С.-Э. Бадаев оспаривает правомерность применения термина «мухаджирство» к переселению кавказских народов, поскольку этот термин подразумевает добровольное переселение по религиозным причинам. По отношению к горским народом это не соответствует действительности, так как они были принуждены к переселению политикой Российской империи
.
Мухаджирство на Северном Кавказе
В последние годы
Кавказской войны
(1817—1864) и сразу после её окончания в среде
мусульман
Северного Кавказа
имела место своеобразная форма массового переселения —
мухаджирство
. Его смысл заключался в уходе мусульманского населения из немусульманского государства; для северокавказского региона это был исход мусульман из разрастающейся
православной
Российской империи
в подданство единоверной
Османской Турции
. Особенно значительный характер северокавказское мухаджирство приняло в 1858—1865 годах (в эти 8 лет официально выехало 493 194 человека), но отдельные факты переселений имели место и до 1858 года, и после 1865 — вплоть до
Первой мировой войны
(1914—1918)
.
Мухаджирство являлось следствием
колониальной политики
Российской империи на Северном Кавказе, оно фактически осуществлялось благодаря поддержке российского правительства, но частично обуславливалось и некоторыми независимыми от этой политики причинами — экономическими, социальными и религиозными. Ряд исследователей, изучавших этот вопрос, отмечают сложность и многообразие причин северокавказского мухаджирства (напр. Х. О. Лайпанов, 1966;
Н. Г. Волкова
, 1974)
.
Политические причины
. Одним из значительных толчков к переселению
мусульманского населения Северного Кавказа
послужило пленение
Шамиля
в 1859 году;
Северо-Кавказский имамат
, как залог будущего освобождения от российского ига, был повержен. Многие жители края «упали духом и решились покинуть землю, обречённую навсегда быть достоянием неверных»
.
Российское правительство
считало, что выселение части северокавказцев ускорит покорение региона, «
Кавказ
избавится от населения беспокойного …»
и всячески способствовало мухаджирству, иногда подталкивая к отъезду даже вполне «замирённые» селения
.
Правительство Османской Турции
также имело выгоду от этого переселения — в лице мухаджиров оно получало значительный воинский контингент, враждебно настроенный к России (в связи с чем мухаджиров старались расселять по русско-турецкой границе). Турецкая администрация давала согласие на приём крупных по численности партий беженцев и всячески поощряла мухаджиров прокламациями содержащими различные обещания и религиозные лозунги
.
Экономические причины
. Для
населения Северного Кавказа
важнейшим был вопрос о земле — новая российская администрация либо стесняла их в личных наделах, либо заставляла переселятся на указанные равнинные территории, что собственно и послужило основной причиной переселения для многих северокавказцев (напр. для западных адыгов).
Российская сторона
после выселения части местного мусульманского населения, получала огромные земельные пространства, необходимые империи для заселения
казачеством
и раздачи земли лояльной северокавказской знати
.
Социальные причины
.
Северокавказское население
имело сложную социально-родовую структуру, различные по статусу и численности общества имели тесные связи, игравшие огромную роль в жизни местных народностей. Это приводило к тому, что за влиятельными лицами общества нередко поднимался для переселения весь род/фамилия
.
Религиозные причины
. Согласно российскому историку, генерал-майору
Р. А. Фадееву
на смену
мюридизму
в общества
мусульман Северного Кавказа
пришли проповеди
зикризма
, и именно благодаря их влиянию сформировалась тенденция переселения в Османскую Турцию; мухаджиры заявляли, «что времена приближаются и им надобно быть ближе к
Мекке
». Среди населения часто возникали различные мистические слухи, например о том, «что
намаз
, совершаемый на земле, которой владеют христиане, не действителен и не ведёт к спасению»
или небезпочвенный слух о возможном
крещении
горцев
.
В XIX веке мухаджирство значительно повлияло на этно-политическую карту Северного Кавказа, особенно в районах с наибольшим оттоком мусульманского населения. Этот процесс был достаточно важным для истории региона, наряду с такими значимыми факторами, как военные действия
Российской императорской армии
в 40—60-е годы, различные реформы российского правительства, миграция малоземельных горских обществ на равнину
Предкавказья
, а также массовым переселением на Северный Кавказ представителей других национальностей
.
История
Целью царизма было избавление от «неблагонадёжного» населения. В рамках реализации этого соглашения в течение лета 1865 года было переселено около 5 тысяч семейств (20 тысяч человек). В их числе переселились 6187
карабулаков
.
Распространению идей переселения способствовали как распространённые среди горцев слухи о введении
рекрутчины
или обращения в
казаки
, так и обещания со стороны турецкого султана переселенцам земли уехавших в Россию армян, налоговых льгот и денежных пособий
.
Всего из
Терской области
было вывезено 4983
вайнахских
семейства, 6262 арбы, 1120 голов крупного рогатого скота, 4726 лошадей. В частности, из чеченцев — 3502 семьи и ингушей — 1454 семьи (включая почти всех карабулаков — 1366 семей и назрановцев — 88 семей)
, общей численностью 22491 человек.
В 1868 году после многих лишений обманутые переселенцы попытались вернуться на Родину, но восстание было жестоко подавлено
.
Из покинувших Россию часть поселилась в Турции. Другая группа поселилась в районе
Голанских высот
(
Сирия
), третья переселилась в
Иорданию
, четвёртая осела в
Ираке
.
