День памяти жертв политических репрессий
- 1 year ago
- 0
- 0
Государственный музей Памяти жертв репрессий ( узб. Qatag’on qurbonlari xotirasi davlat muzeyi ) — музей в Ташкенте . Входит в число уникальных объектов Республики Узбекистан .
Музей был образован в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «Об учреждении Дня поминовения жертв репрессий» от 1 мая 2001 года и Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 ноября 2002 года № 387 . Учитывая значение музея «Памяти жертв репрессий» и согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2008 года экспозиция музея была обновлена. Предложения и комментарии Президента Республики Узбекистан Мирзиёева Шавката Миромоновича, высказанные во время посещения музея 31 августа 2017 года, по случаю Дня поминовения жертв репрессий, заложены в основу Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по созданию Государственного музея Памяти жертв репрессий при Кабинете Министров Республики Узбекистан и региональных музеев Памяти жертв репрессий при высших учебных заведениях» (№ 936 от 22.11.2017 г.). Согласно данному Постановлению музей переведён в ведомство Кабинета Министров Республики Узбекистан, его деятельность расширена и усовершенствована.
Музей расположен в месте, где с начала 20-х годов и до конца 30-х годов XX века происходили массовых казни репрессированных . Первоначально здание музея было однокупольным с одним экспозиционным залом площадью 400 м2. Экспозиция включала 6 разделов.
Нынешнее здание – 2-х купольное и состоит из 3-х залов.
Общая экспозиционная площадь – 960 м2. Айван (терраса) 640 м2, подвал 1568 м2.
Обновлённая экспозиция музея состоит из 10 разделов.
Экспозиция музея разделена на 10 разделов, относящихся к разным периодам истории Узбекистана с конца XIX века до обретения независимости. Отдельная экспозиция (10-й раздел) посвящена периоду Независимости.
1 РАЗДЕЛ. Колонизация Средней Азии (Туркестана) царской Россией и борьба местного населения против колонизаторов.
Данный раздел посвящён колониальному периоду в истории Узбекистана. Тысячи наших патриотов сложили свои головы, сражаясь за свободу и независимость нашего края в описываемый отрезок времени. На протяжении всего колониального периода, длившегося около 150-ти лет, продолжалась непрерывная борьба за свободу Отечества. Именно поэтому, освещение исторической правды о наших предках, пожертвовавших собой во имя свободы, увековечивание их памяти – являются важнейшими направляющими аспектами экспозиции музея.
В качестве экспонатов раздела представлены материалы, связанные с историей завоевания Средней Азии со стороны царской России и борьбой местного населения против колониального гнёта.
2 РАЗДЕЛ. Движение национального возрождения, его проявления и практические направления В результате колониальной политики в конце XIX - начале XX века политический строй, экономика и культура Туркестана оказались в кризисном состоянии. Передовая интеллигенция края основала просветительское движение в целях освобождения страны из под гнёта царской России, пробуждения нации, открытия новых путей не только экономического, но и культурного развития страны. В Туркестане это движение получило название «джадизм». В качестве своей основной задачи, джадиды рассматривали повышение культурного и образовательного уровня местного населения. В этом разделе экспозиции помещены портреты самых ярких представителей просветительского движения джадидов. Здесь же: фото созданных ими новометодных школ, образцы национальной периодической печати Туркестана, афиши театральных постановок любительских театральных трупп Коканда и Андижана.
3 РАЗДЕЛ. Ликвидация Туркестанской Автономии и начало репрессивной политики советского государства (1917–1924 годы). Февральская революция 1917 года в России и свержение императора с трона привели к резким политическим изменениям в Туркестане. Царская власть в регионе была упразднена, но новообразованное правительство восприняло Туркестан как Российскую колонию, и установило здесь такую же политическую систему, как и в России. Революционные настроения в России оказали существенное влияние на движение национального просвещения. В Туркестане начинают образовываться первые национальные общественные организации такие как “Шурои Ислам” и “Уламо”. В октябре 1917 года большевики совершили государственный переворот в России. А в Ташкенте 1 ноября большевики арестовали членов комитета Временного правительства Туркестана и объявили об установлении Советской власти в Туркестане. 26-28 ноября 1917 года выходит декрет Советского правительства о том, что каждый народ сам волен выбирать свою судьбу. Национальное прогрессивное движение Туркестана в Коканде созывает IV чрезвычайный съезд мусульман Туркестана. На съезде обсуждались различные вопросы, включая идею создания Туркестанской Автономии. Большинством голосов Туркестан был объявлен Автономией. Большевики отказались признать Туркестанскую Автономию. 19 февраля 1918 года Красная Армия начала наступление на правительство Туркестанской Автономии в городе Коканде . Данный Раздел содержит документальные свидетельства разгрома Туркестанской Автономии в Коканде, которая просуществовала только 72 дня.
