Interested Article - Нашха
- 2020-10-30
- 2
Нашха (также в русскояз. лит-ре: Нашх, Нашаха ; чечен. Нашха, Нашаха ) — высокогорная историческая область в центральной части Северного Кавказа . Современная локализация — юго-запад Чеченской Республики , часть Ачхой-Мартановского и часть Итум-Калинского районов. Занимает территорию между верховьями рек Гехи и Рошня .
Область известна с периода средневековья как родина нахского общества- тайпа Нашхой (в русскояз. форме — нашхойцы; компонент в этногенезе современных чеченцев ). Заселена до 1944 года, когда местное население было депортировано в Казахстан .
Название и терминология
Название исторической области Нашха в современной научно-публицистической литературе неразрывно связано с обществом Нашхой. В ряде работ они выступают как синонимы — часто авторы, говоря о Нашха/Нашхой, подразумевают и этногруппу нашхойцев, и территорию их первоначального расселения. Также в литературе можно встретить упоминание Нашха именно как исторической области, которую характеризуют различными терминами — от традиционного « урочища » (напр. 1969 , 2005 и др.) до «этнографического района» ( А. С. Сулейманов 1978 ).
Существует гипотеза советского исследователя чеченского языка А. Г. Мациева , согласно которой имя области/общества Нашха/Нашхой могло послужить основой для самоназвания чеченцев — нохчий ( см. Нохчий. Этимология ). Также этот вариант этимологии посчитали заслуживающим внимания такие известные чеченские учёные, как лингвист , д.фил.н. , профессор И. Ю. Алироев и д.и.н. , профессор Ш. Б. Ахмадов .
География
Чеченский исследователь- краевед , педагог и народный поэт А. С. Сулейманов во второй части своего труда «Топонимия Чечено-Ингушетии» (1978) одним из первых описал территорию общества Нашхой (используя наименование Нашха ).
Соседствующие с Нашха территории и общества | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Чеченская равнина | |||||||||
и
( галайцы и ялхаройцы ) |
Пешха ( ) | ||||||||
( терлоевцы ) |
Согласно А. С. Сулейманову, Нашха располагается в междуречье Гехи и Рошня, исторически делясь на две условные части — Тийха-Нашха/Тийха лома ( чечен. Тӏехьа-Нашха/Тӏийхьа лома — «Потусторонний Нашха»/«По ту сторону гор») и Сеха-Нашха ( чечен. Сехьа-Нашха — «Посюсторонний Нашха»). Тийха-Нашха находилась к северу от горы Нашхойн-лам /Нашахалам, то есть северная часть Нашха, Сеха-Нашха соответственно — южная часть .
История
По мнению ряда учёных Нашха является прародиной многих нахских обществ , часть чеченских тайпов (возможно свыше 20 ) возводит своих предков к выходцам из этой исторической области . Согласно большинству преданий Нашха считается местом древнейшего поселения чеченцев, поэтому среди них издавна бытует мнение, что если кто-либо выходец из Нашха — то он коренной житель Чечни .
Ш. Б. Ахмадов в работе 2002 года называл Нашха то обществом, то селением, и сообщал о том, что здесь располагался важный вайнахский центр самоуправления — один из «Советов старейшин» (не следует путать с другим вайнахским институтом самоуправления — Мехк-кхелом — «Советом/судом страны»).
Согласно А. С. Сулейманову, который тактично обходит вопрос депортации, нашхойцы «из-за трудных условий гор давно оставили свои аулы и широко расселились в плоскостных [то есть равнинных ] городах и сёлах» . Однако, вероятно, значительная часть нашхойцев проживала в Нашха до 1944 года, когда произошла депортация местного населения в Казахстан (операция «Чечевица»).
Поселения
В работе 1978 года А. С. Сулейманов указывал, что «своими духовными центрами нашхинцы считали Хьайбаха [Хайбаха] и Хӏийлах [Хийла/Хийлах]» . Однако позднее, в сокращённом переиздании этой работы — «Топонимия Чечни» (1997), духовным центром нашхойцев указывается уже другой аул — Моцарой .
