Interested Article - Статус Тибета

Статус Тибета является предметом дискуссий . По мнению китайской стороны , Китай с XIII века непрерывно осуществлял свои суверенные права в Тибете и, таким образом, последний никогда не был независимым государством. Тибетское правительство в изгнании утверждает, что в ходе своей истории Тибет всегда оставался независимым.

В настоящее время все страны мира признают Тибет частью КНР.

История

Империя Юань

В начале XI века в Тибете Кхон Кончог Гьялпо основывает школу Сакья, которая впоследствии стала владеть небольшим княжеством на западе Центрального Тибета, которое в начале XIII века стало центром объединения Тибета. К этому времени монгольская империя Юань подчинила многих соседей Тибета: Си Ся , Цзинь , уйгуры , Западное Ляо . Есть несколько версий первого контакта между тибетцами и монгольской империей :

  1. тибетцы в 1207 году сами отправили послов к монголам и подчинились им;
  2. Чингисхан вторгся в Амдо в 1206 году, его встретили представители религиозной и светской знати Тибета и выразились свою покорность монголам, чтобы остановить разорение страны. Однако эта версия имеет противников (например, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор МГУ Станислав Кучера), которые утверждают, что тибетцы спутаны в хрониках с уйгурами (по другой версии с государство Си Ся , где компактно проживали тибетцы) .

Достоверно известно, что в 1240 году 30-тысячная монгольская армия под предводительством Годана вторглась в Тибет и дошла до Лхасы . Были убиты монахи, сожжены некоторые монастыри, а их окрестности разграблены . С Годаном в 1247 году встретился глава школы Сакья , которому Годан подарил власть над Тибетом .

В дальнейшем Хубилай , принявший буддизм в 1253 году , основал империю Юань и между императорами в Пекине и тибетской школой Сакья , которая получила от монголов власть над Тибетом, сложились отношения покровителя веры и наставника в вере .

Тибет не рассматривался как обычная часть империи, его не было в официальном перечне территорий династии Юань. Тибет имел самобытное административное деление, отличавшегося от общеимперского . При Хубилае было создано управление Цзун-чжиюань, которое управляло Тибетом и всеми делами буддизма на территории империи, первым главой которого стал глава школы Сакья . В самом Тибете нарастало недовольство школой Сакья, которую обвиняли в промонгольской позиции, а затем и монгольский двор отказался от её исключительной поддержки .

По мнению главы программы по изучению Тибета Индианского университета Эллиот Сперлинг, Тибет, по правилам и законам династии Юань, не был независимым государством, но и де-факто контроля над Тибетом у династии не было .

Империя Мин

В 1368 году монгольская династия Юань была свергнута и была провозглашена империя Мин .

С XV века в Тибете началось постепенное падение влияния школы Сакья , а к середине XVI века самой влиятельной стала школа Гэлуг . Тибетские ламы начинают взаимовыгодное сотрудничать с тумэтским Алтан-ханом : ламы стремились распространить буддизм, а Алтан-хан — легализовать и укрепить свою власть . Затем Алтан-хан пожаловал Сонам Гьяцо титул Далай-ламы , а после его смерти новым перерожденцем Далай-ламы стал внук Алтан-хана .

К концу XVI века в Тибете обострилось противоборство школ Кармапа-Кагьюпа и Гэлуг. Монголы, отряды которых вошли в Тибет, встали на сторону последней . Затем в противоборство вступают ойраты и джунгары на стороне Гэлуга и халха-монголы на стороне Кармапа-Кагьюпа . В итоге, победу одержала школа Гэлуг, а Гуши-хан , возглавлявший корпус джунгаров, получил от Далай-ламы титул «Хана веры» (Охранителя буддизма) .

Империя Мин с конца XVI века не оказывала на происходящее в Тибете никакого влияния и лишь эпизодические поездки тибетских лам в Нанкин успокаивали минскую власть .

Империя Цин

К середине XVII века империя Мин была завоёвана маньчжурской династией Цин .

Отношения между императорами Цин и Далай-ламами , которые с XVII века управляли Тибетом, носили личный характер . По китайским данным, между Тибетом и Империей Цин были отношения подчинённого и властелина .