4 РАЗДЕЛ. Движение противостояния угнетению и насилию, а также вооружённые выступления в Средней Азии (1918–1924 годы). Насилие Советской власти стало причиной резкого недовольства и сопротивления народа. По всей стране начались вооружённые движения против Советской власти. В особенности в Ферганской долине движение приняло резкий и массовый характер. Предводителями сопротивления выступили местные лидеры Мадаминбек, Катта Эргаш, Шермухаммадбек. На карте указаны очаги вооружённых противостояний, начавшихся в феврале 1918 года и продолжавшихся вплоть до 1924 года.
5 РАЗДЕЛ. Политика «коллективизации» и «раскулачивания» советского правительства, её трагические последствия (1930–1936 годы). Этот раздел посвящён репрессиям советской власти в сфере экономики. В начале 20-30 гг. 20-го века в процессе реализации монополистической политики Советской власти начались насильственные процессы «коллективизации» и «раскулачивания». Тысячи земельно-водных хозяйств были переданы государству. Материалы экспозиции рассказывают о том, как советская власть объявляла десятки тысяч людей «кулаками», конфискуя их жильё и имущество отправляла в ссылку целыми семьями и не только крупных землевладельцев, но также и ремесленников – кустарников, купцов, арендодателей, предпринимателей, дехкан, представителей духовенства и всех тех, кто использовал подённую наёмную силу. На карте показаны направления, по которым отправляли ссыльных из Узбекистана. Также, в разделе представлены макеты вагонов, в которых перевозили «кулаков»; «палатки-землянки», в которых вынуждены были жить ссыльные. Видеоматериалы содержат воспоминания детей, чьи родители были «раскулачены» и высланы из страны и о том, в каких тяжёлых условиях они были вынуждены жить и трудиться.
6 РАЗДЕЛ. Политические репрессии начала 30-х годов (1929-1936). К началу 1930-х годов система административной бюрократии прочно укрепилась и мобилизовала всю свою мощь в деле широкой пропаганды идеологии большевизма. Именно в это время усилились притеснения и гонения на тех, кто выступал против существующей идеологии антинаучных и бесчеловечных реформ, проводимых советской властью в социально-экономической и культурной сферах. В частности, репрессиям подверглись представители местной интеллигенции, противопоставлявшие национальные ценности идеологии большевизма, участники движения сопротивления 1918-1924 годов и их родственники. Инакомыслящие отправлялись в лагеря и привлекались к строительным работам на таких крупных объектах, как « Беломорканал », « Белбатлаг » и « Дмитлаг », где преимущественно использовался труд политических заключённых. 6-й раздел музейной экспозиции освещает все вышеперечисленные процессы.
7 РАЗДЕЛ. Политические репрессии 1937-1938-х годов. Политические репрессии советской власти под руководством В. Сталина в период 1937-1938 гг., несомненно, являются одной из самых трагических страниц в истории человечества. В то время, любое инакомыслие или действие против советской власти и её идеологии жёстко пресекались. Эти действия, прежде всего, были направлены против государственных деятелей, партийных и правительственных кадров. Не только выдающиеся представители национальной интеллигенции - учёные, писатели, деятели культуры и искусства, но и члены их семей стали жертвами репрессий того времени. В экспозиции представлены фотографии известного государственного деятеля Файзуллы Ходжаева. В то время, он являлся главой Узбекистана. Сам он был расстрелян, а вся его семья и ближайшие родственники: отправлены в тюрьму. Здесь же размещены фотографии жён таких выдающихся узбекских поэтов и общественных деятелей, подпавших под репрессии как: Чулпан, Фитрат, Акбар Рустамов, Абдулхай Таджиев. Фотографии студентов, отправленных на учёбу в Германию в 1922 году, впоследствии обвинённых в шпионаже в пользу Германии и расстрелянных перед началом второй мировой войны.