Название | Местоположение | Описание, история | Координаты |
Тайпы, некъи
и гары |
|
---|---|---|---|---|---|
русск. | чечен. | ||||
Ажгечу В. ?, Ажгиечу В. | Лакха Iаьжгиечу/Iажгечу | хутор к с.-з. от Зархие | |||
Ажгечу Н. ?, Ажгиечу Н. | Лаха Iаьжгиечу/Iажгечу | хутор | |||
Iаршӏалечу | хутор | ||||
Гӏарбихьаькханчу | хутор | ||||
Дийхьакӏотар | |||||
Ехкачу | хутор | ||||
Зарха ? | Зерха , Зархие | хутор | |||
Кейчу ? | Кӏайгаюхе , Кӏайчаюхе | хутор | |||
Кел-База ? | Кӏийлахбасо , Кӏелахбаса | хутор | |||
Магусты ?, Могуста | Могӏаста , Могӏасте , Могӏуста , Могӏусти | хутор в 1,5 км от правого берега р. Гехи, в 1 км к с.-з. от Нижнего Ажгечу | |||
Моцарой | Моцӏара , Моцкъара , Моцӏарха | селение в 2-х км к з. от Чармаха | |||
Мушечу | Мушечу , Муьшие-Чу , Муьшиечу | хутор | |||
Нохчийн кӏотар | на хребте Гих-дук | ||||
Сакилинжили ? | Саканжиеле | хутор | |||
Терхие | в 5-и км к з. от Мушечу и в 3-х км к с.-з. от Хӏийлах | ||||
Туйсте | Тӏиста | селение | |||
Хайбах ?, Хайбаха | Хьайбаха | селение на левом притоке р. Гехи, в 2-х км к ю. от Моцарой | |||
Хили | Хӏийла , Хӏийлах | селение | |||
Хьижахка , Гӏой | селение | ||||
Хотташкоча | хутор | ||||
Чармаха , Чермохкой | Чӏармаха | селение под высоким крутым склоном, в 2-х км к в. от Моцарой | |||
Другие поселения Нашха: Ажгиечу, Бакин котар, Беной, Бовн ара, Бончу дига, Гелаханан ирзуо, Гихчу котар, Дигал, Ехкачу ара, Зархие/Зирхие, Кайчу юххие, Кегана юх, Ковхи, Лакха ажгиечу, Могуста, Моцкара, Мужболчу, Мушиечу, Нохчийн котар, Рошничу, Селахан гечу, Тангичу, Терхие, Тестархой, Хайбаха, Хижигхо, Хийлах, Хоче коча, Чармаха, Шина инчу. Отдельно: Мозарга. Тестерхой , Хоч-Коч , Яхкачара .
Примечания
- Комментарии
- Как и все народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему названий для существовавших в их среде форм родственных, территориальных, социальных и военных объединений. Нахская структура таких объединений состояла из групп разной численности и статуса, включая тукхумы / шахары , тайпы , гары, некъи, ца и доьзалы . В связи с неоднозначным современным пониманием старинной нахской системы названий различных объединений, в кавказоведении используется термин «вольное общество» или просто «общество».
- В своей работе 1990 года «Язык, история и культура вайнахов» И. Ю. Алироев высказал мнение о том, что заслуживает внимание этимология этнонима нохчий от слова «народ» и является интересной этимология предположенная А. Г. Мациевым от названия исторической области Нашха. Также в этой работе он предложил собственную этимологию имени нохчий — от слова «плуг». В дальнейшем он просто повторил эти утверждения в работе 1999 года («Чеченский язык», переиздана в 2001). В работе 1999 года («Чеченцы! Кто они?», в соавторстве с председателем Госсовета ЧР М. М. Сайдуллаевым ) и в работе 2002 года («История и культура вайнахов», в соавторстве с министром культуры ЧР ), И. Ю. Алироев уже не упоминает гипотезу А. Г. Мациева, ровно как и свою гипотезу — теперь он останавливается только на предположении родства этнонима нохчий со словом «народ» ( Алироев И. Ю. , 1990, с. 14-15; 2001 (1999), с. 5-6; Алироев И. Ю., Сайдуллаев М. М. 1999, с. 8; Осмаев М. К., Алироев И. Ю. 2003, с. 33).
