Interested Article - Чеченский танец

Чеченский танец ( чечен. Нохчийн хелхар ) — народный танец чеченцев . Танец представляет собой сочетание мужской экспрессии, характера и женской пластики. Девушка танцует медленно, плавно, а мужчина наоборот. В танце нет тактильного контакта. Чеченский танец отличается от танцев других народов Кавказа своей эмоциональной насыщенностью и в то же время сдержанностью, своей одухотворённостью . Не разбирающийся в искусстве хореографии, считают, все кавказские танцы лезгинкой, однако это мнение ошибочно . Это название было дано в честь абсолютно всех без исключения народностей горной части Дагестана , которых русские вплоть до середины XIX века именовали обобщающим термином «лезгины» . В танцах каждого народа Кавказа наблюдаются свои индивидуальные хореографические нюансы .

Ансамбль «Вайнах» (1939 год)
Презентация книги Джамбулата Умарова «Грозный. Фактор КРА». Государственный ансамбль танца «Вайнах». 2018 год

Описание

Памятник чеченскому танцору Махмуду Эсамбаеву работы Рима Акчурина в посёлке Лесной Городок

Начало танцев получивших название « лезгинка » было положено именно чеченскими танцами . Кавказскими народами и ныне используются танцевальные сюжеты и чеченские мелодии, чеченские танцы значительно влияют на развитие хореографического искусства по Кавказу . Также чеченские танцы, музыкальные инструменты и мелодии позаимствовали соседние казаки .

Для мужских чеченских танцев характерны особенная пластика плеч, широко растопыренные пальцы рук, быстрые и разнообразные движения ног . Парный чеченский танец является древнейшим танцем мужчины и женщины. Является основой фольклорного искусства чеченского народа, и требует соблюдения непререкаемых правил, канонов исполнения .

У чеченцев особым танцевальным этикетом является то, что начинает танец мужчина, затем в круг приглашается женщина. Мужчина не имеет права первым завершить танец — так как это может быть расценено как неуважение к женщине. Когда она покидает круг, её партнёр ещё совершает несколько кругов, после чего танец этой пары завершается. Жёстко регламентированы и танцевальные движения, и жесты. Исполнители танца должны ровно и прямо держать стан. И если пластика женского танца выражается в плавных, грациозных движениях, то экспрессия мужского — в ловкости, демонстрации удали, но крайне сдержанна .

Народы Кавказа танцуют по-разному: с особым темпераментом, под особые мелодии и даже с разными правилами. В чеченском парном танце, начинать танец должен мужчина, а завершать, наоборот, девушка. Мужчина не может выйти из круга раньше, сколько бы танец ни длился: это считается слабостью, танцор должен выдержать весь танец до конца .

Традиционный чеченский танец принято исполнять в национальных костюмах, но одеяния танцоров разных народов, несмотря схожесть, значительно различаются. Мужской костюм — черкеска, бешмет, рубашка у чеченцев отличается строгими тонами, в нём нет орнаментов. Чеченская черкеска ( чечен. чоа ) доходит только до кисти рук, в осетинской и кабардинской наоборот, скрывает руки целиком. Женский костюм, более воздушный, в нём не запрещены узоры и украшения, однако по фасону должен быть сдержанным. В чеченском танце девушки не носят массивных головных уборов — лишь платок, который на чеченском называется «чухта». В осетинском, ингушском и других народных танцах, наоборот, высокий убор считается обязательным элементом костюма .

чеченские танцоры часто танцуют с кинжалами. данная традиция уходит корнями в глубокое прошлое: таким танцем молодые чеченцы демонстрируют свою удаль, бесстрашие, силу воли и искусство обращаться с холодным оружием .

Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах» в репертуаре есть воинственный танец под названием «Под небом вайнахов». Который основан на древнем чеченском обычае: когда две противоборствующие стороны собирались пролить кровь, в критический момент могла появиться девушка, снять с головы платок и бросить его между конфликтующими. В этом случае конфликт прекращался на всегда. И если даже спустя много времени один из противников начинал вражду за ново, считалось огромным позором .

У чеченцев существует танец воинов которое называется Чагаран хелхар ( чечен. ЧӀагаран хелхар ) — с чеченского боевая пляска, танец вдохновляющий и приводящий к экстазу. Прежние времена чеченские воины на виду у врага становились в широкий круг и начинали громко восклицать: «Арс-вай! Арс-тох!» и плясать, ударяя о щиты мечами-кинжалами, стремительно приближались к противнику. Возбужденные до неистовства, воины вступали в яростное сражение с врагом .