После ввода китайских войск и амбаней в начале XVIII века , империя Цин установила контроль над Тибетом . В 1793 году в Лхасу была привезена золотая урна, и маньчжурский император Цяньлун повелел избирать впредь Далай-лам и Панчен-лам по жребию из урны при участии цинских амбаней. Но такая процедура применялась не всегда и не отменяла традиционные тибетские методы .

Конец XVIII века стал апофеозом реальной власти Империи Цин над Тибетом: процедура избрания Далай-лам и Панчен-лам с помощью золотой урны, когда амбань вытаскивал из неё билетик с именем нового перерожденца, символизировала верховную власть империи над Тибетом .

В XIX веке власть Империи Цин над Тибетом стала ослабевать с ослаблением самой империи . На протяжении почти всего XIX века , реальная власть как в управлении страной, так и в религии принадлежала не Далай-ламам, а регентам при них .

К началу XX века Тибет по-прежнему оставался зависимым от Империи Цин. В Лхасе находились цинские амбани, контролировавшие военную и финансовую сферы жизни Тибета. Далай-лама ежегодного, а с 1840 года раз в три года, направлял в Пекин посольство с дарами. Однако Тибет был особой частью Империи. Так, на его территории не взимались общеимперские налоги и отсутствовали цинские земельные владения. У Тибета была собственная административная система, а всю землю контролировала тибетская знать . Зависимость Тибета от Китая, прежде всего, выражалась в зависимости Далай-ламы от цинского императора .

С конца XIX века Китай начинает проводить в отношении Тибета политику превращения его из вассала в провинцию Китая. Эта политика натолкнулась на сопротивление большинства населения Тибета во главе с Далай-ламой XIII .

К началу XX века, по описанию китайских источников, Тибет скорее находился в феодальной зависимости от империи Цин, чем считался важной частью империи .

Китайско-английская конвенция о Тибете и Индии

В 1906 году была подписана «Китайско-английская конвенция о Тибете и Индии», фактически признавшая вассальную зависимость Тибета от Китая. Империя Цин стала выплачивать контрибуцию Великобритании вместо Тибета .

Русско-английская конвенция 1907 года

Русско-английская конвенция 1907 года, подписанная без участия Тибета и империи Цин, ввела понятие сюзеренитета Китая над Тибетом, хотя Тибет не приносил вассальной присяги цинскому императору и отвергал сюзеренитет Китая. Власти Тибета отвергли эту конвенцию . Позиция современного КНР заключается в признании конвенции нелегитимной в связи с неучастием китайской стороны в её принятии , а также подменой суверенитета Китая над Тибетом на сюзеренитет .

Таким образом, в Китайско-английской конвенции о Тибете и Индии и Русско-английской конвенции впервые были зафиксированы в международных договорах права Китая на Тибет . Некоторыми современными исследователями (например, юристом и советником Далай-ламы XIV Майклом ван Вальтом ван Праагом ) конвенции 1906 и 1907 годов считаются нелегитимными в части, касающейся Тибета, так как они были подписаны без его участия и правительство последнего их не признало .

Захват Лхасы китайскими войсками

Назначенный в 1906 году вторым амбанем в Лхасе, Чжао Эр-фэн в юго-восточной части Тибета, Каме , начал упразднять самобытную тибетскую административную систему и заменять её общеимперской. Затем эта часть Тибета была полностью оккупирована китайской 60-тысячной армией под руководством Чжао Эр-фэня, а в 1910 году было принято решение о создании на этой территории провинции Сикан и начата её колонизация китайцами .

В 1909 году , китайские войска захватили Чамдо , а в начале 1910 года была захвачена Лхаса и Далай-ламе XIII, возвратившемся в город в декабре 1909 года , пришлось бежать в Индию . Захват сопровождался насилием и грабежами .

Китайская республика

Флаг Китайской республики. Каждый цвет флага символизирует одну из национальностей. Тибетцам соответствует чёрный

В 1911 году в городе Учан произошло восстание солдат , которое возглавила организация Тунмэнхой . Это восстание стало началом Синьхайской революции , целью и конечным итогом которой было свержение правящей маньчжурской династии и провозглашение Китайской Республики .

