Interested Article - Северокавказцы в Ираке
- 2020-05-20
- 1
Северокавказцы в Ираке ( араб. شركس العراق ) — жители Ирака северо-кавказского происхождения. В основном состоят из черкесов , чеченцев и дагестанских народов . Часто северокавказцев называют этнонимом «черкесы» .
Расселение
Всего в Ираке 1890 северокавказских семей. При предположении, что в каждой семье по 5 или более человек, общее число составляет примерно 10000 человек .
Город | Количество семей | Народность |
---|---|---|
Багдад | 500 | смешанно |
Дияла | 250 | большинство чеченцы |
Киркук | 190 |
большинство дагестанцы
и чеченцы |
Эрбиль | 10 | дагестанцы |
Сулеймания | 630 | большинство чеченцы |
Мосул | 150 | большинство дагестанцы |
Наджаф | 50 | большинство дагестанцы |
Эл-Кут | 20 | большинство дагестанцы |
Басра | 20 | смешанно |
Эн-Насырия | 10 | смешанно |
Ал-Амара | 5 | смешанно |
Дахук | 3 | смешанно |
Хилла | 20 | смешанно |
Эд-Дивания | 12 | смешанно |
Анбар | 20 | черкесы- убыхи |
Большинство мужчин работают военачальниками, чиновниками, инженерами, врачами, журналистами, руководителями различных учреждений .
История
Появление северокавказцев связано с мухаджирством (переселением) мусульман Северного Кавказа в Османскую империю во время и после Кавказской войны . Мигранты расселились в целом в городах и пригородах Киркука , Дияла , Багдада , Мосула , Анбара .
Переселение в Ирак до 1859 года происходило добровольно из Дагестана через Азербайджан и Иран. В последующем мухаджирство стало принудительным или вынужденным. Район Фишхабур был местом перехода чеченцев, которые составляют около 75 % северокавказских переселенцев в Ираке. Далее они прошли через Мосул до центра Ирака. Переселенцы закрепились в городах Дахук , Ардебиль и Сулеймания . Кавказцы ушли в Османскую империю по религиозным мотивам и предпочли остаться в Ираке, не вернувшись и после распада империи Осман . Миграция кавказцев на нынешние иракские территории продолжалась до начала 1920-х годов .
Османская империя предоставила невозделанные земли кавказцам, которые обладали более высокой сельскохозяйственной техникой по сравнению с местным населением. Империя также выиграла от кавказцев, у которых были сильные военные традиции, против растущих движений за независимость .
В 2004 году было создано благотворительное общество «Ат-Тадамун» («Солидарность»), куда вошли чеченцы, дагестанцы и черкесы Ирака. Главный офис находится в Киркуке. В Ал-Фаллуджа благодаря обществу кавказцы знакомились друг с другом и сплачивались .
В сентябре 2017 года на форум соотечественников впервые в Дагестан из Ирака приехал потомок дагестанских эмигрантов Али Мухаммад Хусейн Ал-Дагестани .
Культура
Люди продолжают практиковать свои традиции, однако во многом северокавказцы ассимилировались среди арабского населения, приняв также и их язык. Та же ситуация в среде тех, кто проживает среди курдов и туркмен — кавказцы по своему внешнему виду, языку, идеологии и поведению ассимилировались с курдами и туркменами. Но тем не менее они в определённой мере придерживаются кавказских традиций и ценностей. Сохранился « Адыга-Хабза » .
На свадьбах, при рождении, а также других событиях кухни полны кавказских яств, кавказские женщины готовят блюда: халтамеш, кальмеш, курзенеш, мучалобис, шипши-паста, халва и другие.
Число кавказцев, знающих свой родной язык сокращается с каждым днём . На родных языках в основном говорит старшее поколение. Молодежь обычно говорит только на арабском или курдском, основных иракских языках.
Такие нисбы как Аль-Дагестани , Аль-Шишани («чеченец») и Аль-Шаркас распространены среди кавказцев в арабском мире.
См. также
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
Литература
- Ал-Дагестани Али Мухаммад Хусейн. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. — 2018. — Т. 12 , вып. 2 . — С. 110–112 . — ISSN .
- Ahmet Katav, Bilgay Duman. // ORSAM Reports. — 2012.
- 2020-05-20
- 1