- В труде «Топонимия Чечено-Ингушетии» (1976—1985) А. С. Сулейманов иногда транслитерирует одни и те же слова в передаче чеченской письменностью по-разному. Например, как и в данном случае — тӏехьа и тӏийхьа.
- В своей работе 1990 года «Язык, история и культура вайнахов» И. Ю. Алироев сообщает, что согласно одному из преданий, выходцы из области Нашха расселились почти по всей Чечне и количество их тайпов было более 20. В дальнейшем он повторил это утверждение в работе 1999 года («Чеченский язык», переиздана в 2001) ( Алироев И. Ю. , 1990, с. 15; 2001 (1999), с. 6).
- Хребет Гих-дук ( чечен. Гих-дукъ, Гихдукъ — «Гихи [то есть р. Гехи] хребет») тянется по правому берегу р. Гехи от горы Нашхойн-лам до селения Рошни-Чу , после чего выходит на равнину (Сулейманов А. С., 1997, с. 62-79).
- Источники
- ↑ , с. 97.
- ↑ , с. 316.
- ↑ , с. 145.
- ↑ , с. 6.
- ↑ , с. 283.
- , с. 145, 155.
- ↑ , с. 146.
- ↑ , с. 62-79.
- ↑ , с. 4, 97.
- , с. 152.
Литература
- Алироев И. Ю. Язык, история и культура вайнахов / Ред. И. А. Ирисханов. — Гр. : Чечено-Ингушское объединение « Книга », 1990. — 368 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7666-0102-6 .
- Алироев И. Ю. Чеченский язык / Под ред. М. Е. Алексеева . — Издание 2-е, исправленное. — М. : « Academia », 2001 (1999). — 152 с. — (Языки народов России). — ISBN 5-87444-049-6 .
- Алироев И. Ю., Сайдуллаев М. М. Чеченцы! Кто они?. — М. , 1999. — 168 с.
- Чеченская диалектология / Под ред. З. А. Гавришевской. — Чечено-Ингушский НИИ истории, языка, литературы и экономики. — Гр. : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1969. — 211 с. — 600 экз.
- Ахмадов Ш. Б. / Научн. ред. А. Д. Яндаров . — Академия наук Чеченской Республики. Чеченский государственный университет . НИИ гуманитарных наук Чеченской Республики. — Элиста : АПП «Джангар», 2002. — 528 с. — ISBN 5-94587-072-3 .
- Ингушско-русский словарь: 11142 слова = Гӏалгӏай-Эрсий дошлорг: 11142 дош. — Ингушский государственный университет . — Магас : « », 2005. — 544 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94452-054-X .
- Мациев А. Г. Чеберлоевский диалект чеченского языка // Известия ЧИНИИИЯЛ Языкознание. — Гр. , 1965. — Т. 6, вып. 2.
- , Алироев И. Ю. История и культура вайнахов / Рецензенты Н. С. Прокуророва, . — М. : «Academia», 2003. — Стб. 384. — 3000 экз. — ISBN 5-87444-192-1 .
-
Сулейманов А. С.
II часть: Горная Ингушетия. Горная Чечня
// Топонимия Чечено-Ингушетии: в IV частях (1976-1985 гг.). —
Гр.
: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1978. — 289 с. —
5000 экз.
- Сулейманов А. С. . — Нальчик : «Эль-Фа», 1997. — 682 с. — 1000 экз. — ISBN 5-88195-263-4 . от 7 ноября 2014 на Wayback Machine (сокращённое переиздание на чеченском и русском языках)
- 2020-10-30
- 2