В период создания Китайской республики революционеры, для включения в неё всех земель распавшейся империи Цин и зависимых государств, создали концепцию пяти национальностей Китая . В дальнейшем, Тибет был приравнен к китайской провинции .

Временная конституция Китайской республики

12 апреля 1912 года Президент Китайской Республики Юань Шикай издал «Временную конституцию Китайской республики», в которой Монголия, Восточный Туркестан и Тибет объявлялись неотъемлемой частью Китайской Республики. В этом же месяце он направил в Тибет войска для помощи китайским гарнизонам, но под давлением Великобритании , которая отказывалась признавать Китайскую Республику до тех пор пока военный поход на Тибет не будет прекращён, в августе 1912 года Юань Шикай развернул войска. В 1913 году в Пекине был сформирован Парламент , в котором были и представители якобы Тибета, на самом деле являвшиеся тибетцами из внутренних районов Китая .

Уход китайской армии из Тибета

В 1912 году в Тибете начались столкновения между сторонниками и противниками Китая . К концу этого года, при посредничестве непальского представителя, было подписано примирительное соглашение между противоборствующими сторонами в Тибете, по которому все китайские войска, кроме личной охраны амбаня, должны были покинуть страну, а их оружие и амуниция оставались в Лхасе . В 1913 году последние китайские солдаты покинули Тибет и институт амбаней был упразднён Китаем .

Монголо-тибетский договор

Монголо-тибетский договор о дружбе

В 1911 году Внешняя Монголия провозгласила свою независимость . После провозглашения независимости Внешней Монголией и её признания Российской империей , 11 января 1913 года был заключён Монголо-тибетский договор, в котором стороны взаимно признавали независимость друг друга. Этот договор не был признан Российской империей и Великобританией . Некоторые современные исследователи отмечают, что признание договора третьими странами не требовалось .

Период независимости

Провозглашение независимости Тибета

23 января 1913 года Далай-лама XIII издал Декларацию независимости , в которой говорилось, что на протяжении всей истории Китай и Тибет сотрудничали на основе отношений покровителя и священника, и что отношения Тибета и Китая не основываются на подчинении одного другому. В ней тибетцы назывались независимой и религиозной нацией , которой предстоит трудиться для защиты своей независимой страны .

Начиная с этого момента и до , Тибет считался де-факто независимым государством, которым управлял Далай-лама. КНР не признаёт эту независимость .

Согласно заключению Международной комиссии юристов , опубликованному в 1959 году, Тибет в 1912—1951 годах был независимым и суверенным государством .

Симлская конвенция

Линии раздела Тибета согласно Симлской конвенции : синий — рубеж между Внешним и Внутренним Тибетом, красная — граница Тибета и Китая

Под давлением Великобритании , Китайское правительство в марте 1913 года приняло участие в переговорах с властями Тибета в Чамдо , но переговоры были вскоре прерваны и продолжились лишь в октябре 1913 года в Симле при участии Великобритании. В марте 1914 года тибетская и английская делегации договорились о тибетско-индийской границе и обменялись нотами . В апреле 1914 года главы китайской, тибетской и английской делегации парафировали английский вариант конвенции, вторая статья которой гласила :

Правительства Великобритании и Китая, признавая, что Тибет находится под сюзеренитетом Китая, и, признавая автономию Внешнего Тибета, обязуются уважать территориальную целостность страны и воздерживаться от вмешательства в управление Внешним Тибетом (включая выборы и введение в должность Далай-ламы ), которое должно оставаться в руках тибетского правительства Лхасы . Правительство Китая обязуется не превращать Тибет в китайскую провинцию. Правительство Великобритании обязуется не аннексировать Тибет или какую-либо часть его.

Несмотря на предполагаемое разделение Тибета на Внешний и Внутренний, географически и политически Тибет, согласно конвенции, оставался единым государством . Основные разногласия были связаны с границей Внешнего и Внутреннего Тибета. Китайская делегация была не согласна с установленной английским вариантом границей и в итоге отказалась подписывать конвенцию .

