Interested Article - Крымские татары в СССР

СССР 1933 г. народы СССР, Крыма — почтовая марка

Крымские татары в Советском Союзе — часть граждан в СССР , которые являются этническими крымскими татарами или происходят от них. До депортации 1944 года основная часть проживала в Крыму , позже в Средней Азии Советского Союза.

История

Исмаил Фирдевс — первый большевик из числа крымских татар


Террор в отношении крымскотатарской интеллигенции

Крымскотатарский политик и педагог — Сеитджелиль Хаттатов

Период Великой Отечественной войны

Коллаборационизм во Второй мировой войне

Считается, что около 10 % крымских татар так или иначе принимали участие в борьбе с советскими партизанами , а также — поступили на службу в германские военные и полицейские подразделения. Существенный процент из их числа согласились на сотрудничество с нацистами добровольно. При этом пропорциональная доля сотрудничающих с немцами среди крымских татар оказалась значительно выше, чем аналогичные пропорции, рассчитанные для русских и украинских коллаборационистов .

По оценке профессора военной истории Рольфа-Дитера Мюллера из Берлинского университета имени Гумбольдта , полное число крымскотатарских добровольцев, выбравших сторону Гитлеровской Германии, примерно в два раза превышало количество крымских татар, призванных в ряды Красной армии . Более того, перешедшие на немецкую сторону крымские татары являлись почти всеми боеспособными членами их национального меньшинства в Крыму .

Участие крымских татар в борьбе с нацистами и их союзниками

Амет-хан Султан, крымскотатарский лётчик-ас, дважды Герой Советского Союза

В рядах Красной Армии в годы Великой Отечественной войны проходили службу более 35 тысяч крымских татар из Крыма, а всего воевало 60 тысяч крымских татар. Более полутора тысяч крымских татар были офицерами, в том числе 97 женщин. Согласно Национальному движению крымских татар , в Красной Армии воевало 100 638 крымских татар, 16 713 участвовало в партизанском движении и ещё 7 727 участвовало в подпольных организациях, патриотических группах, поддерживало связь и помогало им . Каждый третий из воевавших крымских татар погиб на поле боя . За боевые заслуги в Великой Отечественной войне шестеро крымских татар ( Тейфук Абдуль , Узеир Абдураманов , Абдураим Решидов , Фетислям Абилов , Сейтнафе Сейтвелиев , Амет-хан Султан ) были удостоены звания Героя Советского Союза , ещё 18 были представлены к званию . Двое ( Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев ) стали полными кавалерами ордена Славы .

Известны имена двух генералов из числа крымских татар: Исмаил Булатов и Абляким Гафаров .

1 сентября 2014 года указом президента Российской Федерации В. В. Путина , « за героизм, мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны », посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации погибшей в начале 1944 года разведчице Алиме Абденановой . В рядах польской Гвардии Людовой сражался бежавший из плена Умер Акмолла Адаманов Мишка-татар »), посмертно награждённый орденом «Крест Грюнвальда» 3-й степени.

Самым известным летчиком из крымских татар (по матери) и дагестанцев (по отцу) стал Амет-хан Султан , дважды удостоенный звания Героя Советского Союза . Кроме 49 побед в воздухе Амет-хан Султан прославился и воздушным тараном. После войны он стал одним из ведущих лётчиков-испытателей, испытывавшим самолёты Су-7 , Су-9 и Ту-16 .

Ещё одним известным лётчиком-истребителем Великой Отечественной войны из крымских татар был полковник Эмир Усеин Чалбаш : после войны — лётчик-испытатель I класса, автор мемуаров «Сковать боем! Советские асы против Люфтваффе».

Крымскотатарские Герои Советского Союза
Крымские татары кавалеры Орденов Славы 3-х степеней , приравнивающиеся к Героям Советского Союза
Крымские татары, награжденные званием Героя России за заслуги в ВОВ
Крымские татары, награжденные польским орденом «Крест Грюнвальда» за заслуги во Второй Мировой войне

Депортация

Депортированные крымские татары на лесосплаве около речки Язва, Урал, 1948 г.

