Крамерс, Хендрик Антони
- 1 year ago
- 0
- 0
Хе́ндрик Пе́трюс Бе́рлаге ( нидерл. Hendrik Petrus Berlage , МФА : [ˈɦɛndrɪk ˈpeːtrʏs ˈbɛrlaːɣə] , часто встречается вариант «Петрус», 21 февраля 1856 , Амстердам — 12 августа 1934 , Гаага ) — выдающийся нидерландский архитектор . Воззрения Берлаге на пути развития архитектуры, изложенные им в многочисленных теоретических трудах, оказали большое влияние на современное нидерландское зодчество.
Берлаге родился в богатой, либерально настроенной семье, проживавшей на набережной канала ( нидерл. Keizersgracht ) в самом центре Амстердама. Через несколько лет семья Берлаге переехала в Арнем , где Хендрик получил среднее школьное образование. За время арнемского периода жизни будущего архитектора его мать умерла, а отец повторно женился.
В течение года Хендрик Петрюс посещал курсы живописи в ( ) в Амстердаме, но затем предметом его интересов стала архитектура. В 1875—1878 годах Берлаге учился в Швейцарской высшей технической школе Цюриха , где познакомился с идеями Готфрида Земпера , профессора архитектуры этого учебного заведения с 1855 по 1871 годы, и концепцией «идеального дома» Эжена Виолле-ле-Дюка . Чтобы углубить полученные теоретические знания, в 1880—1881 годах Хендрик Берлаге предпринял поездку по ряду стран Европы , посетив Италию , Австрию и Германию .
По возвращении в Нидерланды Берлаге, совместно с ( нидерл. Theodorus Sanders ), основал архитектурное бюро в Амстердаме. Вместе с Сандерсом они спроектировали ряд зданий в неоренессансном стиле.
В 1889 году Берлаге начал самостоятельную работу, открыв собственное архитектурное бюро. Первоначально он следовал господствовавшим в то время архитектурным стилям, но затем начал экспериментировать, смешивая в своих проектах элементы модерна и рационализма . Одним из плодов этих экспериментов стало оформление зданий Страховой компании Нидерландов, к работе над которыми в 1890-х годах Берлаге был приглашён в качестве дизайнера. Примерно в то же время архитектором были созданы проекты виллы Хенни в Гааге и здания Синдиката огранщиков брильянтов в Амстердаме (1899—1900). Уже в 1889 году он представил на Всемирной выставке в Париже оригинальный проект мавзолея . К этому же периоду относятся многочисленные публикации Берлаге в изданиях, посвящённых архитектуре.
В 1897—1903 годах по проекту Берлаге было построено здание Амстердамской биржи (в настоящее время называется биржей Берлаге), — наиболее известное творение архитектора, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов всемирного наследия . В своём проекте Берлаге гармонично объединил средневековые традиции национальной нидерландской архитектуры с современными техническими решениями. Характерными отличиями стиля здания являются «честное» использование материалов (все материалы должны легко узнаваться) и чёткость конструкции, лишённой ненужных украшений. Основной строительный материал — неоштукатуренный кирпич, совмещённый с природным светлым камнем. Стиль, в котором построена Амстердамская биржа, впоследствии станет известен как рационализм . Влияние этого стиля будет ощущаться в нидерландской архитектуре до 1950-х годов.
Берлаге является автором ряда масштабных градостроительных проектов. Так, в 1902 году он разработал планы расширения Амстердама (южная часть города должна была быть полностью реконструирована, и трущобные районы предстояло заменить относительно благоустроенными домами для рабочего класса ), реконструкции Гааги (1908—1909) и Утрехта (1921). Его проекты предполагали гармоничную связь исторического центра города с новыми районами, которые планировалось застраивать блочными домами небольшой высоты, и которые образовывали бы чёткие перспективы.
Особенностью стиля Берлаге был функциональный подход к проектированию зданий с использованием лаконичных, но очень эстетичных деталей. Помимо собственно архитектурных проектов, Берлаге занимался также проектированием мебели, дизайном обоев, ковров и стеклянной утвари. Мебель Берлаге продавалась в амстердамском магазине « », специализировавшемся на продаже предметов прикладного искусства в стиле нидерландский модерн .
Берлаге отстаивал концепцию «красоты обнажённой стены». В одной из лекций он так определяет своё архитектурное кредо:
Прежде всего, мы должны показать всю красоту обнаженной стены… Опоры и колонны не должны иметь выступающих капителей, места примыканий этих элементов должны сливаться с чистой поверхностью стены.
В 1911 году Берлаге посетил США . Этот визит и знакомство с работами Фрэнка Ллойда Райта , Генри Гобсона Ричардсона , Луиса Салливена оказали значительное влияние на его дальнейшее творчество .
К наиболее значительным постройкам Берлаге принадлежат (помимо Амстердамской биржи) здание Синдиката огранщиков брильянтов в Амстердаме (1899—1900), Муниципальный музей в Гааге (1916—1934, строительство завершено после смерти архитектора), в Лондоне (1914). Среди его главных работ упоминается также охотничий домик «Святой Губерт», выполненный в форме оленьих рогов, а внутри оформленный как анфилада помещений, каждое из которых освещено сильней предыдущего, что в совокупности отсылает к легенде об этом святом , а также перекликается с популярным в модерне девизом «из тьмы к свету».
Берлаге придерживался социалистических убеждений, что проявлялось в его архитектуре. В 1929 году Берлаге посетил СССР и вскоре после поездки вступил в Коммунистическую партию Нидерландов . Социалистические взгляды Берлаге привели его к идее «общественного искусства» ( нидерл. Gemeenschapskunst ), выражавшейся в совместной работе представителей различных видов искусства над произведениями, предназначенными приносить общественную пользу .
Деятельность Берлаге оказала огромное влияние на современную архитектуру Нидерландов. Среди его последователей можно назвать Современное движение в Нидерландах (группа « Де Стейл ») и Амстердамскую школу .
В честь Берлаге назван основанный в 1990 году — высшее учебное заведение и исследовательский институт , занимающийся вопросами архитектуры и дизайна.