СССР и Тибет

В 1920-х годах состоялось несколько секретных миссий из Москвы в Лхасу и обратно. В 1925 году Г. В. Чичерин пытался организовать в Тибете постоянную дипломатическую миссию СССР, а в 1926 году — дипломатическую миссию МНР. Однако Далай-лама XIII эти предложения отклонил .

Китайско-тибетские переговоры 1934 года

25 августа 1934 года в Лхасу прибыл специальный посол китайского правительства в Нанкине Хуан Мусун. Он был встречен доброжелательно, воздал почести умершему Далай-ламе и договорился о пребывании в Лхасе двух китайских офицеров с радиопередатчиком , которые должны были поддерживать связь с Нанкином .

На переговорах Хуан Мусун требовал от тибетского правительства признать Тибет частью Китайской республики на правах автономии, а также передать в введение Китая внешнюю политику , оборону и коммуникации, а также право утверждать высших должностных лиц . Власти Тибета выдвинули следующие условия: важные договора между Тибетом и другим государством должны были заключаться с согласия Китая; Лхаса соглашалась уведомлять Нанкин о назначении высших должностных лиц или избрании регента; власти Тибета требовали вернуть под их юрисдикцию некоторые области в Каме и Амдо . Одним из главных требований правительства Тибета были гарантии со стороны Китая, что Тибет не будет превращён в обычную провинцию . Таким образом, Тибет соглашался быть зависимым от Китая государством . По мнению Василия Богословского, это было связано с желанием Лхасы урегулировать пограничные вопросы .

В ходе переговоров не было заключено никаких официальных соглашений .

Вторая мировая война

В годы Второй мировой войны Тибет придерживался нейтралитета, показав свою способность следовать внешней политике неприсоединения и независимости . К моменту роспуска Лиги наций, ни один из её членов не признавал независимость Тибета .

Китайская Народная Республика

В 1946 году на территории Китая началась гражданская война между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая , перевес в которой, со временем, переходил на сторону КПК. Обе силы считали Тибет частью Китая . К 1949 году победа КПК в гражданской войне стала очевидной, и уже в июле 1949 года тибетское правительство выслало членов гоминданьской миссии, а также всех китайцев, проживающих в Тибете, и закрыло китайскую школу . 2 сентября агентство Синьхуа объявило :

Китайская Народно-освободительная армия освободит всю территорию Китая, включая Тибет, Сикан, острова Хайнань и Тайвань. Она не позволит ни одной пяди китайской земли остаться вне власти Китайской Народной Республики

1 октября 1949 года была официально провозглашена Китайская Народная Республика .

Азиатская конференция в Дели

В 1947 году тибетская делегация была приглашена на Азиатскую конференцию в Дели , организованную партией Индийский национальный конгресс. В день открытия конференции был поднят в том числе и флаг Тибета, а на карте, вывешенной в зале заседаний, Тибет обозначался как независимое государство. После протестов китайской делегации, на карте Тибет был включён в состав Китая, но тибетской делегации разрешили продолжить самостоятельно участвовать в работе .

Делегация Шакабпа

Тибетский паспорт цзэпёна Ванчука Дедена Шакабпа. На паспорте стоят визы США , Великобритании , Индии

В октябре 1947 года под руководством цзэпёна Шакабпа в Индию , Китай , Великобританию и США была направлена официальная тибетская делегация. Основной задачей делегации было установление официальных отношений между Тибетом, как независимым государством, и перечисленными странами. Делегация была принята Махатмой Ганди и Джавахарлалом Неру в Индии, Чан Кайши в Китае, Джорджем Маршаллом в США и Клементом Эттли в Великобритании. Переговоры об установлении официальных отношений не имели результатов .

По поводу принятия тибетской делегации в МИД США и Индии Китай направил официальный протест. В ответ на это США заявили, что считают Тибет частью Китая .

Дипломатические отношения Тибета

По данным Майкла ван Вальта ван Праага , в 1949 году, при вступлении в ООН, Непал указал Тибет как одну из шести стран с которыми у него были дипломатические отношения .