8 РАЗДЕЛ. Политические репрессии 1940-1950-х годов. Вторая мировая война (1939-1945 годы) несомненно, одна из самых больших трагедий в истории человечества. 22 июня 1941 года гитлеровская Германия внезапно напала на СССР . С первых дней войны народ Узбекистана приложил все возможные усилия для победы над фашизмом. В стране было объявлено военное положение, все ресурсы направлены на обеспечение обороны страны. Но даже в такие трудные дни советская власть не отказалась от репрессивной политики. Во время II мировой войны под предлогом «недопущения проявления сострадания к фашизму», начались этнические репрессии по отношению к национальностям, проживавшим на пограничных территориях. В итоге: тысячи корейцев, крымских татар, поляков, турков-месхетов (месхетинцев?), немцев Поволжья и представителей других национальностей, земли которых граничили с Японией, Турцией и Польшей, в принудительном порядке были депортированы из своих мест проживания в другие республики, в частности, в Узбекистан. Обеспечение их кровом, работой и продуктами, легло тяжким бременем на плечи узбекского народа. В конце 1940-х и в начале 1950-х годов поднялась новая волна репрессий. Основной удар приходился опять же на ряды передовой интеллигенции: представителей науки и искусства, поэтов и писателей, которые в своих произведениях затрагивали вопросы истории, быта и традиций, духовного наследие узбекского народа. В результате, они были обвинены в «идеализации прошлого», в национализме, с приговором до 25 лет лишения свободы.
9 РАЗДЕЛ. Репрессии 1980-х годов: Кампания «Хлопковое дело». Превращение хлопка в монокультуру, культивируемую на территории Узбекистана, а также нерациональное использование природных ресурсов, привело к трагедии Арала в 80-х годах 20-го столетия. В это время плановая система ведения хозяйства вынуждала людей давать ложные цифры в отчётах на очередных съездах партии. Хищения и приписки являлись общей практикой на всей территории страны советов. Однако, необходим был показательный процесс для всех республик бывшего Советского Союза и, в результате, в Узбекистане организуется громкая кампания под названием: «хлопковое дело», в процессе которой, тысячи невинных людей были осуждены на длительные тюремные сроки. Здесь же рассказывается об активной деятельности первого президента Узбекистана - Ислама Каримова , начавшейся уже в 1986 году в Кашкадарье и направленной на реабилитацию невинных жертв «хлопкового дела».
10 РАЗДЕЛ. Восстановление исторической справедливости, увековечение памяти жертв репрессий, важные исторические мероприятия, направленные на сохранение и развитие национальных ценностей в годы Независимости (начиная с 1991 г.). После обретения независимости на основе исторических фактов и архивных материалов была проведена широкомасштабная работа по восстановлению национальных ценностей и исторической справедливости. Восстановлена историческая правда по отношению к таким великим государственным деятелям и полководцам как Амир Темур , Захириддин Мухаммад Бабур , Мирзо Улугбек , Джалалиддин Мангуберди . Также, в разделе рассказывается, что за годы независимости была проделана колоссальная работа по восстановлению религ и культур ценностей, изучению истории, основ, культурного и архитектурного наследия Ислама, которые были восстановлены и обрели своё почётное место в истории Узбекистана. В этом разделе, отражены широкие возможности, представленные для нашей молодёжи их высокие достижения и успехи в спорте, образовании, науке и технике, культуре и искусстве.
В экспозициях музея содержаться фотографии наших соотечественников, большое количество документов и материалов, относящихся к политике репрессий того времени, карта ГУЛАГов, личные вещи жертв репрессий а также автомобиль ГАЗ 11-73, напоминающая об ужасах репрессий 1930-1938 гг.
В залах установлены 10 сенсорных киосков и 9 мониторов, которые содержат редкие архивные материалы, воспоминания очевидцев, интервью, образцы национального музыкального творчества. Это позволяет посетителям музея полностью окунуться в атмосферу того времени и хотя бы отчасти, прочуствовать тяжесть и гнёт ужасающего периода репрессий.
Музей является научно-исследовательским институтом. Научные сотрудники музея проводят работу с архивными документами, касающимися истории репрессий, занимаются сбором фактического материала. Результаты исследований регулярно издаются в виде монографий , публицистических и художественных изданий.
Также работниками музея готовятся к печати произведения выдающихся узбекских писателей и мыслителей, подвергшихся репрессиям, проводятся просветительские мероприятия среди населения .