Interested Article - Кадыр-Али-бек
- 2020-10-30
- 1
Кадыр-Али-бек (род. ок. 1535 — 1607 ; тат. Кадыргали Ялаер , каз. Қадырғали Жалайыр ) — тюрко-татарский летописец, политический деятель, живший в XVI веке. Придворный Сибирского и Касимовского ханов, везирь Касимовского ханства .
Служил сибирскому хану Кучуму . По некоторым сведениям, в 1570—1580 годах Кадыр Али-бек был карачибеком в Сибирском ханстве. Был принят на службу касимовским ханом Ураз-Мухаммедом . В 1602 году написал исторический трактат «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»), содержащий сокращенный вариант одноимённого труда Рашид ад-Дина и оригинальную часть из нескольких дастанов. Хроника даёт местную татарско-ногайскую версию событий в Дешт-и-Кипчаке в XV—XVI веках .
Биография
В сочинении Кадыр-Али-бек приводит свою генеалогию: «Кадыр Али-бий, сын Хошум-бия, сына Темчика, сына Баранчи, …сына бахадура Эдим Шайык-мирзы, сына Кырач-бия. Его род идет от Шейх Суфи-бия, сына Кобая, сына Канбар-мирзы, сына Айтавулы, отца Айтбага-бия. Родоначальником рода во время Чингиз-хага был Сартакноян. Его сыном был Джалаир Саба, … Его потомок — Джалаир Тебире-бий, а его потомком был Айтавулы-бий». Также пишет, что его предки были великими эмирами .
По некоторым сведениям, в 1570—1580 годах Кадыр Али-бек был карачибеком в Сибирском ханстве . В 1587 году Ураз-Мухаммеда взяли в плен, и вместе с ним был некий «карачу». Миркасым Усманов и Илья Березин предполагают, что это и есть Кадыр-Али-бек, с чем, в частности, не согласен историк Андрей Беляков. Существенных доказательств же в пользу обеих версий нету . Больше десяти лет провели Кадыр-Али-бек и Ураз-Мухаммед в России при дворе московского царя. В 90-годах XVI века Ураз-Мухаммед неоднократно упоминался, как участник походов и дворцовых торжеств. В 1600 году Борис Годунов назначил его царём в городе Касимов . Когда Ураз-Мухаммед стал царём Касимовского ханства , Кадыр-али был избран его главным визирем . По мнению А. В. Белякова, роль Кадыр-Али-бека при Ураз-Мухаммеде могла ограничиваться лишь аталычеством , поскольку он находился в услужении ещё у его родителей .
В 1602 году Кадыр-Али-беком, когда он находился в Касимове, была написана книга «Джами ат-таварих» .
Джами ат-таварих
Данный источник не был известен до начала XIX века, когда он был передан Ибрагимом Хальфиным в библиотеку Казанского Университета . Второй список текста был найдет в 1922 году в библиотеке Галимжана Баруди , куда он попал от его супруги Гайши Шакуловой, которая сама была родом из Касимова. По его словам, эта книга единственная из всех древних татарских источников имеющая точную датировку .
Оригинальное название сочинения Кадыр-Али-бека неизвестно, а название «Джами ат-таварих» является лишь калькой с оригинального сочинения Рашит ад-Дина, использовать которое предложил востоковед И. Н. Березин .
Джами ат-таварих композиционно состоит из трех частей:
- «Вступление» — хвала царю Борису Федоровичу Годунову, сюзерену Касимовского ханства.
- Сокращённый перевод «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина
- Оригинальная часть, состоящая из девяти дастанов, которые посвящены ханам Золотой Орды и темнику Идегею .
Текст сочинения не является образцом литературного стиля. По поводу языка данной работы существуют дисскусии, однако большинство исследователей, такие как М. Усманов , И. Н. Березин и т. д. сходятся во мнении, что текст сочинения был написан на старотатарском языке с использованием небольшого количества слов из чагатайского и огузского языка . Литературные формы и нормы текста не отличаются от соответствующих форм татарского языка .
Целью данного сочинения, как указывает сам автор в конце, является воздать должное Борису Годунову и рассказать о благосклонном отношении к Ураз Мухаммеду со стороны русского царя. Восхваление Бориса Годунова описывается на пяти страницах, при этом внимание Ураз-Мухаммеду уделяется лишь в небольшом абзаце. Существует версия, что заказчиком «Джами ат-таварих» мог выступать и сам Ураз-Мухаммед, для того, чтобы утвердить свою легитимность на престоле как потомок Чингизхана .
Историк Лилия Байбулатова предполагает, что Кадыр-Али-бек не был автором данного произведения, а лишь переписчиком, а само произведение написано чуть ранее 1602 года .
Некоторые казахстанские авторы, в частности Алькей Маргулан , называли язык этого произведения «староказахским», что, однако, критиковала другая казахская исследовательница Рабига Сыздыкова за отсутствие «научной основы» .
Память
В Талдыкоргане установлен памятник Кадыр Али-беку .
Примечания
- .
- , с. 5.
- , с. 35.
- ↑ , с. 171.
- Редакция. (рус.) . Туган җир (18 апреля 2023). Дата обращения: 24 апреля 2023.
- , с. 268.
- , с. 63—64.
- , с. 113, 171.
- ↑ , с. 260.
- , с. 476.
- , с. 2.
- , с. 5.
- , с. 245.
- , с. 65—68.
- , с. 266.
- , с. 16—20, 26.
- , с. 306.
- . RZN.info (26 апреля 2011). Дата обращения: 14 ноября 2023.
Литература
- Книги
- Березин И. Н. Библиотека восточных историков. Сборник летописей, татарский текст с русским предисловием. — 1854. — Т. 2, часть 1. — С. 2, 5.
- Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв. — Каз. , 1972. — С. 65—68.
- Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. — Алма-ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984. — Т. 1.. — С. 245. — 432 с.
- Сыздыкова Р. Г. Язык «Жами ‘ат-тауарих» жалаири. — Алма-Ата: Наука , 1989. — С. 16—20, 26. — 243 с.
- Трепавлов В. В. / Отв. ред. М. А. Усманов . — 2-е изд., испр. и доп.. — Каз. : Казанская недвижимость, 2016. — 764 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-9907552-5-3 .
- Кадыр Али-бек. Джами ат-таварих. Факсимиле рукописи / авт. издания текста, исследования, критического текста, перевода с тюрки, словаря Р. Алимов. — Каз. : Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. — С. 113, 171.
- Хисамиева З. А. . — Каз. : Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ , 2022. — 244 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-94981-380-5 .
- АН РТ, Институт истории им. Марджани. (неопр.) . — Казань: Рухият, 2002. — С. 5. — 592 с.
- Статьи
- Беляков А. В. Как звали сибирского карачу Института археологии и этнографии СО РАН , 2014. — С. 63–64 . // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири : Материалы II Всероссийской научной конференции. — , Омский филиал
- Хисамиева З. А. С. 258—265 . — doi : . // Золотоордынское обозрение. — 2023. —
- Байбулатова Л. Ф. // Золотоордынское Обозрение. — 2023. — С. 266—273 . — doi : .
- Миргалеев И. М. // Золотоордынское Обозрение. — 2023. — С. 303—316 . — doi : .
- Ахунов А. М. С. 473—482 . — doi : . // Золотоордынское Обозрение. — 2023. —
- Татарская энциклопедия. (рус.) .
Ссылки
- . Тарих. Архивировано из 24 сентября 2020 года.
- 2020-10-30
- 1