Сразу после освобождения Крыма от нацистов, в мая 1944 года была произведена депортация крымскотатарского народа из Крыма, которая затронула всех всех проживающих в Крыму или прописанных в Крыму на момент депортации крымских татар, которых отправляли в места высылки даже с фронта. Официально депортация обосновывалась фактами участия крымских татар в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны , и сотрудничества с оккупационными властями, хотя международное право не предусматривало коллективной ответственности народа за действия, совершаемые отдельными лицами

Самое тяжёлое испытание для крымскотатарского народа произошло во время масштабного голода в СССР 1946—1947 годов , во время которого погибло, по оценке М. Эллмана, около 1,5 миллиона человек, из которых до 16 тысяч крымских татар. Хотя в общем числе граждан СССР погибших от голода крымских татар было невелико, но для небольшого народа это были колоссальные потери. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 %, по оценкам различных советских официальных органов, до 46 %, по оценкам активистов крымскотатарского движения, собиравших в 1960-е годы сведения о погибших. В «Обращении крымскотатарского народа», называется цифра погибших татар — 46 % от всего населения .

С момента депортации по 1956 года, крымские татары имели статус спецпереселенцев , подразумевавший различные ограничения в правах. Все спецпереселенцы были поставлены на учёт и были обязаны регистрироваться в комендатурах. Постановлением Совета Министров СССР от 21 ноября 1947 г. и Указом Президиума Верховного Совета от 26 ноября 1948 г. положение спецпереселенцев было ужесточено: переезд в другой район мог быть разрешён лишь при наличии «вызова» от близких родственников; за несанкционированный выход за пределы разрешённого места поселения угрожало наказание в виде пятидневного ареста, а повторное нарушение рассматривалось как побег с места ссылки и наказывалось 20 годами каторги .

В 1967 году был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму», который п.1 снял все санкции против крымских татар и даже дал осуждающую оценку предыдущих законодательных актов как «огульных обвинений … необоснованно отнесенных ко всему татарскому населению Крыма». Однако п.2 этого же Указа фактически идет ссылка на существовавший в СССР паспортный режим привязывающий крымских татар к месту прописки к вновь возведенным домам на выданным им земельным участкам преимущественно в Узбекской ССР. Напомним, что по Постановлению № 5859-сс Правительство СССР выдало крымским татарам в Узбекской ССР бесплатно земельные участки и предоставило строительные материалы для возведения новых домов, а также ссуду в 5000 рублей на такое строительство. Поэтому с точки зрения Правительства СССР крымские татары как получившие данное имущество должны были проживать в этих домах в Узбекской ССР, где и прописаны. Также в СССР существовали ограничения на смену места работы в другом регионе по трудовому законодательству в том числе из-за места прописки. Поэтому крымские татары несмотря на полноту прав как граждан СССР фактически не могли вернуться в Крым, так как не могли получить жильё и работу в Крыму .

Послевоенный период

Проект коренизации крымских татар в Узбекистане

В конце 1970-х годов и предусматривал переселение крымских татар из различных областей Узбекской ССР в Мубарекский и Кашкадарьинской области и создание там национальной автономии. Предложен, по одной версии, Комитетом государственной безопасности СССР , по другой — ЦК Компартии Узбекистана с одобрения высшего руководства страны. Реализация проекта началась в 1978 году, но окончилась неудачей из-за сопротивления крымскотатарского народа. После смерти Сталина была организована комиссия под председательством А. И. Микояна по возвращению на родину и восстановлению государственности необоснованно выселенных народностей; исключением стали крымские татары и немцы Поволжья . Микоян в своих мемуарах про причины отказа от возвращения крымских татар в Крым утверждал следующее:

Главная причина, почему не была восстановлена Крымско-Татарская автономная республика, заключалась в следующем: территория её была заселена другими народами, и при возвращении татар пришлось бы очень много людей снова переселять. Кроме того, крымские татары были близки к казахским татарам, да и к узбекам. Они хорошо устроились в новых районах, и Хрущев не видел смысла вновь их переселять, тем более что Крым вошел в состав Украины. — Анастас Микоян

В 1967 году был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму», который снял все санкции против крымских татар. Однако существовавший паспортный режим фактически привязывал крымских татар к месту прописки в домах на земельных участках, выделенных им при депортации. На протяжении 1960-х-70-х годов многие крымские татары, несмотря на противодействие властей, пытались поселиться в Крыму, и нескольким тысячам это удалось .