В октябре 1949 года регент при малолетнем Далай-ламе XIV заявил о независимости Тибета и обратился к мировому сообществу с просьбой о помощи, но помощи так и не получил . С просьбой поддержать вступление Тибета в ООН Кашаг призвал Великобританию , США и Индию, однако получил отказ в связи с тем, что постоянные члены СБ ООН Китай и СССР наложили бы вето на такое решение .

Установление власти КНР в Тибете

7 октября 1950 года части НОАК, численностью около 40 тысяч человек , вошли в Тибет из Цинхая и Синьцзяна .

7 ноября Тибет направил в адрес Генерального секретаря ООН обращение с призывом остановить китайскую агрессию :

Военный захват Тибета с целью включения его в состав коммунистического Китая посредством одной только физической силы — явное проявление агрессии. До тех пор, пока тибетский народ, против собственной воли и без согласия, принуждается силой стать частью Китая, захват Тибета будет оставаться ужасным примером насилия сильного над слабым. Поэтому через Вас мы обращаемся к народам мира с призывом выступить на нашей стороне и остановить китайскую агрессию.

Во время обсуждения тибетского вопроса в ООН Великобритания, а за ней Индия и США предложили отложить обсуждение вопроса, что и было сделано. На просьбу Тибета направить комиссию ООН для расследования ответа не поступило .

Соглашение из 17 пунктов

Подписи тибетской делегации под соглашением

В марте 1951 года Далай-ламой была сформирована новая делегация для переговоров с Китаем. Возглавил её отпущенный из плена губернатор Кама Нгапо Нгаванг Джигме . В переговорах принял участие и Панчен-лама X .

3 мая 1951 года, несмотря на то, что Нгапо Нгаванг Джигме не имел полномочий от Кашага на принятия самостоятельных решений (хотя сам утверждал обратное) , было подписано «Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», предъявленный в ультимативной форме для подписания. От имени тибетской делегации соглашение подписал глава делегации Нгапо Нгаван Джигме, а также несколько других членов делегации . Как утверждает Далай-лама XIV, у делегации не было государственных печатей, необходимых для заключения договора. В Пекине были изготовлены дубликаты государственных печатей, которые и были приложены к соглашению .

Подписанное соглашение состояло из 17 статей, основные из которых :

Статья 1. Тибетский народ объединится и изгонит империалистические агрессивные силы из Тибета и вернется в великую семью народов матери-родины — Китайской Народной Республики.

Статья 4. Центральные власти не будут изменять политической системы, существующей в Тибете, а также существующего статуса, функций и полномочий Далай-ламы. Должностные лица различных рангов по-прежнему останутся на своих постах.

Статья 5. Существующие статус, функции и полномочия Панчен-ламы будут сохранены.

Статья 6. В вопросах, касающихся различных реформ в Тибете, не будет никакого принуждения со стороны центральных властей. Местное правительство Тибета должно проводить реформы добровольно, и когда народ потребует проведения реформ, вопрос о них будет решаться путём консультации с видными деятелями Тибета.

К соглашению прилагалось секретное дополнение, в котором, согласно тибетской версии, гарантировалось сохранение власти и положения Далай-ламы если он покинет Тибет и вернётся в течение 4-5 лет; полное обеспечение Далай-ламы тибетским правительством в это время; 20-тысячная китайская армия будет размещена на границах Тибета, а при войсках НОАК в Тибете будут 1-2 тибетских министра в ранге заместителей командующего .

Реорганизация территории Тибета

Начиная с 1950 года, в восточных районах Тибета создавались тибетские национальные автономии в составе китайских провинций Цинхай , Ганьсу , Сычуань и Юньнань , а в 1965 году на остальной территории Тибета был образован Тибетский автономный район КНР .

Срединный путь

Во время визита Далай-ламы XIV в США в 1987 году Государственный департамент США подчёркивал, что США, как и все остальные страны-члены ООН , не признают Тибет в качестве независимого государства .

Там же Далай-лама выдвинул план мирного урегулирования, состоявший из 5 пунктов :

  1. определить Тибет зоной мира;
  2. прекратить массовое переселение на его территорию китайцев;
  3. восстановить уважение к демократическим нормам и правам человека в регионе;
  4. сохранить уникальную экологию Тибета;
  5. прекратить хранение и производство на его территории ядерного оружия и материалов.

