Бельмухтар, Мухтар
- 1 year ago
- 0
- 0
Мухта́р (Ашра́фович) Ашрафи́ ( узб. Ashrafiy Muxtor Ashrafovich ; 29 мая [ 11 июня ] 1912 , Бухара , Бухарский эмират — 15 декабря 1975 , Ташкент , Узбекская ССР , СССР ) — узбекский, советский композитор , дирижёр , педагог , общественный деятель . Народный артист СССР ( 1951 ). Лауреат двух Сталинских премий ( 1943 , 1952 ). Один из основоположников современной узбекской музыки.
Родился 29 мая ( 11 июня ) 1912 года в Бухаре (ныне в Узбекистане ) в семье известного народного певца и дутариста Ашрафжана Хафиза, ставшего его первым учителем.
С 7 лет начал играть на узбекских народных инструментах.
В 1924 — 1929 годах учился в Бухарской Восточной музыкальной школе по классу дутара и параллельно занимался в Бухарском институте просвещения .
В 1929 — 1931 годах обучался в Научно-исследовательском институте музыки и хореографии по классу музыкально-теоретических предметов у H. H. Миронова в Самарканде , в 1934 — 1936 — в Московской консерватории им. П.И. Чайковского по классу композиции у Б. Шехтера и С. Василенко . В 1941 — 1944 годах продолжал занятия в Ташкенте у М. О. Штейнберга . В 1948 году экстерном окончил дирижёрский факультет Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова .
В 1929 — 1930 годах — заведующий художественной частью Самаркандского радио.
Творческую деятельность как композитор и дирижёр начал в 1930 году . С 1930 года (с перерывами) — заведующий музыкальной частью (до 1934 ), художественный руководитель и главный дирижёр Государственного театра оперы и балета им. А. Навои (до 1939 — Узбекский музыкально-драматический театр, ныне Большой театр имени Алишера Навои ) в Ташкенте . С 1943 по 1947 и с 1966 по 1970 год — также и директор театра.
С 1944 года — преподаватель дирижирования, в 1947 — 1962 — директор и заведующий кафедрой оперной подготовки Ташкентской консерватории (ныне — Государственная консерватория Узбекистана ) (с 1953 — профессор). С 1971 по 1975 год — ректор консерватории.
В 1964 — 1966 годах — директор, художественный руководитель и главный дирижёр Самаркандского театра оперы и балета .
С 1940 по 1948 год — заместитель председателя организационного комитета Союза композиторов Узбекской ССР, с 1948 — член правлений Союза композиторов СССР и Союза композиторов Узбекской ССР.
Умер 15 декабря 1975 года в Ташкенте . Похоронен на Чигатайском кладбище .
В книге музыковеда С. М. Волкова « Свидетельство », оформленной как прямая речь Д. Д. Шостаковича , указывается, что большая часть произведений М. Ашрафи сочинена за него другими людьми [ неавторитетный источник ] :
Возьмите удивительный взлет Мухтара Ашрафи, композитора, знаменитого не только в его родном Узбекистане. Он — обладатель двух Сталинских премий, народный артист СССР, профессор. Он даже награждён орденом Ленина. Я так хорошо знаю его звания и награды потому, что изучал его дело. Он оказался беззастенчивым плагиатором и вором. Я был председателем комиссии, которая исключила его. Мы копались в дерьме, «анализируя» его музыку, слушая показания свидетелей. Мы прижали Ашрафи к стенке. Проделали изнурительную работу — и, как оказалось, совершенно впустую. Сначала мы, казалось, достигли некоторого результата: его исключили из Союза композиторов. Но недавно я читал журнал, не помню уж какой именно, и увидел знакомое имя. Ашрафи давал интервью. Он снова был у власти, делился творческими планами, которые оказались весьма обширными. Как тут не умыть руки, не послать все к черту!
Впрочем, статус книги « Свидетельство » считается спорным (текст, возможно, принадлежит Соломону Волкову ) . [ нет в источнике ]
Ещё до публикации «Свидетельства» о «систематическом плагиате» в музыке Ашрафи и его исключении из Союза композиторов сообщал журнал « Советская музыка ». Во многих сочинениях, написанных Ашрафи в соавторстве, при публикации и исполнении снимались имена других композиторов, работавших вместе с ним, даже если им принадлежала бóльшая часть написанной музыки . Заимствования были обнаружены в том числе в опере «Дилором», кантате «Узбекистан», песнях и других произведениях.
Бернхандт Г. Б. Словарь опер. — М., 1962 .