Interested Article - Асфендиарова, Гульсум Джафаровна
- 2020-12-31
- 1
Гульсум Джафаровна Асфендиарова (12 ноября 1880, Ташкент , — ноябрь 1937, Ташкент) — первая казахская женщина-врач с высшим образованием, организатор системы здравоохранения в Туркестанском крае, медик-педагог.
Биография
Третья дочь Сейтжафара Асфендиарова (правнук Айшуак хана, правившего в Младшей Орде) и Гуляндам (в девичестве Касымова), служившего военным переводчиком при туркестанском генерал-губернаторе , вышел на пенсию в 1916 году в чине генерал-майора. Начальное образование Гульсум, как и ее братья и сестры получила на дому. В 1890 году, в десятилетнем возрасте поступила на учебу в Первую Ташкентскую женскую гимназию , которую она успешно окончила в 1899 году.
В 1897 году в Петербурге открылся Женский медицинский институт , — первый в Европе, где женщины могли получить высшее медицинское образование. Некоторые чиновники Туркестанского края поспешили определить своих дочерей сюда. Однако, из-за удалённости столицы, обучение было довольно накладным и позволить себе его могли не все.
В 1902 году, когда в Туркестан вернулись сразу два профессиональных врача-выпускницы института, Советом при генерал-губернаторе были учреждены 10 стипендий, назначаемых девушкам из Туркестанского края, поступившим в этот институт. Наряду с дочерями русских чиновников, в том же году стипендию смогли получить и две девушки-казашки — Зейнаб Абдурахманова и Гульсум Асфендиарова. Окончив институт в 1908 году и вернувшись работать на родину, они и стали первыми женщинами-врачами из числа коренных жителей не так давно созданной губернии .
Зейнаб Абдурахманова, проработав несколько лет, вышла замуж и уехала . Напротив, судьба и карьера Г. Асфендиаровой тесно связаны с Туркестаном, — и звание «первой» традиционно закрепилось за ней.
Трудовая деятельность
Окончив Институт, Асфендиарова подала прошение на имя Императора Николая II :
Имея желание поступить на службу Вашего Величества участковым врачом в Туркестанский военный округ, в село Тамерлановку Чимкентского уезда Сыр-Дарьинской области, всеподданнейше прошу: Дабы повелено было сие прошение мое принять и меня вышепоименованную определить на службу в Туркестанский военный округ
— 16 мая 1908 г.
Прошение было продиктовано, скорее всего, возможностью видеться с отцом в Чимкенте . Менее чем через месяц (05 июня) оно было удовлетворено, и её официально приняли на испрошенную должность.
Вероятно, санитарный пост в Тамерлановке обслуживал участок в 24 км² с населением около восьми тысяч человек . Кроме жалованья, участковый лекарь получал компенсацию «столовых», «на переводчика», «на проезд» и «прочие расходы», — в общей сложности 2 680 рублей в год; ежегодно полагался 10-дневный отпуск, а раз в четыре года — отпуск четыре месяца и повышение жалованья «за выслугу» приблизительно на 10 % .
В 1910 Асфендиарова перевелась на работу в Папский сельский врачебный участок Наманганского уезда , где условия работы были чуть легче .
Накануне 1912 года отец передал Гульсум предложение Хивинского визиря приступить к работе в строящейся Хивинской городской больнице. Гульсум согласилась при условии, что её заработная плата и причитающиеся пенсионные гарантии будут не меньше текущих на российской медслужбе. В 1913 году она приступила к обязанностям акушера-ассистента главного врача в Хиве. Здесь, впервые в истории этого азиатского края, она провела операцию Кесарева сечения . В месяц небольшая хивинская городская больница принимала 3-4 тысячи человек.
В 1914, с началом неспокойных времён , Г. Асфендиарова, вернулась в Ташкент. Здесь, с помощью отца, она открыла частный роддом на 30 коек. Постепенно общественно активный отец, — скорее всего, сторонник патриотическиого и социального «движений» в Туркестане, — приобщил её к своей деятельности. В эпоху Февральской и Октябрьской революций положение заведующей одного из городских роддомов, как, несомненно, личная позиция и репутация Г. Д. Асфендиаровой, послужили основанием для выдвижения её в 1918 году делегатом Всероссийского съезда мусульманок в Казани , — на котором она была избрана членом Организационного бюро .
