Interested Article - Наропа

Наропа ( санскрит : Naḍapāda , 956 1040 ) — учитель буддизма , один из 84-х махасиддхов, монах , а впоследствии йогин , тантрийский учитель, ученик Тилопы и брат Нигумы , отец-основатель традиции тибетского буддизма Кагью.

Одним из наиболее примечательных его учеников был Марпа .

Биография

Наропа считается одним из основателей линии Кагью , проявил себя как выдающийся учёный и мастер медитации. В соответствии с учением, которое дал ему Тилопа , он развил практическую систему « Шесть йог Наропы », дающую ученикам ощутить Просветление (санскр. - бодхи) .

Ранние годы и юность

Согласно традиции, Наропа родился в царской семье. По другим источникам, он родился в семье виноторговца.Известно что когда он родился, он выстрелил молнией из пупа и в тот же миг у него за ухом появился цветок лотоса - символ просветлённого ума В возрасте восьми лет он испросил разрешения отправиться в Кашмир , чтобы углубить там своё образование. Он учился там у самых выдающихся наставников (буддистов и не-буддистов) искусствам, наукам, грамматике, риторике и логике. Затем он вернулся к родителям и женился на молодой брахманке Вималадипи; они прожили вместе восемь лет, и за это время она стала его ученицей. Однако он попросил её о расторжении брака, чтобы иметь возможность продолжить свою учёбу в Кашмире. Он был принят послушником (саманера), проучился три года и стал известен своей эрудицией и замечательными способностями.

Монашество в Наланде

В двадцать восемь лет Наропа уехал из Кашмира в . Он поступил в буддийский университет Наланда , которым руководили тогда четыре великих буддийских учителя. После кончины одного из них он был избран на освободившийся пост и, получив имя «Абхаякирти», стал одним из настоятелей Наланды — «Стражем северных врат». Слава его распространилась широко и имела следствием многочисленные обращения в буддизм представителей разных варн.

В Наланде он преподавал восемь лет. Согласно его жизнеописанию, однажды, когда он изучал книги, старуха, обладающая тридцатью семью неприятными чертами, появилась перед ним. Будучи воплощением , она раскрыла ему бесполезность книжного знания и рассказала, что её «брат» Тилопа мог бы передать ему особое истинное знание. Наропа оставил своё высокое положение в университете, забросил книги и пустился на поиски Учителя.

Ученичество у Тилопы

Тилопа подверг его двенадцати тяжёлым испытаниям, каждое из которых завершалось передачей важного поучения. Всего Наропа пробыл под учительством Тилопы около двадцати лет. К Наропе два раза приезжал из Тибета паломник-переводчик Марпа , получивший от него посвящения в глубокие тантры и наставления по Махамудре . Наропа же до конца жизни оставался в , где и умер в возрасте 85-ти лет.

Одно из немногих исторических свидетельств о последнем периоде жизни Наропы принадлежит тибетскому переводчику Нагцо (также известен как Нагцо-лоцава и Нагцо Цултим Гьялва) , который, ожидая в монастыре Викрамашила случая встретиться с Атишей , пытался навестить и Наропу в Пуллахари:

Поскольку я пришёл, чтобы повидать Владыку Атишу, всего лишь как простой монах, и поскольку тот на целый год задержался в Магадхе , я подумал, не навестить ли мне Наропу, раз уж он так великославен. Я месяц шёл на юг от Магадхи, и прослышал, что владыка остановился в монастыре, называемом Пуллахари. От возможности увидать его возникала величайшая заслуга. Тем днём, что я прибыл туда, мне сообщили, что некий царевич прибыл к нему для оказания почестей. Я пошёл туда, и увидел огромный воздвигнутый им престол. Я сел прямо напротив него. Толпа начала перешёптываться: "Владыка идёт!" Я взглянул на него: владыка был довольно упитанный, его седые волосы до красноты были умащены хной и увенчаны тюрбаном, крашеным киноварью . Четверо человек несли его паланкин , сам он жевал листья бетеля . Я коснулся его стопы и подумал: "Нужно обязательно послушать, что он изволит провозгласить". Однако люди, напирая всё сильнее и сильнее, оттеснил меня от его стоп и в конце концов совсем выдавили из толпы. Так что, хотя я и видел лик владыки, но его голоса на самом деле так и не услыхал.

Перевод на русский язык жизнеописания Наропы

В книге «Буддийские мастера-маги» (это перевод труда Абхаядатты "Жизнеописания 84-х махасиддхов) М. ОРИЕНТАЛИЯ. 2011 содержится жизнеописание Тилопы (см. указ. соч., с. 90).

Также в книге «Львы Будды» (это также перевод указ. соч. с санскрита) содержится агиография Тилопы. См. «Львы Будды», М., 1997, жизнеописание № 22 «Тилопа».

Перерождения Наропы

В школе тибетского буддизма гелуг считается, что после смерти Наропа ещё пять раз переродился в Индии, затем четыре раза в Тибете, а после этого его воплощения стали находить в Монголии. Первое монгольское воплощение Наропы было найдено в Сайн-Нойон-ханском аймаке в 1699 году. В 1772 году хубилган Наропы, ставший известным под титулом Наро-Панчен-хутухта ( Наро Банчэн, Нарванчин ), получил официальную печать, что закрепило его статус в религиозной иерархии Монголии. Монастырь, в котором проживали хубилганы Наропы совместно с хубилганами Тилопы, располагался на территории современного сомона Тайшир аймака Говь-Алтай . С конца XVII века по сей день всего было определено семь воплощений Наро-Панчен-хутухты:

  • Наро-Панчен-хутухта I Бадамдорж (1699—1737)
  • Наро-Панчен-хутухта II Наваанчойранданзанжамц (1738‐1817)
  • Наро-Панчен-хутухта III Тугжжав (1818‐1860)
  • Наро-Панчен-хутухта IV Бирваа (1861‐1883)
  • Наро-Панчен-хутухта V Пурэвжав (1884‐1903)
  • Наро-Панчен-хутухта VI Жугдэрнамжил (1904‐?)
  • Наро-Панчен-хутухта VII Данзанлхүндэв (род. 1993)

См. также

Литература

Абхаядатта. "Буддийские мастера-маги". М. Издательство "Ориенталия". 2019.

Львы Будды. М. 1998

Буддизм. Словарь. М. Изд-во "Республика". 1995

Примечания

  1. Nādapāda // — 2002.
  2. . Дата обращения: 20 мая 2013. Архивировано из 15 мая 2013 года.
  3. Чже Цонкапа. Большое руководство по этапам пути пробуждения (Ламрим Ченмо). — С. 15.
  4. Davidson, Ronald M. Indian Esoteric Buddhism . pg 317. Columbia University Press, 2003. ISBN 0231126182 .
  5. от 16 января 2023 на Wayback Machine Нарванчингийн хүрээ

Ссылки

  • Hervert V. Guenter. The life and teaching of Naropa. Shambala 1995
  • Tsang Nyön Heruka. The Life of Marpha, the Translator. Shambala 1995
Источник —

Same as Наропа