Национальное движение крымских татар

Митинг за восстановление прав крымских татар в Москве 1980х гг
Демонстрация крымских татар в Москве

Национальное движение крымских татар , сформировавшееся во второй половине 1950-х годов (после XX съезда КПСС ) как движение репрессированного народа, подвергшегося в сталинский период насильственной депортации и моральному унижению. Основные требования активистов движения включали в себя восстановление автономии , возвращение народа на свою историческую родину, компенсацию утраченного в результате депортации.

Истоки движения восходят к первому послевоенному десятилетию. В 1950-е — 1960-е годы среди его лидеров были партийные работники, ветераны войны, участники партизанского движения в Крыму.

Наивысшего пика движение достигло в 1960-х годах, после чего было подавлено, возродилось в годы перестройки и достигло ощутимых политических результатов в начале 1990-х годов.

Движение имело большой опыт подпольной борьбы, противодействия советским и партийным структурам (в Узбекистане , Таджикистане , Краснодарском крае , непосредственно в Крыму ), опыт организованных массовых выступлений и столкновений с правоохранительными органами, применявшими силовые методы (разгоны митингов, избиения демонстрантов, аресты активистов, судебное преследование).

Крымскотатарское национальное движение характеризовалось массовостью и организованностью, радикализмом, чёткой политической направленностью, пафосом идеи национальной государственности, сочетанием определённой этнической самоизоляции с установками широкой экстерриториальности и возрождением идей пантюркистской и панисламистской общности и солидарности. Национальное движение крымскотатарского народа, в отличие от многих других национальных движений СССР, получило широкое международное признание .

Крымский референдум 1991 года

Референдум о государственном и правовом статусе Крыма состоялся 20 января 1991 года. Толчком к проведению референдума о статусе полуострова послужил процесс суверенизации Украины и возвращение из депортации крымских татар .

В середине 1989 года в газете « Крымская правда » вышла статья «Региональный хозрасчёт и автономия» в которой делался вывод о том, что « для успешного внедрения регионального хозрасчёта и превращения Крыма во всесоюзную здравницу было бы целесообразно преобразовать область в автономную республику ».

Постановление Верховного Совета СССР 28 ноября 1989 года «О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа» указывало на то, что « Восстановление прав крымскотатарского народа не может быть осуществлено без восстановления автономии Крыма путём образования Крымской АССР в составе Украинской ССР. Это соответствовало бы интересам как крымских татар, так и представителей других национальностей, проживающих ныне в Крыму ».

В январе 1991 года был проведен и объявлен результат 93 % выступило за воссоздание автономного статуса полуострова. Явка на референдуме составила 81 % населения. В референдуме приняло участие лишь 3 тысячи крымских татар. 22 марта 1991 года совет народных депутатов был преобразован в Верховный Совет Крыма .

Организация крымскотатарского национального движения не признала результатов референдума, выступив с заявлением о том, что русскоязычное население Крыма большинством голосов не может определять государственный статус национальной территории. В июне 1991 года Курултай крымскотатарского народа принял декларацию «О национальном суверенитете крымскотатарского народа», в которой Крым был заявлен как национальная территория крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение .

Культура крымских татар в СССР

Крымскотатарский язык в СССР

Образец избирательного бюллетеня на крымскотатарском языке для выборов в Верховный Совет Крымской АССР в 1938 году

В Крымской АССР в 1921—1945 гг. крымскотатарский язык был, наравне с русским, государственным языком, на котором в обязательном порядке публиковались законы и велось судопроизводство в центральных судебных органах. Этот статус крымскотатарского языка и его использование в государственной символике (гербе и флаге) был зафиксирован в Конституции Крымской АССР 1937 г.

До депортации крымских татар в Крыму были 371 крымскотатарских школа. Подготовку педагогических кадров вели Симферопольский педагогический институт , Ялтинский татарский педагогический техникум, Бахчисарайская учительская татарская школа .

После депортации крымскотатарского народа все школы и факультеты крымскотатарского языка были полностью упразднены.