Вернувшись в Ташкент, Г. Асфендиарова остаётся директором городского роддома; активно участвует в политической жизни тогдашней общетюркской столицы ; помогает своему брату, — тоже медику, будущему министру здравоохранения КазАССР, Санджару Асфендиарову , — в его работе по организации помощи голодающим и бездомным.
В 1920 году, по поручению и при поддержке Мусульманского бюро , возглавлявшегося Наркомом здравоохранения ТАССР Т. Рыскуловым , Г. Асфандиарова организует «Женские акушерские курсы», где лично ведёт дисциплину «Физиология беременных женщин». Позднее курсы были переподчинены Ташкентскому медицинскому техникуму им. Ю. Ахунбабаева , однако Гульсум продолжала преподавать здесь вплоть до своей смерти.
С 1922 Г. Асфендиарова совмещает преподавание с работой в Детской городской больнице, где её помощницей стала А. Досжанова , — первая выпускница открывшегося в Ташкенте Восточно-Азиатского университета по специальности врач (осень 1922). С Досжановой Асфиндеарова была знакома ещё по работе в Организационном бюро мусульманок России в Казани. — Так продолжилась эстафета борьбы женщин востока за равные права в сфере профессий.
В 1920-е годы Г. Д. Асфендиарова не раз избиралась членом городского Совета, выступала в печати по вопросам благоустройства социальной сферы, защиты материнства и детства.
Позднейшая судьба Г. Д. Асфендиаровой малоизвестна. В годы репрессий 1930-х годов брата Гульсум, Санджара , расстреляли, а его жену и дочь арестовали и сослали в Сибирь. Жизнь Гульсум, дочери царского генерал-майора, сестры «врага народа» висела на волоске. По некоторым сведениям, избегнув горькой участи «неблагонадёжных», Г. Асфендиарова пережила Террор и умерла своей смертью в Ташкенте в 1941 году . Место её захоронения неизвестно.
Литература
- Жүнісбаев А . «Санжар Асфендиаров: өмірі мен қызметі» (1889—1938 жж.). Т. І (1889—1918 жж.). — Алматы : «Елтаным баспасы», 2014. — Б. 45.
- Личное дело Умми-Гульсум Асфендаровой (находится в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга).
- Послужной список участкового лекаря Умми-Гульсум Асфендиаровой. 22 августа 1908 г. // ЦГА РУз. Ф. И-17. оп. 1. д. 34836. л. 79;
- Умми-Гульсум Асфендиярова — первая врач-казашка // «Медикер». — Алматы, 2002, июнь. — С. 58-59.
- Центральный Государственный архив Республики Узбекистан (ЦГА РУз.). — [ www.kungrad.com›history/doc/gulsum/ Ф. И-125, оп. 1, д. 2, лл. 11-12].
- Письмо на имя Начальника Амударьинского отдела , от 22 февраля 1914 г. // ЦГА РУз. Ф. И-2, оп. 1, д. 309, л. 15.
- Персоны в мусульманском женском движении 1917 г.
- Әлжанов А. «Алғашқы қарлығаштар». — Алматы: « Арыс », 2007. — 106 б.
- Исмаилов А. «Из истории семьи Санжара Асфендиарова». — «Қазақстан мұрағаттары». — Астана. — 2008. — № 1. — Б. 105.
- Кенжеахметов С. «Қазақтың тұңғыш дәрігер қыздары». — «Денсаулық». — Алматы, 1996. — № 3. — Б. 7.
- Махмудов М. «Первая больница в Хорезме». — «Советское здравоохранение» — Москва, 1984. — № 1. — С. 67-69.
- Махмудов М. «Первые женщины-врачи в дореволюционном Туркестане». — «Советское здравоохранение» — Москва, 1988. — № 8. — С. 68-70.
- Эльжанов А. Г., Чокин А. Р., Досханов А. Х. «Первые казахские врачи» (на казахс. яз.). — Алма-Ата: « Казахстан », 1984. — 60 с.
Примечания
- ↑ Мадирим Махмудов. . Библиотека Хуршида Даврона (18 сентября 2015). Дата обращения: 28 октября 2017. 28 октября 2017 года.
- от 15 марта 2017 на Wayback Machine в 1913 году Гульсум косвенно подтверждает эту мысль.
- от 15 марта 2017 на Wayback Machine указываются невероятные 24 000 м² и 84 000 человек (Умми-Гульсум Асфендиярова — первая врач-казашка // «Медикер». — Алматы, 2002, июнь. — С. 58-59)
- 2020-12-31
- 1