Конституционный референдум в Бангладеш (1991)
- 1 year ago
- 0
- 0
0,5 % населения Бангладеш принадлежат буддийской школе Тхеравада . Большинство из них сосредоточена в юго-восточной провинции Читтагонг и на Читтагонгских горных Трактах.
Большинство из буддистов окрестности Читтагонга принадлежат к народам чакма , , , и , практиковавших буддизм с незапамятных времён. К ним следует добавить араканцев . Племена и мру анимисты под некоторым влиянием мистических школ буддизма.
В истории буддизма Бангладеш (ранее Бенгал ) играл особую роль. Бенгал до XII века оставался опорой индийского буддизма, и в Бенгале буддизм смог ещё выжить. Кроме того именно Бенгал считается родиной тантрического буддизма (см. Ваджраяна ). Считается что буддизм в Бенгале достиг наивысшего развития, и тантрические практики распространились именно оттуда.
Буддизм процветал в Бангале практически начиная со времён царя Бимбисары , распространению буддизма покровительствовали Ашока и Канишка . Практически до XII века положение в Бенгале для буддистов было благоприятным, за исключением периодов правления немногих царей.
Вполне возможно, что буддизм проник в Бенгал ещё до прихода Ашоки. После первоых поучений Будды в Сарнатхе он направился в государства Магадха , Косала , Вайшали и другие места, среди которых была названа также Мадхьядеша (Majjhimadesha). В Divyavadana говорится, что восточная граница Мадхьядеши доходила до Пундраварханы (Северная Бенгалия). Далее, так как царь Бимбусара был в хороших отношениях с соседним Бенгалом, велика вероятность, что Будда посещал и Бенгал, что предполагает Сюаньцзан , утверждая, что царь Ашока позднее разместил ступы в Бенгале и Ориссе в ознаменование визитов Будды.
Во время правления Ашоки , как видно из памятников послемаурьевского времени, буддизм хорошо укрепился в Бенгале. В в районе Богра сохранились надписи письмом Брами и множество монеи, говорящих о том, что дельта Ганги во времена Ашоки была под его властью. Китайский путешественник Ицзин свидетельствует о ступах Ашоки около Тамралипти (Тамлук) и Карнасуварны (районы Бурдван и Муршидабад в Западной Бенгалии , в Пундравардхане (Северная Бенгалия) и в Саматате (Бангладеш).
После упадка Империи Маурев буддизм оказался лишённым царского покровительства, когда Пушьямитра , убив последнего царя маурев, узурпировал трон Магадхи. Во время правления династии Шунга , несмотря на общую неблагоприятную ситуацию и преследования, буддизм в Бенгале продолжал развиваться, что видни из терракотовых таличек, найденных в Тамралипти и выставленных в музее Асутош при Университете Калькутты .
Во время Кушанов (около I века ) царь Канишка снова придал буддизму статус государственной религии, возвёл множество ступ и монастырей и послал миссии в другие страны. Об этом периоде говорят многочисленные находки в Бенгале — статуи Будды, монеты и надписи.
Китайский монах Фасянь путешествовал по реке Ганг и посещал буддийские монастыри и ступы. Он пробыл два года в Тамралипти, и посетил 22 монастыря, живших по законам винаи .
Записи Фасяня подтверждаются археологическими данными. Надпись в Гунайрагхе ( 506 или 507 ) говорит о том, что царь Вайня Гупта пожаловал землю буддийской общине Авайварттика. Эта община , которую основал , располагалась в монастыре Ашрама Вихара , посвящённом Авалокитешваре . Надпись упоминает и о других монастырях, в том числе о «царском монастыре». В округе Раджшахи в Бихараиле найдено две статуи Будды, а в Махастхане в Борга найдена покрытая золотом бронзовая статуя Манджушри .
В то время процветали школы как Хинаяны , так и Махаяны . Такие школы, как Сарвастивада и Ватсипутрия , постепенно утрачивали позиции, и Махаяна набирала популярность. Идеалы Бодхисаттвы , любовь и открытость, завоёвывали сердца простых людей. Бодхисаттвы Манджушри , Авалокитешвара и божество мудрости и совершенства Праджняпарамита занимали важное положение в формируемом пантеоне. Особое внимание уделялось Ади-буддам и Амитабхе . Вошли в практику ритуалы с использованием изображений будд и бодхисаттв.