Крымскотатарский театр

С 1922 года началось бурное развитие Крымскотатарского театра, театроведы называют «Эпохой крымскотатарского ренессанса». Ставились пьессы Шекспира и Мольера, Ипчи и Лятиф-заде, Гольдони и Бомарше, Толстого и Тренёва .В театре работали выдающиеся актёры, режиссёры, драматурги, которые создавали традиции и ту неповторимую национальную театральную школу, которую сегодня продолжает Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр .

Ансамбль Хайтарма

В 1939 при Ялтинской филармонии был создан татарский ансамбль песни и танца. В 1937 году был создан второй ансамбль песни и танца при Доме народного творчества, художественным руководителем стал Ильяс Бахшиш , музыкальным руководителем Яя Шерфединов , а балетмейстером Усеин Баккал . В марте 1939 году эти два ансамбля объединили при Крымской Государственной филармонии г. Симферополь с целью подготовки дней культуры Крыма в Москве.

В мае 1944 года в результате сталинской депортации крымских татар ансамбль прекратил свое существование. В 1957 году ансамбль был возрожден при ордена Трудового красного знамени государственной филармонии им. Кари-Якубова, г. Ташкент, Узбекской ССР. Так как в названии было запрещено использовать слово «крымскотатарский», ансамбль был назван в честь одноимённого крымскотатарского народного танца.

Примечания

  1. , p. 147.
  2. , p. 248: «Almost all of the able-bodied men of this minority offered their services to the Germans in 1942 (about 20,000 men, twice as many as were conscripted into the Red Army)».
  3. twirpx.com/file/2582670/ Османов Ю. Б. Исторические справки, страница 83
  4. . Дата обращения: 15 сентября 2021. 23 марта 2015 года.
  5. . Дата обращения: 15 сентября 2021. 15 сентября 2021 года.
  6. . Дата обращения: 15 сентября 2021. 22 февраля 2016 года.
  7. . Дата обращения: 15 сентября 2021. 29 июля 2018 года.
  8. . resource.history.org.ua . Дата обращения: 4 марта 2021. 3 сентября 2020 года.
  9. Гульнара Бекирова. [Гульнара Бекирова. Крымские татары. 1941—1991 (Опыт политической истории). Том 1. Симферополь 2008. ISBN 978-966-470-011-2 Крымские татары. 1941—1991 (Опыт политической истории).] / Том 1. Симферополь. — Симферополь, 2008. — ISBN 978-966-470-011-2 .
  10. .
  11. В. О. Дайнес. . — ОЛМА Медиа Групп, 2004. — 834 с. — ISBN 978-5-224-04064-3 . 18 сентября 2021 года.
  12. . dergachev.ru . Дата обращения: 7 марта 2021. 9 января 2021 года.
  13. . old.iea.ras.ru . Дата обращения: 4 марта 2021. 11 августа 2019 года.
  14. . web.archive.org (14 мая 2017). Дата обращения: 11 марта 2021. Архивировано 14 мая 2017 года.
  15. Киселёва Н. В., Мальгин А. В., Петров В. П., Форманчук А. А. Этнополитические процессы в Крыму: исторический опыт, современные проблемы и перспективы их решения.. — Симферополь: Салта, 2015. — С. 352 с..
  16. [ КОНЦЕПЦИЯ образования на крымскотатарском языке в Автономной Республике Крым] (рус.) . crimea.gov.ru . Дата обращения: 7 марта 2021. 15 марта 2022 года.
  17. // Человек и культура. — 2017-04. — Т. 4 , вып. 4 . — С. 59–72 . — ISSN . — doi : .
  18. . goloskrimanew.ru. Дата обращения: 21 ноября 2017. 24 июня 2020 года.

Литература

  • Katchanovski I. Cleft Countries: Regional Political Divisions and Cultures in Post-Soviet Ukraine and Moldova (англ.) / Forew. by F. Fukuyama . — Stuttgart: Ibidem-Verlag, 2006. — (Soviet and Post-Soviet Politics and Society; ISSN ). — ISBN 978-3-8382-5558-3 .
  • The Unknown Eastern Front. The Wehrmacht and Hitler's Foreign Soldiers (англ.) . — London: I. B. Tauris, 2012. — ISBN 978 1 78076 072 8 .

Ссылки

  • Мебадури С. З., Королев А. А., Королева Л. А. // История и археология. 2014. № 7 .
Источник —

Same as Крымские татары в СССР