Interested Article - Мажорель, Луи

Луи-Жан-Сильвестр Мажорель , известный как Луи Мажорель ( фр. Louis Majorelle ; 26 сентября 1859 , Туль , Лотарингия 15 января 1926 , Нанси , Лотарингия) — художник стиля ар-нуво ( французского модерна ), рисовальщик и живописец , художник-керамист и проектировщик мебели . Один из создателей и главных представителей (президент и вице-президент) Школы Нанси .

Биография

Жане и Луи Мажорель. 1908
Слева направо: Жане, Жак и Луи Мажорель на своей вилле
Вилла Мажорель. 1911

Луи Мажорель родился в 1859 году в городе Туль ( департамент Мёрт и Мозель региона Лотарингия ). Его отец (1825—1879) был мастером-мебельщиком и керамистом. Известен тем, что изготавливал мебель, стилизованную под мебель XVIII века. В 1861 году переехал вместе с семьей из Туля в город Нанси (Лотарингия) .

Луи Мажорель учился живописи в Школе изящных искусств в Нанси (l'École des beaux-arts de Nancy) у Теодора Луи Девильи , прежде чем отправиться в 1877 году в Париж и в течение двух лет заниматься в Школе изящных искусств , в мастерской художника Эме Милле . Когда его отец умер в 1879 году, Луи был вынужден прекратить обучение и вернуться в Нанси, чтобы наблюдать за семейной фабрикой по производству фаянса и мебели. Эта забота заполнила всю его оставшуюся жизнь .

7 апреля 1885 года Мажорель женился на Мари Леони Жане Кретц (Marie Léonie Jane Kretz), дочери директора муниципальных театров Нанси. Их единственный ребёнок, Жак Мажорель (1886—1962) — французский живописец, представитель ориентализма в искусстве ХХ столетия .

С 1890 года под влиянием Эмиля Галле и Анри Ван де Велде Мажорель обратился к «новому стилю», главным образом в искусстве мебели обтекаемых форм с плавно изогнутыми линиями («линии Обриста»), которые критики прозвали «удар бича». После « Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств » 1925 года в Париже , ознаменовавшей рождение нового стиля — ар-деко — Луи Мажорель обратился к прямым линиям и строгим геометрическим формам. Как и Галле, он применял рельефную резьбу, технику маркетри с натуралистическими природными мотивами, тонированием и гравировкой, инкрустацию перламутром и золотой фольгой. Помимо проектирования мебели Мажорель много занимался керамикой, используя люстровые и солевые глазури, роспись, проектировал интерьеры и витражи . Его искусство стало важной частью художественных достижений Школы Нанси .

Излюбленный Мажорелем «натуральный декор», который он использовал в мебели, заимствован из природы: изогнутые стебли растений, водяные лилии, «лотарингский чертополох», стрекозы. На рубеже 1900-х годов мастерская Мажореля стала изготавливать металлодекор: дверные ручки и петли, ограды, монтировки ваз и конструкции светильников в соответствии с плавными линиями, характерными для его мебели. Мастерская производила кованые балконы, лестничные перила и детали экстерьера многих зданий в Нанси. Вскоре после успеха на Всемирной выставке 1900 года в Париже стиль Мажореля эволюционировал в сторону более простых и лаконичных форм.

В 1910 году Мажорель открыл свои магазины не только в Нанси, но и в Париже, Лионе и Лилле. Познакомившись с работами Эмиля Галле в 1894 году, Мажорель стал в феврале 1901 года одним из основателей Школы Нанси, в начале известной как «Местное объединение промышленных искусств» (Alliance provinciale des Industries d’Arts), объединившее группу художников, архитекторов, искусствоведов и промышленников из Лотарингии, которые решили работать в «новом стиле». Эмиль Галле до его смерти в 1904 году был президентом объединения, затем его сменил Виктор Пруве . Мажорель был одним из вице-президентов группы с момента её основания и оставался им на протяжении всего существования Школы Нанси.

В 1914 году, с объявлением войны, Мажорель ещё надеялся сохранить и продолжить производство в Нанси. Но утром 20 ноября 1916 года его мастерская на улице Вьей-Этр загорелась. Все чертежи компании, слепки, оборудование и записи, охватывающие пятидесятилетнюю историю компании погибли. Год спустя, в 1917 году, немецкая бомбардировка Нанси разрушила магазин Мажореля на улице Сен-Жорж. Также стало известно о разграблении магазина в Лилле во время наступления немецких войск.

Луи Мажорель переехал в Париж ещё до окончания войны. После войны он вновь открыл свою мастерскую и магазин и продолжил сотрудничество со стекольным заводом братьев Дом. Мажорель умер в Нанси в 1926 году, его дело перешло к Альфреду Леви.

Ещё 1898 году Луи Мажорель поручил архитектору Анри Соважу составить план своего дома в Нанси. Построенная в 1901—1902 годах Люсьеном Вайсенбургером вилла Мажорель, или «вилла Джика» (villa Jika), по инициалам его жены (Жан Кретц), является результатом сотрудничества художников «Группы шести» и Франсиса Журдена (сына архитектора Франца Журдена). Интерьер виллы полностью соответствует эстетике искусства модерна 1901—1902 годов .

После смерти Мажореля его семья, состояние которой пострадало во время войны, больше не могла себе позволить жить на вилле, которую пришлось продать. Мастерские Мажореля закрылись в 1931 году. Вилла, которую использовали многие владельцы, претерпела несколько архитектурных изменений — в дополнение к тем, которые были выполнены самим Мажорелем, когда он там жил, — включая добавление бетонного бункера и покрытие передней террасы. Большая каменная стена и мост, окружавшие здание, были значительно уменьшены. Муниципалитет Нанси приобрёл виллу и провёл ремонтно-реставрационные работы.

Галерея

Примечания

  1. The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vol. 2. — Р. 237
  2. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. München, E.A. Fleischmann, 1835—1852
  3. Accueil [archive], sur Site Internet Ville de Nancy (consulté le 25 septembre 2020) от 14 апреля 2023 на Wayback Machine
  4. The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vo2. 1. — Р. 73
  5. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С.5
  6. Francis Jourdain. Continuité de l'architecture // L'Architecture d'Aujourd'hui, № 2, mai-juin 1945

В кинематографе


Источник —

Same as Мажорель, Луи