Улица Акас (Рига)
- 1 year ago
- 0
- 0
Улица А́льберта ( латыш. Alberta iela ; историческое русское название Альбертовская ) — улица в центре Риги , соединяет улицы Стрелниеку и Антонияс . Длина улицы — 255 метров .
Улица Альберта была заложена в честь 700-летия города и названа именем основателя Риги Альберта фон Буксгевдена . Улица Альберта была построена за 2 года . Улица Альберта считается жемчужиной югендстиля . Памятниками архитектуры признаны 8 домов. Большая часть домов на улице Альберта построена по проектам Михаила Эйзенштейна . В Латвийской ССР улица носила имя революционера .
Над входами в здание можно увидеть две женские скульптурные фигуры (условные оперные певицы) с факелами (один из факелов отвалился с течением времени), одетые в «мокрые одежды», модные на рубеже XIX и XX веков. В то же время скульптурные изображения являются символами очищения и неограниченной силы огня. Вглубь здания, во внутренний двор, в соответствии с проектами лейпцигских доходных жилых домов ведёт широкий проход. Входы обрамляют два сфинкса , зарисованные Сергеем Эйзенштейном в десятилетнем возрасте. Также заслуживает внимание взаиморасположенность четырёх уровней-стихий, плавно переходящих друг в друга, на которые архитектор условно разделил фасад здания: земля — вода — огонь — воздух, а также цветовой контраст между серым облицовочным материалом и красным кафелем (уровень «огня»).
В доме с 1909 по 1915 год прошли первые годы жизни Исайи Берлина , которому суждено было стать философом с мировым именем, основоположником нового направления философской мысли. Лучший друг Рандольфа Черчилля , встречавшийся с Анной Ахматовой в послевоенном Ленинграде . Отец дал ему фамилию своего приёмного деда, владельца нескольких мануфактур.
С 1916 по 1930 год дом принадлежал латвийской домовладелице по фамилии Лубе. В это время в здании функционировали школа акушеров и родильная клиника, в которой работал доктор Юрьян. В одной из квартир проживал оперный певец Йослевич со своей супругой.
В здании располагалась квартира генерального консула Бельгийского королевства в Латвийской республике Рема, а также канцелярские помещения бельгийского диппредставительства. В одной из квартир проживал судья-юрист Салминьш со своей супругой, писательницей . В доме также проживал известный латвийский архитектор межвоенного и советского периодов Сергей Николаевич Антонов со своей супругой, актрисой Ольгой Антоновой. Одной из квартир по этому адресу суждено было стать последним пристанищем для рижского публициста, адвоката и краеведа Сергея Марковича Нюренберга , отца двух талантливых дочерей — Елены Сергеевны Нюренберг и Ольги Сергеевны Бокшанской , тестя Михаила Афанасьевича Булгакова .
Здание отличает богатая архитектурная характеристика: в первую очередь обращают на себя внимания два колоритных стукковых льва, повёрнутых хвостами друг к другу — символы неразрешимого противоречия и непрекращающейся борьбы, в которой не суждено достичь консенсуса. Эти скульптурные фигуры могут быть интерпретированы как обозначения непреходящей битвы между двумя как бы взаимоисключающими составляющими жизни Эйзенштейна-старшего — между хаотичной неупорядоченной повседневностью и внутренней духовной жизнью архитектора. Фасад выполнен в светлой цветовой гамме, белый цвет символизирует упорядоченность, гармонию, идеальное устройство.
Планировка центрального фасада здания отличается безукоризненной симметрией в композиции. Важным декоративным элементом, украшающим верхний этаж над «змеевидным» балконом, является компактно расположенный в стратегическом центре маскеронный горельеф с изображением трёх медуз (отсылка к известному героическому сюжету из античной мифологии ).
Также на фасаде можно наблюдать три разных типа окна, применённые архитектором Эйзенштейном при планировке здания: на первом этаже проектировщик использовал «промышленное» окно в виде фабричной формы, что позволило указать на стремление модерна к восприятию последних достижений в области технического прогресса (а также акцентировать значимый мотив вечного строительства и развития). На втором этаже можно наблюдать характерное для ар нуво окно, которое в научной сфере обозначается «одна треть», поскольку одновременно освещает три комнатных пространства, а в эстетико-журналистской концепции получило стойкое обозначение «почковидное окно», поскольку по форме напоминает этот внутренний орган. Его основная функция — демонстрация устремлённости к освещению, следование основным принципам солярного культа. Наконец, третий вариант оконного проёма (достаточно часто воспроизводимый в модерне) — окно в форме замочной скважины, в прагматическом плане олицетворяет стремление домовладельца к сохранению неприкосновенности частной жизни. Надвратное изображение — женский крылатый маскерон — древний восточный мотив, направленный на олицетворение вечного цикличного возрождения, непознанной, непостижимой мудрости и просвещённости, тайного человеческого и божественного знания (этот мотив можно часто встретить на фасадах зданий рижского и европейского модерна).
