План выражения и план содержания
- 1 year ago
- 0
- 0
План Медведева — Саркози — план урегулирования войны в Грузии в августе 2008 года, принятый на встрече президентов России и Франции — Дмитрия Медведева и Николя Саркози во время переговоров в Москве 12 августа 2008 года . 14 августа план был подписан в Кремле президентами Абхазии и Южной Осетии на встрече с Медведевым, 15 августа — президентом Грузии Михаилом Саакашвили , 16 августа — президентом России Дмитрием Медведевым .
8 сентября 2008 года, после многочасовых переговоров между Медведевым и Саркози, план был модифицирован; было объявлено о немедленном вступлении в действие дополнительных пунктов . Рано утром 9 сентября модифицированный план был подписан президентом Грузии Саакашвили.
13 февраля 2009 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой приветствовал соглашение из шести пунктов от 12 августа 2008 года и последующие меры по его осуществлению от 8 сентября 2008 года .
План включал шесть пунктов:
- Не прибегать к использованию силы.
- Окончательно прекратить все военные действия.
- Свободный доступ к гуманитарной помощи .
- Вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.
- Вооружённые силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий.
- Создание международных гарантий по обеспечению стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии.
После консультаций с Михаилом Саакашвили ранее входивший в шестой пункт Плана тезис о международном обсуждении статуса Южной Осетии и Абхазии был исключён. Первоначальный текст шестого пункта был следующим: «Начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии» . Глава МИД РФ Сергей Лавров пояснил: «Президент Саркози позвонил президенту Медведеву [из Тбилиси], и это уточнение было принято, потому что оно в конечном итоге ничего не меняет» .
После подписания документа звучали обвинения о нарушении выполнения Россией условий плана .
В интервью Би-би-си пресс-секретарь МИД Франции Эрик Шевалье сказал: « Идея заключается в том, что часть российских миротворческих сил могла временно оставаться у границы Осетии, но это временно, только для патрулирования и только до тех пор, пока не появится международный механизм ».
« Было чётко сказано, что, во-первых, [российское] присутствие должно быть в форме патрулирования, никакого стационарного присутствия, во-вторых, оно не должно оказывать влияния на свободу передвижения на авто- и железных дорогах в этих местах », — разъяснил позицию Парижа Эрик Шевалье .
Россия, в свою очередь, заявляла о несоблюдении условий договора Грузией [ неавторитетный источник ] .
8 сентября 2008 года была опубликована информация о том, что разногласия трактовок по поводу выполнения условий мирного соглашения появились из-за неточного перевода: оригинал документа был подписан на французском языке и впоследствии переведён на русский и английский. В русском тексте говорится о безопасности «для Южной Осетии и Абхазии», в то время как во французской и английской версиях речь идёт о безопасности «в» этих республиках .
8 сентября французский президент в сопровождении представителей ЕС прибыл в Подмосковье для встречи с Дмитрием Медведевым. Он выразил уверенность, что встреча очень важна для вопросов мира и стабильности: «за это время произошли важные события, в частности Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии» .
Центральной темой дискуссии президентов стал вопрос о выполнении сторонами «плана Медведева-Саркози». Задачей Николя Саркози на этой встрече было получить от Москвы гарантии полного вывода российских войск, остающихся на территории Грузии в соответствии с пунктом номер 5 плана мирного урегулирования. На тот момент российские военные продолжали оставаться, например, в городе Поти , который находится на значительном расстоянии от зоны грузино-осетинского конфликта. И этот факт вызывал определённые беспокойства в Европе.
Вместе с Николя Саркози в Москву прибыли председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, а также Хавьер Солана — верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политике безопасности. В очередной раз на встрече было объявлено, что ЕС готов и дальше содействовать разрешению конфликта. Также обсуждались различные международные механизмы для обеспечения безопасности в зонах конфликта. Николя Саркози даже передал Дмитрию Медведеву письмо Михаила Саакашвили, в котором содержалось обязательство не применять силу в Абхазии и Осетии.
Однако принципиальное несогласие между позициями двух сторон вызвал вопрос признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Делегация прибывшая в Москву в очередной раз подчеркнула, что Европа категорически не согласна с этим решением. Результатом встречи стала выработка трёх новых пунктов, дополняющих план мирного урегулирования от 12 августа:
Однако Саркози не удалось добиться того, чтобы международные наблюдатели были допущены на территорию Абхазии и Южной Осетии. Как заявил в интервью Французской газете «Фигаро» В. В. Путин, такая договорённость не была достигнута, так как « Россия, признав эти государства самостоятельными, не в праве решать что-либо за них, и по поводу наблюдателей надо разговаривать с правительствами этих государств » .
После встречи с российским президентом Николя Саркози, всё так же сопровождаемый Хавьером Соланой и Жозе Мануэлем Баррозу, отправились в Тбилиси, где были обговорены дополнительные пункты, подписанные в Москве. По итогам встречи прошла пресс-конференция, на которой Михаил Саакашвили отметил, что договорённость о выводе российских войск — это значительный шаг вперёд.
Комментаторы отметили различие в трактовках модифицированной редакции Плана в Москве и Тбилиси . Модифицированный План, как предоставляющий чрезмерные уступки Москве, был назван «неприемлемым» Генеральным секретарём НАТО Япом де Хоп Схеффером в его интервью Financial Times в материале от 15 сентября 2008 года .