За этот план Далай-лама XIV стал лауреатом Нобелевской премии в 1989 году .

КНР проигнорировала предложение Далай-ламы . По мнению китайской стороны, сутью срединного пути является изменение юридического статуса Тибета и отрицание суверенитета центрального правительства КНР над Тибетом, а сам план мирного урегулирования имеет два ключевых момента :

  1. «большой район компактного проживания тибетцев», который займёт четверть территории КНР ;
  2. «высокая степень автономии», подразумевающая запрет размещения армии НОАК и разрешение Тибету поддерживать дипломатические отношения с другими странами.

В 1988 году Далай-лама XIV высказал мнение, что Тибет может быть «самоуправляемой демократической политической единицей в ассоциации с КНР». Правительство КНР согласилось вести переговоры, но не о независимости Тибета, а по вопросу возвращения Далай-ламы XIV и его статуса, но переговоры не состоялись .

Третье совещание по работе в Тибете

В 1994 году прошло третье совещание по работе в Тибете, председателем на котором был глава Госсовета КНР Ли Пэн . Одним из решений, принятых на совещании, была борьба с сепаратизмом и с влиянием Далай-ламы . В 1998 году Председатель Постоянного комитета Народного собрания ТАР тибетец потребовал очистить ряды партии от тех, кто симпатизирует Далай-ламе . Кроме этого, он предложил убрать фотографии Далай-ламы отовсюду, в том числе и из домов, а тибетских студентов, обучавшихся в школах и вузах, патронируемых Далай-ламой, вернуть из Индии. За невыполнение грозило исключение из партии и увольнение .

Летние Олимпийские игры 2008 в Пекине

В 2008 году в Пекине прошли Олимпийские игры. Во время эстафеты олимпийского огня проходили агрессивные протесты с требованиями предоставить независимость Тибету из-за чего олимпийский огонь нередко путешествовал по миру под защитой полиции. Многие лидеры западных стран угрожали бойкотировать Олимпиаду, если Китай не начнёт переговоры с Далай-ламой . Сам Далай-лама XIV выступил против бойкота Олимпиады .

За несколько недель до Олимпиады прошла встреча представителей Далай-ламы с китайскими властями, однако наблюдатели оценили эту встречу как шоу для успокоения общественности. По их мнению Китай не намерен предоставлять автономию Тибету .

Вопрос о независимости Тибета

Существует три основных точки зрения по вопросу о независимости Тибета :

  1. Независимое государство. Этой точки зрения придерживаются тибетцы в изгнании, большинство правозащитных организаций, многие сторонники «Движения за независимость Тибета», ряд исследователей и, возможно , большинство тибетцев, проживающих в КНР;
  2. Отказ от борьбы за независимость и согласие на «подлинную автономию» в случае удовлетворения Китаем ряда требований тибетской стороны . Этой точки зрения придерживается Далай-лама XIV ;
  3. Часть КНР с периода . Это официальная точка зрения правительства КНР и любые призывы к автономии или независимости рассматриваются им как попытка расчленения страны. Эту позицию поддерживают и большинство китайцев.

Общественное мнение за пределами КНР, в особенности в западных странах, склоняется в пользу независимости или широкой автономии Тибета . Однако КНР и многие китайцы обвиняют западные СМИ и сторонников Тибета в искажённой романтизации Тибета как земного рая до 1950 года. Большинство учёных и КНР считают, что Тибет до 1950 года был феодальным , а миф о ненасильственном обществе опровергается многочисленными войнами, в которых участвовали тибетские войска с XVII века .

Во время своей пресс-конференции, официальный представитель МИД КНР Цзян Юй заявила, что Китай с XIII века осуществляет контроль над Тибетом и Тибет никогда не был независимым государством, а сам Тибетский вопрос является внутренним делом КНР . Некоторые наблюдатели считают, что политика КНР заключается в ожидании смерти Далай-ламы XIV и его перерождения. Так как в выборе нового Далай-ламу принимает большое участие Панчен-лама , который находится сейчас под контролем КНР, то это позволит контролировать и нового перерожденца. Кроме того, по мнению экспертов, правительство КНР опасается, что, в случае получения Тибетом автономии, другие этнические и религиозные группы могут потребовать аналогичные права, а это уже может привести к разделению страны .

