Interested Article - Зона ахимсы

Спутниковый снимок района Тибета и Гималаев
Карта Тибетского автономного района

Зона ахимсы или Зона мира ( англ. Zone of Ahimsa ) — политическая программа, предложенная Далай-ламой XIV в сентябре 1987 года и заключающаяся в расширении «полностью демилитаризированной зоны ненасилия , которой он предлагает сделать сначала Тибет , до размеров земного шара » . Предполагается, что Тибет как зона мира будет освобождён от любых видов оружия и будет местом гармонического сосуществования человека и природы .

План Далай-ламы XIV по восстановлению мира и прав человека в Тибете известен также как метод « срединного пути » ( middle way ). За его выдвижение Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской премии мира в 1989 году .

План мира по Тибету из пяти пунктов (1987)

21 сентября 1987 года на фоне возросшего интереса к тибетскому вопросу Далай-лама был приглашен выступить перед членами Конгресса США , где он представил План мира по Тибету из пяти пунктов ( The Five Point Peace Plan ) :

  1. Превращение всего Тибета в зону мира;
  2. Отказ от политики переселения китайского населения в Тибет, что представляет угрозу для самого существования тибетцев как нации;
  3. Уважение к основополагающим правам человека и демократическим свободам, которые есть у тибетского народа;
  4. Восстановление и охрана окружающей среды Тибета и отказ от использования Китаем Тибета для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов;
  5. Начало честных переговоров о статусе Тибета в будущем и отношениях между тибетским и китайским народами.

Первый пункт плана мира по Тибету звучал так :

Я предлагаю превратить весь Тибет, включая восточные провинции Кхам и Амдо , в зону «Ахимсы» (термин на санскрите, обозначающий состояние мира и ненасилия). Создание подобной зоны мира согласуется с исторической ролью Тибета как мирной и сохраняющей нейтралитет буддийской нации и буферного государства, разделяющего великие державы континента.

По мнению Далай-ламы, создание зоны ахимсы даст возможность к неагрессивным взаимоотношениям между Индией и Китаем , устранив необходимость концентрации военной силы у своих границ .

Далай-лама призвал преобразовать Тибет в самый большой парк в мире со строгими законами для защиты дикой природы, запретом на строительство АЭС , стимулированием мирных и экологических инициатив, поощрением международных и региональных организаций по защите прав человека .

Китайские ученые считают предложение Далай-ламы призывом к независимости Тибета де-факто . 17 октября 1987 года китайское правительство отклонило план мира по Тибету Далай-ламы.

Страсбургское предложение (1988)

Отклонение плана мира, предложенного Далай-ламой, вызвало демонстрации внутри Тибета, которые были быстро пресечены. Новость об этом распространилась по мировым СМИ , вызвав новую волну интереса к тибетскому вопросу .

15 июня 1988 года Далай-лама XIV был приглашен выступить перед Европейским парламентом в Страсбурге , где он представил проработанный план мира из пяти пунктов, акцентируя внимание на правах тибетцев жить свободно . 14 октября Европейский парламент издал резолюцию, выразив своё беспокойство по тибетскому вопросу .

Получение Нобелевской премии мира. Сравнение с Махатмой Ганди

В октябре 1989 года Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской премии мира . Нобелевский комитет отметил постоянное противодействие Далай-ламы применению насилия в борьбе за освобождение Тибета от китайской оккупации и его «конструктивные и дальновидные предложения для решения международных конфликтов, вопросов о правах человека и глобальных экологических проблем» . Далай-лама считается преемником ненасильственного подхода Махатмы Ганди , и Комитет рассматривал вручение Нобелевской премии в том числе как подношение в память об индийском лидере.

Далай-лама неоднократно говорил, что жизнь Махатмы Ганди вдохновляет его . По мнению обозревателя Д.Радышевского, Далай-лама XIV является единственным политиком в мире после Махатмы Ганди, способным делать сегодня народно-освободительное движение ненасильственным .

Срединный путь

В интервью 2010 года Далай-лама описал «срединный путь» в тибетском вопросе следующим образом:

Мы говорим о «Срединном пути». Мы недовольны нынешней политикой в Тибете. Она разрушительна для свободы вероисповедания и культурного наследия, а также весьма негативно сказывается на состоянии окружающей среды. Но при этом мы не стремимся к отделению от Китая, поскольку Тибет ― это страна без выхода к морю, отсталая в материальном отношении. Все тибетцы хотят видеть модернизированный Тибет. Поэтому оставаться в составе Китайской Народной Республики ― в наших интересах, если мы хотим материального развития. Но при условии, что нам будет предоставлена значимая автономия и самоуправление в вопросах культуры, образования, религии, то есть в тех областях, с которыми тибетцы справятся лучше. В этих вопросах решающее слово должно быть за тибетцами. Вот что мы называем «Срединным путём».

Термин «срединный путь» употребляется по аналогии с одноименным понятием из буддизма .

Примечания

  1. Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во А.Терентьева «Нартанг», 2006.- 464 с. ISBN 5-288-03813-9 ISBN 5-901941-16-0 . — от 8 сентября 2014 на Wayback Machine .
  2. Радышевский Д. Земной Будда: лидер без страны // Московские новости. 1994. 15-22 мая. С.14
  3. от 12 августа 2020 на Wayback Machine // онлайн-энциклопедия Кругосвет
  4. Patricia Cronin Marcello, с.132
  5. Dalai Lama XIV от 22 декабря 2010 на Wayback Machine // 21 сентября 1987 года (англ.)
    Далай-лама XIV от 7 декабря 2019 на Wayback Machine // 21 сентября 1987 года
  6. Patricia Cronin Marcello, с.133
  7. Rongxing Guo,Carla Freeman Managing Fragile Regions: Method and Application. — Springer, 2010. ISBN 978-1-4419-6435-9 . от 30 сентября 2014 на Wayback Machine
  8. от 16 января 2013 на Wayback Machine // Страсбург , 15 июня 1988 года
  9. M. G. Chitkara Human rights: commitment and betrayal. — APH Publishing, 1996. —
  10. Tore Frängsmyr,Irwin Abrams Peace, 1981—1990. — World Scientific, 1997. ISBN 981-02-1181-3 , ISBN 978-981-02-1181-3 . — от 31 марта 2018 на Wayback Machine
  11. от 10 февраля 2008 на Wayback Machine // The Hindu, 2006.01.04
  12. от 7 декабря 2019 на Wayback Machine // 22.02.2010

Литература

  • Robert Thurman,Robert A. F. Thurman. A miidle way for China and Tibet // . — Simon and Schuster, 2008. — С. 123-153. — ISBN 1582702209 , 9781582702209.
  • Rongxing Guo, Carla Freeman. Tibet as a fragile border in international politics // . — Springer, 2010. — С. 62-68. — 174 с. — ISBN 1441964355 , 9781441964359.
  • Rakesh Raman Jha. . — Northern Book Centre, 2003. — 152 с. — ISBN 8172111479 , 9788172111472.
  • Patricia Cronin Marcello. International support for Tibet // . — Greenwood Publishing Group, 2003. — С. 132-135. — 173 с. — ISBN 0313322074 , 9780313322075.
  • Hubertus von Welck. . — Orient Blackswan, 2003. — 488 с. — ISBN 8125025553 , 9788125025559.

См.также

Ссылки

  • Dalai Lama XIV // 21 сентября 1987 года (англ.)
  • Далай-лама XIV // 21 сентября 1987 года
  • Dalai Lama XIV (англ.)
Источник —

Same as Зона ахимсы