Interested Article - Месаме-даси

«Месаме-даси» ( груз. მესამე დასი ; рус. «Третья группа» ) — первая социал-демократическая организация в Закавказье . Была основана в 1892 году . Первоначально её члены придерживались идей социал- реформизма , выступая за мирное решение социального вопроса путём проведения реформ, но в начале 1900-х годов стали поддерживать идеи усиления классовой борьбы и необходимости революции . Сблизившись с русскими социал-демократами , фактически слились с ними, став частью общероссийской партии.

История

Летом 1892 года в селении Квирилы ( Кутаисской губернии ) состоялось собрание, на котором присутствовали марганцепромышленник , агроном Евгений Вацадзе, начинающий беллетрист Эгнатэ Ниношвили (Ингороква) , сын священника , бывший воспитанник Тифлисской духовной семинарии Сильвестр Джибладзе и бывший студент Харьковского ветеринарного института Карло Чхеидзе . Собравшиеся основали литературно-политическую группу, названную писателем и общественным деятелем Георгием Церетели «Месаме-даси» («Третья группа») по аналогии с « Пирвели-Даси » («Первая группа» общественного деятеля и писателя Ильи Чавчавадзе , поэта и писателя Акакия Церетели и др.) и « Меоре-Даси » («Вторая группа» Нико Николадзе ). Все три группы причисляли себя к последователям основоположника социал-демократии Карла Маркса . В то же время группа Чавчавадзе, одобрявшая террор и рассматривавшая грузинских помещиков как авангард революции, тесно примыкала к « Народной Воле » и являлась скорее революционно-демократической, а группа Николадзе стояла на позициях легального марксизма . Поэтому в истории принято именно «Месаме-даси» считать первой в Закавказье социал-демократической организацией.

25 декабря 1892 года в Зестафони на квартире Какабадзе прошло второе совещание, в котором кроме основателей участвовали ещё 14 человек, в том числе Миха Цхакая , учитель Исидор Рамишвили , Исидор Квицаридзе , Арсен Цитлидзе, Тедо Сохокия и другие. С этой группой были связаны также учившиеся тогда в Варшаве члены «Лиги свободы Грузии» Ной Жордания и Филипп Махарадзе . Согласно воспоминаниям М. Г. Цхакая, в Тбилиси весной 1893 году было создано бюро группы, в которое были включены три человека, сам Цхакая, а также народники (армянин) и Николай Флёров (русский, отец будущего академика Г. Н. Флёрова ) — в том числе чтобы подчеркнуть интернационализм группы. В том же году организация приняла устав и объявила себя группой социалистов - марксистов со следующими целями: пропаганда марксизма , организация кружков, установление связи с марксистскими группами и кружками Закавказья и всей Российской империи. Члены группы занимались изучением трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова , вели пропаганду среди учащихся. Их статьи публиковались в еженедельной газете « Квали » ( рус. «Борозда») (главным редактором которой вскоре стал сын Г. Е. Церетели — Ираклий ) и журнале « Моамбэ » ( рус. «Вестник» ). В соответствии с уставом группы её члены также организовывали рабочие кружки, распространяя революционный марксизм не только среди интеллигенции, но и в рабочей среде.

На первых порах «Месаме-даси» испытывало серьёзные трудности. Так, с группой были тесно связаны два ученических кружка самообразования в Тифлисе: в Учительском институте, возглавляемый Андро Лежавой, и в Тифлисской духовной семинарии, лидером которого был Миха Цхакая. Месамидасисты намеревались придать им политическую направленность. Но уже в том же 1893 году оба кружка прекратили своё существование в связи с отъездом из Тифлиса Лежавы, окончившего своё обучение, и Цхакая, исключённого из семинарии после декабрьской забастовки того же года. Но самой главной проблемой стал фактический распад бюро «Месами-даси», причинами которого стали переезд Николая Флёрова в Харьков и отказ Дандурова от политической деятельности. Провалилась и попытка организовать доставку на Кавказ нелегальной литературы. Заниматься этим должны были учившиеся в Варшаве Ной Жордания и Филипп Махарадзе с помощью польских социалистов (И. Миль и др.). Но первая же попытка провалилась, Махарадзе был арестован, а Жордания выехал за границу, спасаясь от преследования властей. Вскоре за границу по коммерческим делам уехал Иосиф Какабадзе, Ниношвили скончался в мае 1894 года (на его похоронах состоялось первое публичное выступление месамидасистов), Чхеидзе переселился в Батуми , а Каландарашвили вернулся в свою деревню. В результате «Месаме-даси», лишившись своего ядра, оформившегося в Зестафони, оказалось на грани распада.