В настоящее время ни одно государство не признаёт независимость Тибета , считая его частью КНР . При этом не уточняется, означает ли это признание юридических прав КНР на Тибет или признание де-факто власти КНР над Тибетом . Правительства и главы западных государств стремятся поддерживать положительные отношения с Китаем, поэтому осторожно подходят к вопросу о статусе Тибета, стараются воздерживаться от вовлечения в тибетские дела, но одновременно не препятствуют в этом органам законодательной власти, общественным и международным организациям.

Тибет как оккупированное государство

В законе о деятельности государственного департамента США , подписанном президентом Дж. Бушем в 1991 году, содержится ряд положений по Тибету, в том числе: «В понимании Конгресса Тибет — в том числе области, ранее включённые в китайские провинции Сычуань , Юньнань , Ганьсу и Цинхай — является оккупированной страной по признанным принципам международного права… Подлинными представителями Тибета являются Далай-лама и тибетское правительство в изгнании, как это признаётся тибетским народом» . Международная компания и тибетское лобби смогли сделать тибетский вопрос составной частью китайско-американских отношений, но только в качестве раздражителя и лишь по проблемам прав человека .

Многие тибетцы, особенно за пределами Тибета, считают Тибет оккупированным государством . Абсолютное большинство китайцев считают Тибет частью КНР .

В своей статье об отношении западных СМИ к КНР в преддверии профессор кафедры восточно-азиатской политики Университета Дайсбург-Эссена доктор философии Томас Хеберер пишет, ни одна страна в мире не объявила Тибет оккупированным государством .