Танцевальная музыка

Здание ансамбля Вайнах

У чеченцев существовала маршевая музыка которая исполнялась при передвижении войск на духовых и ударных инструментах, помимо этого, существовали и песни для исполнения в конном и пешем строю, музыкальный размер и ритм которых должны были соответствовать ритму движения . Нотная запись такого напева была сделана русским офицером И. Клингером в 1847 году в Восточной Чечне, где он находился в плену .

Танцевальная музыка чеченцев была разнообразной по темпу и мелодике, что было связано с необычайным богатством чеченской танцевальной культуры. В народных танцах мелодия трёхдольного размера, или триоли, сменяется мелодией двудольного размера, или дуолями. Часто народные танцевальные мелодии, начинающиеся в умеренном или медленном движении, при постепенном ускорении темпа переходят в быстрый, стремительный танец. Оригинальны в танцевальных мелодиях неожиданные перемещения сильных долей тактов, нарушающих весь ритмический рисунок танца. Своеобразно звучит смена гармоний на слабых долях такта .

В танцевальной чеченской народной музыке часто встречаются переменные размеры, смена шестидольного размера трёхдольным или смешанным размером .

Ансамбли

В Чеченской Республике четыре государственных танцевальных коллектива « Вайнах », « Даймохк », « Башлам », « Нохчо ». Из них два — детские («Башлам» и «Даймохк»). Самым прославленным является ансамбль «Вайнах» .

Исполнители

Одним из самых известных исполнителей чеченского танца был Герой Социалистического Труда , Народный артист СССР Махмуд Эсамбаев . В числе других исполнителей министр культуры Чеченской Республики Дикалу Музакаев , член Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству Аднан Мажидов , народный артист Российской Федерации Докку Мальцагов .

Примечания

  1. Акаев ИсмаIал. (чеч.) . — 2022. — ISBN 9785043792495 , 5043792493.
  2. . Алет Нунаева (29 апреля 2020). Дата обращения: 9 сентября 2022. 9 сентября 2022 года.
  3. . isroil.info (9 ноября 2019). 9 сентября 2022 года.
  4. Василий Бетаки. Кавказ и Россия прошлое и настоящее : история, обычаи, религия . — 2006. — 269 с.
  5. Е.С. Корнилова, И.Э. Рахимбаева. Происхождение танцевального искусства на Кавказе : статья в сборнике трудов конференции. — Саратов: Саратовский источник, 2020. — С. 267—274 .
  6. . Елена Предеина — admrad.ru официальный сайт города Радужный (2020). Дата обращения: 9 сентября 2022. 9 сентября 2022 года.
  7. М.В. Тимофеева. Чеченский танец как сценическое традиций воплощение народов Кавказа // / сост.: Э.М. Галимова, А.Р. Салихова, Д.Р. Фардеева.. — Казань: ИЯЛИ. — С. 184. — ISBN 978-5-93091-233-3 . 9 июля 2022 года.
  8. . — 2002. — 380 с.
  9. Соколова А.Н. . — Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ», 2014. — Вып. 2 (140) . — ISSN . 16 июня 2022 года.
  10. . Культура.РФ (29 апреля 2020). Дата обращения: 9 сентября 2022. 9 сентября 2022 года.
  11. , с. 700.
  12. Сайдаев И.В. . — «Архонт», 2020. — № 1 (16) .
  13. Леча Ильясов. . — М. , 2009. — С. 111. — 264 с. — ISBN 5-264-00693-0 . 10 октября 2019 года.
  14. . Всемирный благотворительный фонд Махмуда Эсамбаева . Дата обращения: 29 сентября 2022. 29 сентября 2022 года.
  15. . Дата обращения: 2 августа 2014. 29 июля 2014 года.
  16. . Вестник Кавказа (5 февраля 2019). Дата обращения: 28 сентября 2022. 28 сентября 2022 года.
  17. Зарема Магомадова. . Информационное агентство «Чечен-Инфо» (2 июля 2012). Дата обращения: 11 мая 2015. 30 октября 2012 года.

Литература

  • Сулейманов А. С. / Ред. Т. И. Бураева. — Гр. : ГУП "Книжное издательство", 2006. — 711 с. — 5000 экз. ISBN 5-98896-002-2 .
  • Мимулатова Х.М. : статья в сборнике трудов конференции. — Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачёва, 2018.
Источник —

Same as Чеченский танец