Сюаньцзан посетил Индию в VII веке и посетил основные буддийские центры на территории Бангладеш. В Каджангала около Раджмахала он видел шесть или семь монастырей. На севере он видел массивные культовые сооружения и статуи Будды из камня или кирпича. В Пундавардхане он обнаружил двадцать буддийских монастырей с более чем 3000 монахами, практиковавшими хинаяны и махаяну и даёт им описания.
В знаменитом университете-монастыре Наланда училось большое количество монахов из Бенгала.
После династии Гупта во время правления Харша буддизм стал развиваться ещё более. Перед этим в VI веке трон занял Шашанка, который относился к буддизму враждебно. По описаниям Сюаньцзана, Шашанка изгнал монахов из окрестностей Кушинагара , выкорчевал священное дерево Бодхи в Бодх-Гая и выбросил в Гангу священный камень со следом Будды. Он удалил статую Будды из храма в Бодх-Гая и заменил на статую Шивы .
Харша ( 606 — 647 ), хотя поклонялся Шиве и Сурье, был толерантным и относился к буддизму с большим интересом, его старший брат Раджавардхана и сестра Раджьяшри были убеждёнными буддистами. Харша поначалу стал последователем хинаянистской школы, но потом стал ревностным сторонником Махаяны . При нём строили ступы и монастыри на берегу Ганги, был также запрет на жертвоприношение животных. Раз в год он собирал монахов для религиорных дискуссий и поддерживал монастырь Наланда .
После Харши правила буддийская династия в VII — VIII веках . На медных платах, найденных около Ашрафпура и Деулбари упоминаются три царя этой династии, их жёны и сыновья. Китайский паломник Ицзин упоминает о пятидесяти шести буддийских монахов из Китая, посетивших Индию в конце VII века . Один из паломников упоминает одного из этих царей (Раджабхату), поклонявшегося Трём Драгоценностям (Будда, Дхарма, Сангха). Около Саматата имелось 30 монастырей с 4000 монахами.
Династия Пала правила Бенгалом с VIII по XII век , этот период считается золотым веком буддизма в Бенгале. Правители были посвящёнными буддистами, но относились благосклонно к другим религиям. В это время буддизм переживал упадок или исчезал в других частях Индии. Бенгал стал основным центром, через который буддизм проникал в Тибет на север и на Малайский полуостров на юг.
Царь Гопала ( 750 — 770 ) построил монастырь на месте Наланда и основал много школ для развития буддизма. Согласно Таранатхе , в то время появилось немало буддийских учителей Данашила, Вишесамитра, Сура, Прадж-Давармен. Тогда был построен редкий по красоте храм Одантапури Вихара, по модели которого, как утверждается, строился знаменитый тибетский монастырь Самье .
Царь Дхармапала ( 770 — 781 ) продолжал политику своего отца и всячески поддерживал буддийские общины. Он основал храм Викрамашила -вихара на холме на берегу Ганги в Магадхе. Вокруг Вихары вырос учебный центр, который потом стал вторым после Наланды университетом. Университет Викрамашила -вихара поддерживал контакты с Тибетом. Учёные из Викрамашилы написали много книг и перевели их на тибетский язык. В университете изучали логику, метафизику, грамматику, тантру и ритуалы. Сам царь выдавал награды учащимся и учёным.
Царь Дхармапала построил монастырь в Сомапуре ( Сомапура Махавихара ), по образцу которого стали строиться многие буддийские монастыри в Юго-Восточной Азии. В это время написал свои сочинения , появились такие учителя как Пурнавардхана, Прабхакара, Кальянагупта, Сагарамегха, Будхаджапада.
При царе Дэвапала ( 810 — 850 ) империя Пала достигла зенита своей славы. Царь Дэвапала поддержал монастыри на островах Ява , Суматра и на Малайском полуострове. Он поддерживал монастырь Сомапура и университет Викрамашила.
Девятый король Махипала I, которого называют основателем второй империи Пала, потом постарался восстановить буддийские храмы, отремонтировал монументы в монастыре Наланда и построил два храма в Бодх-Гая .
Среди известных монастырей периода Пала следует упомянуть Джагаддала, Трайкутака, Пандита, Девикота, Паттикерака, Саннагара, Пхуллахари и Викрамапури.