Примечания

  1. , с. ix.
  2. . Дата обращения: 25 декабря 2016. 26 ноября 2018 года.
  3. , с. 80.
  4. , с. 80-81.
  5. , с. 81.
  6. , с. 84.
  7. , с. 86.
  8. , с. 88.
  9. , с. 308.
  10. , с. 88-89.
  11. , с. 90.
  12. , с. 93-94.
  13. (англ.) . University of California, Asian American Studies Center. Дата обращения: 19 октября 2012. 13 декабря 2012 года.
  14. , с. 99.
  15. , с. 101-102.
  16. , с. 106.
  17. , с. 106-107.
  18. , с. 109.
  19. , с. 112.
  20. , с. 115.
  21. , с. 115-116.
  22. , с. 119.
  23. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  24. , с. 143-144.
  25. , с. 149.
  26. , с. 72.
  27. , с. 155-156.
  28. , с. 156.
  29. , с. 173.
  30. Дударѐнок А. С. Истоки тибетской проблемы // XI век: актуальные проблемы исторической науки: Материалы междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию ист.фак. БГУ. — Минск: БГУ, 2004. — С. 280—281 .
  31. , с. 214-215.
  32. , с. 494.
  33. Ran Chʻeng. The origin and truth of the "Independence of Tibet". — Beijing: New Star Publishers, 1991. — (About Tibet).
  34. , с. 78.
  35. , с. 493-494.
  36. , с. 217-218.
  37. , с. 218.
  38. Юркевич А. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  39. , с. 219.
  40. , с. 475-478.
  41. Россия и Тибет / под ред. Е. А. Белова. — М. : Восточная литература РАН, 2005. — С. 178—179.
  42. , с. 225.
  43. , с. 219-220.
  44. , с. 206.
  45. Кузьмин С. Л. Договор 1913 г. между Монголией и Тибетом: новые данные // Восток. — М. : Наука, 2011. — Вып. 4 . — С. 122—128 .
  46. , с. 221-222.
  47. International Commission of Jurists. (24 июня 1959). Дата обращения: 30 августа 2011. Архивировано из 27 сентября 2011 года.
  48. , с. 95.
  49. , с. 225-226.
  50. Богословский В. А. Политика XIII Далай-ламы в Тибете. — М. : Институт Востоковедения РАН, 2002. — С. 43—85. — 142 с. — ISBN 5-89282-203-6 .
  51. , с. 98.
  52. , с. 249.
  53. , с. 249-250.
  54. , с. 99.
  55. , с. 250.
  56. Michael C. Van Walt van Praag. . — Boulder, Colorado: Westview Press, 1987. — P. 70-74. — 381 p.
  57. Хеберер, Томас (нем.) . Die Tageszeitung (16 апреля 2008). Дата обращения: 9 октября 2012. 13 декабря 2012 года.
  58. , с. 257.
  59. , с. 167.
  60. , с. 258.
  61. , с. 259.
  62. Tséring Shakya . The dragon in the land of snows: a history of modern Tibet since 1947. — Columbia University press, 1999. — P. 3. — 574 p.
  63. . Regnum . 2006-01-16. из оригинала 22 сентября 2014 . Дата обращения: 10 июля 2011 .
  64. , с. 257-258.
  65. Van Walt van Praag M.C. The Status of Tibet: History, Rights, and Prospects in International Law. Boulder, СО: Westview Press, 1987, page 140
  66. , с. 169.
  67. , с. 173.
  68. , с. 177.
  69. , с. 260.
  70. , с. 180.
  71. , с. 261.
  72. , с. 184.
  73. , с. 261-262.
  74. , с. 189.
  75. , с. 186.
  76. , с. 264.
  77. , с. 280.
  78. , с. 299.
  79. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  80. , с. 298.
  81. . Жэньминь Жибао (6 мая 2008). Дата обращения: 12 октября 2012. 13 декабря 2012 года.
  82. , с. 300.
  83. , с. 300-301.
  84. , с. 302.
  85. Сергей Меринов (2008-05-28). . Российская Газета . из оригинала 15 апреля 2013 . Дата обращения: 19 октября 2012 .
  86. Мария Иванова. . Взгляд (17 апреля 2008). Дата обращения: 19 октября 2012. 4 марта 2016 года.
  87. . Газета.ru (12 апреля 2008). Дата обращения: 19 октября 2012. 4 марта 2016 года.
  88. от 2 декабря 2012 на Wayback Machine Memorandum on Genuine Autonomy for the Tibetan People
  89. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 29 октября 2009.
  90. (англ.) (13 февраля 2009). Дата обращения: 9 октября 2012. 13 декабря 2012 года.
  91. , с. 162-163.
  92. Клинов А. С. Политический статус Тибета и позиция ведущих мировых держав, 1914 г. — конец ХХ в. Автореферат докторской диссертации. — Краснодар, 2001.
  93. См., например, статью о событиях в Литве: от 27 сентября 2014 на Wayback Machine // REGNUM
  94. , с. 162.
  95. , с. 164.

Литература

  • Goldstein М. С. A history of modern Tibet, 1913-1951: the demise of the Lamaist state. — Berkeley: University of California Press, 1989. — 898 p. — ISBN 978-0-520-06140-8 .
  • Goldstein M.C. The United States and the Tibet Question // . — University of California Press, 1997.
  • Ван Цзявэй, Нимацянцзан. = 中国西藏的历史地位俄. — Пекин: Пять континентов, 2003. — 331 с. — ISBN 978-7-5085-0281-6 .
  • Шакабпа В. Д. Тибет: политическая история / Пер. А. Дюранова. — СПб. : Нартанг, 2003. — 428 с.
  • Sperling E. . — East-West Center Washington, 2004. — 64 с. — ISBN 1-932728-12-0 .
  • Кычанов Е. И., Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней. — М. : Восточная литература, 2005. — 351 с. — ISBN 5-02-018365-2 .
  • Андреев А.И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. — СПб. : Издательство А. Терентьева «Нартанг», 2006. — С. 206. — 464 с. — ISBN 5-288-03813-9 .
  • Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации . — СПб. : Издание А. Терентьева, 2010. — 544 с. — ISBN 978-5-901941-23-2 .
  • Кузьмин С.Л.
Источник —

Same as Статус Тибета