками. Большинство демонстраторов стало преследовать убежавшего к зданию местной администрации Мухаммада Якуба, где они уничтожили документы администрации, управлявшей азиатской частью Ташкента.
Русские жители Ташкента ответили на действия толпы силой. Служащие, ветераны и православные священнослужители русской части Ташкента поддержали прибывших для подавления бунта солдат приветственными криками. Солдаты и поддержавшие их жители русской части Ташкента преследовали демонстранторов, пытавшихся вернуться в «старогородскую» часть Ташкента, и нападали на всех демонстрантов, попадавшихся им под руку.
Тела убитых были сброшены в канал Анхор, откуда на следующий день было вытащено по меньшей мере восемьдесят трупов .
В последующем урегулировании конфликта принял участие известный и уважаемый представитель духовенства из «старогородской» части Ташкента – Абулкасымхан , который обратился к генерал-губернатору Туркестанского края с разъяснением того, что «холерный бунт» не был направлен против власти как таковой, а только на защиту веры и законов шариата. Таким образом, было достигнуто умиротворение, хотя имя Абулкасымхана фигурировало затем в следствии по делу о «Восстании против правительства». Впоследствии, наказывая организаторов бунта, власти не стали принимать суровых мер по отношению к самому Абулкасымхану, так как он пользовался огромным авторитетом среди жителей «старогородской» части Ташкента.