Восстановление группы и активизация её работы произошло летом 1895 года . 17 июня Георгий Церетели, двумя годами ранее основавший еженедельную газету «Квали» ( рус. «Борозда» ), направил Жордании письмо, в котором писал: «Моя обязанность поработать для укрепления нового сборища, — поэтому я хочу всех, кто борется на экономической и политической почве, соединить в одну группу». По мнению Церетели, экономическая борьба месамидасистов одновременно являлась «борьбой за свободу нации». С тех пор газета «Квали» становится фактически печатным органом «Месаме-даси» и организационным центром социал-демократов Грузии.

Согласно Краткому курсу истории ВКП(б) , М. Г. Цхакая, Ф. И. Махарадзе и др. якобы с самого начала составили революционную часть группы, отстаивая идеи пролетарского интернационализма и руководящей роли рабочего класса в революции, боролись с буржуазным либерализмом и национализмом , хотя эта точка зрения никак не подтверждена (впрочем, ничем не подтверждено и отрицание этой точки зрения). Деятельность «Месаме-даси» велась главным образом в Тифлисе , хотя её влияние распространялось и на другие местности Грузии и Закавказья. Группа установила связи с рядом социал-демократических организаций России ( Ф. А. Афанасьева , И. И. Лузина, Г. Я. Франчески, Н. П. Козеренко, и др.), оставаясь организационно самостоятельной. В 1895— 1898 годах в группу вступили революционные социал-демократы Владимир Кецховели , Иосиф Джугашвили , Александр Цулукидзе и др.

Постепенно члены «Месаме Даси» сближались с русскими социал-демократами, что, в частности, проявилось в отходе от идей постепенной социализации общественного строя путём проведения реформ к необходимости усиления классовой борьбы и революционному пути изменения общества. 1 марта 1898 года в Минске делегаты от « Союза борьбы за освобождение рабочего класса », еврейской социалистической партии Бунд и киевской «Рабочей газеты» образовали Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП) , которая должна была объединить многочисленные социал-демократические группы Российской империи в единую партию. В новую партию вступила и «Месаме-даси», сохранив при этом своё название и организационную самостоятельность.

Несмотря на сближение с российскими социал-демократами, большинство членов «Третьей группы» выступали за сохранение самостоятельности своей организацию. В то же время в рамках «Месаме-даси» в 1901 году формируется группа радикальных марксистов «Даси», в которую вошли Джугашвили, Кецховели, Цулукидзе и др. Они были сторонниками более тесного сотрудничества с РСДРП вплоть до слияния с ней . Их позиция отвечала взглядам лидеров российской социал-демократии Владимира Ленина и Георгия Плеханова , предложившие объединить социал-демократов Закавказья в рамках Кавказского Союза РСДРП. В марте 1903 года в Тбилиси состоялся I съезд социал-демократических организаций Закавказья, в котором участвовали 15 делегатов от Тифлисского, Бакинского и Батумского комитетов, кутаисской , чиатурской , озургетской , горийской и михайловской (Хатури) групп, а также редакций газет «Брдзола» ( рус. «Борьба» ) и «Пролетариат». На нём было принято решение о создании Кавказского Союза РСДРП. «Месаме-даси», выступавшая против этого союза, не смогла воспрепятствовать его созданию и, подчинившись партийной дисциплине, прекратила своё существование как отдельная организация. Юридически это было оформлено на II съезд РСДРП , состоявшемся в том же 1903 году. Потеряв организационную самостоятельность, «Месаме-даси» сохранилась как литературная группа и как название грузинских социал-демократов.

В июле-августе 1903 года в Брюсселе и Лондоне состоялся II съезд РСДРП, завершившийся расколом так называемых «искровцев» — социал-демократов, объединившихся на базе газеты «Искра» , которых возглавляли Плеханов, Ленин, Юлий Мартов , Александр Потресов , Павел Аксельрод и Вера Засулич . Раскол привёл к появлению внутри РСДРП двух фракций: меньшевиков и большевиков . Раскол затронул и «Месаме-даси», большая часть членов которой (в их числе Ной Жордания , Исидор Рамишвили , Силибастро Джибладзе , Николай Чхеидзе , Ираклий Церетели ) постепенно примкнула к меньшевикам. В то же время разделение грузинских социал-демократов на большевиков и меньшевиков затянулось из-за необходимости борьбы с популярными в Грузии национальными социалистическими и анархистскими движениями.

Примечания

  1. Рой Медведев . «О Сталине и сталинизме. Исторические очерки» . « Знамя », 1989, № 1, с. 160—161

Источник

Источник —

Same as Месаме-даси