Interested Article - Тень завоевателя (фильм, 1991)

«Тень завоевателя» (оригинальное название «Гибель Отрара» ( каз. Отырардың күйреуі ) — драматический фильм 1991 года, снятый Ардаком Амиркуловым на киностудии « Казахфильм ». Судьбы героев фильма искусно переплетаются с впечатляющими батальными сценами .

Сюжет

Древний город Отрар был колыбелью казахской цивилизации. В начале XIII века город завоевали войска Чингисхана , которому было к тому времени 64 года. Храбрый кипчак Унжу, которого тайно послал на разведку в войска Чингисхана правитель Отрара Каир-хан , в течение семи лет живя у монголов дослужился от положения раба до тысячника , пока не познал все тонкости ведения монголами войн. Узнав о том, что Чингисхан решил отправить свои полчища в Среднюю Азию , Унжу торопится известить о приближающейся опасности правителей Хорезмского ханства .

В ролях

Съёмочная группа

Работа над фильмом

Сергей Бодров-старший был один из инициаторов попросивших казахских коллег заказать работу Алексею Герману, когда его снятый « Мой друг Иван Лапшин » был положен на «полку», а сам постановщик был отстранен от работы с киностудиями Союза. В это время Герман у Бодрова выступал и неофициальным художественным руководителем на его фильме «Сладкий сок внутри травы», и поскольку в приказе небыло указанно про сценарную работу, то главный редактор «Казах­фильма» Мурат Ауэзов предложил написать Герману с супругой и постоянным соавтором Светланой Кармалитой сценарий исторического фильма об обороне Каир-ханом города Отрар . Ауэзову же конкретно этот эпизод предложила кинодраматург Зауреш Ергалиева, которая была автором сценария и прототипом главной героини «Сладкий сок внутри травы». Она среди тем возможных будующих сценариев вспомнила и о прочитанной в школьные годы книге «История Казахской ССР» Ермухана Бекмаханова, в частности ее потряс эпизод последней битвы Каир-хана. Написание сценария «Гибель Отрара» растянулось на несколько лет, выпавших и на трудовую реабелитацию Алексея Германа на Ленфильме в 1985 году и на дальнейшее его завершение работы над «Лапшином» .

Сам Алексей Герман и Светлана Кармалита в книге «„Что сказал табачник с Табачной улицы“ и другие киносценарии» описывая опыт работы над сценарием отмечали, что, не смотря на предоставленных консультантов, материал, он носил довольно фрагментарный характер и достоверных сведений об исторических реалиях и нравах практически небыло, а тот который сохранился обладал противоречиями: «Из множества версий мы выбрали одну, как и другие, содержащую противоречия. Но ей мы и следовали». Так одним из конфликтных вопросов с приглашенным в работу консультантом профессором Львом Гумилёвым было сопоставление человека сегодняшнего и жителя средневековья, между которыми по мнению Германа нет разницы, просто средневиковый житель «не обременён знаниям и обременён другими условностями» .

На место режиссера Зауреш Ергалиева также предложила дебютанта, на тот момент студента 4 курса ВГИКа мастерской Сергея Соловьева , Ардака Амиркулова. Будучи тесно знакомой с Германом и Кармелитой она в Ленинграде познакомила с ними Амиркулова, с уверенностью что если авторы сценария обладающих таким авторитетом одобрят кандидатуру режиссера, то и руководство студии прислушается к их мнению. По ее словам: «супругам очень понравилось, как Ардак трактовал сценарий» и одобрили кандидатуру Амиркулова . Студия утвердила.

Изначально предпологалось что фильм станет дипломной работой режиссера, но съемочной период фильма в итоге растянулись на 4 года и тот выпустился с другой начатой учебной работой. За весь период съемок декорации города Отрар художники-постановщики из-за проблем во время съемок и погодных условий заново возводили и выстраивали несколько раз. Амиркулов отмечает из-за нехватки средств на такую масштабную постановку «Казахфильм» несколько раз останавливала съемки и консервировала работу над фильмом . В конечном итоге фильм перестал получать государственную поддержку и для завершения работы пришлось искать поддержку частных инвесторов. Для этого фильм и отснятый материал пришлось выкупать Амиркулову у руководства «Казахфильма». После выпуска фильма на экраны доход от проката ушел на погашение взятого кредита на его спасение . По словам режиссера: «я учился в «Отраре» не только снимать кино, я учился жизни» .

Наследие

В 1991 году фильм «Гибель Отрара» подавали от Казахстана на премию « Оскар » как лучший фильм на иностранном языке , но не прошел отбор . Фильм стал первым в истории премии фильмом, который был выдвинут в лонг-лист от независимого Казахстана . В том же году картина была награждена призом ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Монреале и «Серебряной пластиной» кинофестиваля в Фигейра-да-Фош.

В 1992 году Дохдурбек Кыдыралиев завоевал приз « Кинотавра » в номинации «Лучшая мужская роль».

Фильм ретроспективно неоднократно учавствовал во множестве кинофестивалях . В 2002 году Мартин Скорсезе рекомендавал «Гибель Отрара» для демонстрации на Нью-Йорке и впоследствии способствовал его распространиению и изданию в США . Впоследствии будущий директор Нью-Йоркского кинофестиваля Кент Джонс в своих рецензиях довольно восторженно отзывался о «Гибель Отрара» .

В рамках творчества Алексея Германа фильм иногда рассматривается и как предтеча, и как «генеральная репетиция» его « Трудно быть богом », с характерными темами и отношение власти и народа к тирании, в различной степени получивших развитие в дальнейшем творчестве режиссера .

Так же написанный литературный сценарий фильма стал источником вдохновения и Сергею Бодрову-старшему при работе над фильмом « Монгол » в середине 2000-х. По его собственному признанию перед съемками своего фильма он несколько раз перечитывал написанный Германом и Кармалитой еще в 80-х годах «Гибель Отрара», чтобы «напитаться» его атмосферой .

Примечания

  1. . Реестр прокатных удостоверений . Министерство культуры Российской Федерации . Дата обращения: 31 октября 2023.
  2. . brod.kz (31 октября 2013). Дата обращения: 26 августа 2020. 21 сентября 2020 года.
  3. . Variety . Дата обращения: 23 сентября 2015.

Литература

  • Герман А., Кармалита С. «Что сказал табачник с Табачной улицы» и другие киносценарии. — СПб. : Амфора; Сеанс, 2006. — С. 720. — ISBN 5-367-00232-3 .
Источник —

Same as Тень завоевателя (фильм, 1991)