Interested Article - Саман-худат
- 2021-02-01
- 1
Сама́н-худа́т , Саманхуда́т или Сама́н Худа́ ( перс. سامانخدا — «владетель Самана» ) — основатель династии Саманидов .
Родился в VIII веке . По данным Абу Бакра Наршахи и Хамзы Исфахани, был из селения Саман в Балхе , по данным Шамсуддина аль-Мукаддаси также из кишлака под названием Саман, но уже вблизи Самарканда . По данным произведения XVII века — «Саъдия», его настоящим именем является Арку́к , и родился он в Фергане , позднее переехал в местность где поблизости находился город Термез и основал деревню Саман . В начале VIII века он прибыл в Мерв , где находился губернатор Хорасана , Асад ибн Абд Аллах аль-Касри (управляемый 723—727). Саман-худат пользовался покровительством наместника Хорасана Асада Абдаллы ал-Кушейри (умер в 738 году ). Саман-худат изначально был зороастрийцем , но был настолько впечатлен благочестием Асада ибн Абд-Аллаха аль-Касри, что обратился в ислам, и назвал своего сына Асада, в честь губернатора.
Халиф аль-Мамун (786—833) впоследствии назначил четырех сыновей Асада, внуков Самана-худата, в качестве правителей Самарканда , Ферганы , Шаш и Уструшаны и Герата в знак признания их роли в подавлении восстания . По данным исторических рукописей Абу Рейхана Бируни , Махмуда Гардизи и Ибн Хаукала , Саманхудат является потомком Бахра́ма Чуби́на ( VI век ) четвёртого или пятого поколения из древнего Дома Михран, который сыграл важную роль в истории Сасанидов и являлся шахинша́хом Империи Сасанидов
Генеалогическое древо
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мардансина |
|
неизвестно |
|
|
|
|
|
|
Бахрам Чубин |
|
Гурдия |
|
Гурдуя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нушрад |
|
|
|
|
|
|
Шапур |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сиявахш |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тугмас |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Джутман |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Саман Худат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература
- Сомонийлар — (узб.) . — Ташкент, 2000—2005.
Примечания
- . — Академия наук Таджикской ССР, 1954. — С. 5.
- . Дата обращения: 22 августа 2017. 22 августа 2017 года.
- , Сомонийлар.
- . Дата обращения: 22 августа 2017. 19 июля 2017 года.
- Mohammad Taher, Encyclopaedic Survey of Islamic Culture , pg. 84
- ↑ Narshaki (trans. R. N. Frye), History of Bukhara , Pg 79
- R. N. Frye, The Golden Age of Persia , London: Butler & Tanner Ltd., 1996, p. 200.
- 2021-02-01
- 1