Interested Article - Кадыри, Абдулла

Абдулла́ Кадыри́ ( узб. Abdulla Qodiriy / Абдулла Қодирий ) ( 10 апреля 1894 4 октября 1938 ) — узбекский советский писатель.

Биография и творчество

Абдулла Кадыри родился в городе Ташкент (на территории старого города) 10 апреля 1894 г., в узбекской семье , его родители занимались торговлей. Кроме того, его отец, Кадыр-ака, был искусным садоводом. Поэтому в советских анкетах Абдулла Кадыри называл себя «сыном садовника». С детства Абдулла заслушался рассказами отца, много повидавшего и пожившего (всего Кадыр-ака прожил 102 года), от него он унаследовал тонкую наблюдательность, столь пригодившуюся ему в литературной деятельности. Учился Абдулла сначала в мусульманской школе (1904—1906), затем — в русско-туземной школе (1908—1912), которую успешно окончил. К 1912 г. относятся первые литературные опыты Абдуллы Кадыри. В своих первых, опубликованных под псевдонимом Джулкунбай, произведениях — рассказе «Развратник» (1915) и пьесе «Несчастный жених» (1915) он с мягким доброжелательным юмором изобразил черты старого узбекского быта. В 1915–1917 годах Кадыри основательно изучил арабский и персидский языки в медресе Абдул-Касима . В дореволюционных произведениях писателя заметно влияние джадидизма́ .

В советское время А. Кадыри учился на Московских литературных курсах им. В. Я. Брюсова (1924–1925), а затем в 1925–1926 годах работал в Ташкенте, в узбекском сатирическом журнале «Муштум» («Кулак»). Там печатались его рассказы и фельетоны, пользовавшиеся большим успехом у читателей. Главные произведения Кадыри («Минувшие дни», « Скорпион из алтаря ») посвящены жизни ташкентских и кокандских узбеков в XIX веке, а также коллективизации (повесть «Абид-Кетмень»). Роман «Минувшие дни» произвёл на современников особенно сильное впечатление. Все грамотные люди потянулись читать эту книгу. И даже те, кто не умел читать, собирались группами, чтобы послушать её. Во многих узбекских семьях детям давали имена героев романа — Кумуш и Атабек.

Абдулла Кадыри стал жертвой сталинизма и был репрессирован . 31 декабря 1937 года его арестовали как « врага народа ». В середине 1937 года началась кампания по непосредственному уничтожению последних узбекских джадидских интеллигентов , деятелей узбекской литературы , истории и культуры.

4 октября 1938 года писатель был расстрелян. Похоронен на кладбище Хужа-Аламбардор ( Камалан ) в Ташкенте. Интересно отметить, что когда следственное дело А. Кадыри было рассекречено, среди следственных материалов, кроме вопросов следователей и ответов обвиняемого, нашёлся также ряд коллективных отзывов и рецензий на его творчество, в которых оно было представлено, как националистическое и антисоветское. Такие материалы были подписаны С. Хусаиновым, Н. Ахундиным, Алимом Шарафутдиновым, Г. Гулямом и другими. Часть фотокопий этих документов была опубликована Набиджононом Боки в «Книге казни» (Ташкент, 1992, издательство им. Г. Гуляма).

Процесс реабилитации

После казни А. Кадыри и вплоть до XX съезда партии его произведения были запрещены и не переиздавались. На протяжении 20 лет сажали в тюрьмы всех, у кого обнаруживали роман «Минувшие дни». После смерти Сталина обстоятельства изменились.

Абдулла Кадыри был официально реабилитирован в 1957 году. Однако факт его расстрела (как и факт посмертной реабилитации) ещё долгие годы был засекречен. Так, увидевшему свет в 1958 году русскому переводу романа «Минувшие дни» была предпослана биография Абдуллы Кадыри, в которой ничего не сказано о годе и обстоятельствах его смерти . Автор биографии — известный писатель Иззат Султанов . К русскому переводу романа «Скорпион из алтаря» прилагалась анонимная биографическая справка, где коротко (и неточно) сообщалось: « Умер Абдулла Кадыри в 1939 г. ».

По ненапечатанной пьесе Абдуллы Кадыри, написанной им в тридцатые годы XX века и сохранившейся только в черновиках, известный театральный режиссёр Марк Вайль поставил пьесу «Белый белый чёрный аист» в своём театре Ильхом в Ташкенте. По некоторым данным, последовавшая за этим трагическая гибель Марка Вайля была связана с его экспериментами в области гомоэротической эстетики в своём театре , которые особенно ярко проявились именно в трактовке этой пьесы .

Лишь незадолго до провозглашения независимости Узбекистана увидели свет полноценные, без купюр, биографии Абдуллы Кадыри.

Чтобы увидеть величие гор, надо отойти от них на расстояние, то же происходит с оценкой свершений и личностей великих людей. Чтобы увидеть и осознать величие, непреходящую ценность творчества Абдуллы Кадыри потребовалось более полувека.

— написал в статье «В зеркале одной судьбы», посвященной 95-летию со дня рождения Абдуллы Кадыри (1989 г.), вышеупомянутый .

Ныне именем писателя названа улица в центре Ташкента и станция метро на Юнусабадской линии.

Награды

  • 25 августа 1994 года Указом президента Узбекистана посмертно удостоен ордена «Мустакиллик» за № 1

Библиография

Экранизации

  • 1969 «Минувшие дни» , режиссёр Ю. Агзамов , в главной роли У. Алиходжаев
  • 1973 — «Побег из тьмы». По мотивам романа « Скорпион из алтаря ». Режиссёр Ю. Агзамов, автор сценария — С. Мухамедов, оператор — А. Панн. В ролях: И. Эргашев, Т. Шакирова, А. Ходжаев, Ш. Иргашев, Я. Ахмедов, Н. Рахимов.
  • 1997 — «Минувшие дни», режиссёр М. Абзалов, в главной роли Б. Мухамакаримов

Ссылки

  • А. Алиев, «Абдулла Кодирий», Ташкент, 1967.

Примечания

  1. от 15 апреля 2008 на Wayback Machine
  2. Ташкент, Государственное издательство художественной литературы УзССР, 1958 г.
  3. Ташкент, Государственное издательство художественной литературы УзССР, 1961 г.
  4. . Дата обращения: 4 ноября 2007. 27 сентября 2007 года.
  5. . Дата обращения: 13 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  6. от 25 августа 1994 года № УП-939 «О награждении в связи с 3-ей годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан»
Комментарии
  1. Слово «джадид» переводится как «новый человек». Джадиди́зм – либеральное движение в среде российских мусульман, зародившееся в 80-х годах XIX в. Первоначально, движение имело узкокультурную направленность и выступало за реформу старой системы мусульманского образования и необходимость европейского образования для мусульман. Для этого сторонниками движения организовывались новометодные школы для мусульманских детей. Позднее стало политическим движением.
Источник —

Same as Кадыри, Абдулла