В 1935 году в Турции был принят закон, согласно которому нетурецким народам запрещалось говорить на родном языке. Это привело к ускорению отуречивания иноязычного населения.
Известные представители чеченской диаспоры в Турции
Махмуд Шевкет-паша
(1856—1913) — военный и политический деятель Османской империи, великий визирь Османской империи;
Шахин Бей
(Мухьаммад Саӏид) — народный герой Турции, защитник города
Антеп
;
Гуйреш, Довхан — генерал-армии, был командующим Турецкой армии в начале 90-х годов XX века, с 1994 года депутат Парламента Турции;
Доган, Гурес — начальник генерального штаба армии Турции в 1990—1994 годах;
Бекташ Демирель
— дзюдоист, чемпион и призёр чемпионатов Европы, призёр чемпионата мира;
Селим Татароглу
— дзюдоист, чемпион и призёр чемпионатов Европы, призёр чемпионата мира.
Известные представители ингушской диаспоры в Турции
Салих Полаткан (Хаматханов) — генерал армии, военный атташе в Югославии (1950-1952 гг.);
Салим Полоткан (Хаматханов)
— турецкий офицер, спортсмен, чемпион Центральной Европы, участник летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине;
Хасан-Басри Геккая (Беков) — турецкий журналист, главный редактор газеты «Мерам»;
Экрем Геккая (Беков) — турецкий киноактёр;
Макшариф Бештав (Ахриев) — доктор исторических наук;
Атила Тачой (Точиев) — доктор медицинских наук;
Садеттин Джанполат — профессиональный художник, писатель, поэт;
Ферди Айдамир (Тумгоев) — турецкий писатель.
а также ряд представителей ингушской диаспоры, ставших героями Турции и удостоенных турецкой награды
(«Медаль Независимости» или «Медаль Свободы»,
тур.
İstiklal Madalyası
), среди которых Мехмет Кетей (Магомед Котиев), Сулейман Сырр Койдемир (Бештоев), Абдул-Межид Койдемир (Бештоев), Исмаил Ташкой (Торшхоев) и др. Один из представленных к награде — Осман Тимурзиев, отказался от медали в связи с тяжёлым экономическим положением Турции (медаль была из чистого золота).
В культуре
Мухаджирству среди чеченцев посвящён роман
Абузара Айдамирова
«
Долгие ночи
». Мухаджирству среди ингушей посвящён роман турецкого писателя ингушского происхождения Садеттина Джанполата «Серебряный кинжал».
В 1846 году в Российской империи
титулярным советником
был предложен проект «О введении христианской веры на Кавказе между горскими народами» (
).
Источники
Бадаев С.-Э. С.
. — Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфический комбинат», 2008. — С. 7. — 320 с. —
500 экз.
—
ISBN 9785881959494
.
7 марта 2022 года.
, с. 219, 222.
↑
, с. 673.
, с. 219.
↑
, с. 213, 219.
↑
, с. 182.
, с. 220.
, с. 219—220.
, с. 117.
(неопр.)
. Кавказский узел (22 июля 2010). Дата обращения: 26 марта 2016.
1 апреля 2016 года.
, с. 155.
(неопр.)
. Информационное агентство "Чеченинфо" (5 февраля 2015). Дата обращения: 26 марта 2016.
6 апреля 2016 года.
Анчабадзе Ю. Д., Волкова Н. Г.
Этническая история Северного Кавказа XVI - XIX вв
(рус.)
. — Москва: Российская Академия Наук, институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая., 1993. — С. 75—78. — 266 с. — ISBN 0868-586X.
.
.
Литература
Бадаев С.-Э. С.
Чеченская диаспора на Среднем и Ближнем Востоке: история и современность. —
Нальчик
: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат имени Революции 1905 г.», 2008. — 320 с. —
500 экз.
—
ISBN 9785881959494
.
Базоркин М. М.
Дорога заговора и крови. Посвящается 100-летию выселения вейнахов в Турцию
// История происхождения ингушей. — Орджоникидзе, 1965.
Гарсаев Л. М.
, Гарсаев Х.-А. М.
Чеченские мухаджиры и их потомки в истории и культуре Иордании. —
Гр.
: АО «ИПК Грозненский рабочий», 2019. — 416 с. —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-88195-949-4
.
Комментарии // Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX — начало XX вв / Рук. проекта
Я. А. Гордин
, составление Я. А. Гордин,
В. В. Лапин
,
, Б. П. Миловидов. —
СПб.
: Издательство журнала «
Звезда
», 2005. — С. 639—713. — 720 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-94214-077-4
.
Лайпанов Х. О.
К истории переселения горцев Северного Кавказа в Турцию :
ст.
// Труды КЧНИИ :
сб
. / Отв. ред. Р. А.-Х. Джанибекова. — Карачаево-Черкесский НИИ истории, языка и литературы. — Ставрополь : Ставропольское книжное изд-во, 1966. — Вып. V. — С. 111—131. — 312 с. — (Серия историческая). —
400 экз.
Фадеев Р. А.
О Закатальском восстании, 1861-1862 гг. // Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX — начало XX вв / Рук. проекта
Я. А. Гордин
, составление Я. А. Гордин,
В. В. Лапин
,
,
. —
СПб.
: Издательство журнала «
Звезда
», 2005. — С. 174—195. — 720 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-94214-077-4
.