В здании проживал первый президент Латвийской Академии наук (с 1946 по 1951 год), академик-агроном, один из лучших специалистов Латвийской ССР в области животноводства Паулис Янович Леиньш (об этом свидетельствует мемориальная доска с правой стороны фасада). С противоположной стороны находится другая памятная доска, посвященная самому зодчему.
В одной из квартир проживал известный певец Латвийского оперного театра со своей женой. В другой квартире долгое время до своей смерти проживал известный лифляндский врач, филантроп, разработчик нескольких новых методов курортного лечения Михаил Михайлович Максимович . Способный ученик Жана Мартена Шарко , основатель всероссийски известной лечебницы на территории за современным юрмальским концертным залом «Дзинтари» , Максимович сохранил хорошие отношения с представителями эпатажной богемы Серебряного века , самым видным из которых был Валерий Яковлевич Брюсов , отдыхавший у Максимовича в зимний сезон 1913 года, чему и посвятил короткое стихотворение. Благодаря Максимовичу у многих раненых солдат Первой мировой войны появился шанс на бесплатное квалифицированное лечение. Такой же шанс появился и у многих беднейших жителей рижского Московского форштадта , для которых Максимович открыл благотворительную лечебницу.
Над входом — изящный горельеф с изображением инфернального мужского маскерона с шаловливо-лукавым выражением лица, колеблющегося в выборе между двумя женщинами (женские маскероны окружают его слева и справа). По одной из версий, этим провокационным рельефом Эйзенштейн спародировал образ жизни своего почтенного архитектурного оппонента, исследователя рижской старины доктора Вильгельма Неймана , автора ряда построек в Риге, из которых наиболее известной является Художественный музей . Возможна также интерпретация голов как трёх возрастных этапов в жизни человека.
В межвоенный период (1920-е — 1930-е годы) в здании располагался зал собрания еврейской студенческой корпорации «Хасмонеи».
Некоторое время в одной из квартир по данному адресу проживал латвийский оперный певец Адольф Кактиньш , который в юности вынужден был подрабатывать помощником каменщика из-за нехватки средств и необходимости прокормить семью. Именно он своим громовым голосом будоражил окрестности (ария Риголетто ) после окончания строительства «неуклюжего эклектиозавра» (как дотошные журналисты тут же окрестили Художественный музей на Николаевской), в котором сам принимал деятельное участие.
Фасад организует роскошный растительный (древесный) мотив, акцентирующий продуцирующую тему вечного расцвета и совершенства, устремлённости к солнцу, богатству, а также красоте физической и духовной. На украшениях балконов можно встретить редкий мотив новой жизни. Два нижних симметрично расположенных по отношению друг к другу балкона украшены комарами, расправившими крылья и взлетающими, однако же погибающими, поскольку голубой цвет губительно действует на комаров. Тем не менее, на верхнем балконе можно обнаружить украшение в виде куколки, из которой уже скоро должен будет появиться новый комар. Так изящно раскрывается мотив преодоления смерти жизнью на фасаде этого дома.
Цветовая сторона фасада построена на гармонии белого и голубого цветов, которые аллюзивно отсылают нас к небу. На самом верху, где архитектор достигает правильной прямоугольной ритмичности, можно видеть львиные маскероны, амбивалентные символы огня, силы, затаённой энергии, выходящей наружу. Таким образом, фасад является одним из наиболее привлекательных с точки зрения декоративного наполнения и выигрывает за счёт органичного смешения элементов растительного и животного орнаментов.
В одной из квартир этого дома жил , первый директор главного латвийского информационного агентства «LETA» .
Здание немного пострадало в результате авиаобстрела отступающими частями нацистской армии в ходе освобождения латвийской столицы в октябре 1944 года, позже было восстановлено.
В начале 1920-х годов здание по решению городского совета выделили для нужд торгового представительства Советской России . Туда пригласили Маяковского во время одного из его визитов в Ригу. Он прочитал увлекательную лекцию по новейшим достижениям в области поэтического творчества и представил поэму «Люблю», на которую, по словам поэта-соловья революции, «цензура отреагировала вяло, едва-едва через три дня арестовала». Посещение Маяковским латвийской столицы в бытность независимого государства нашло своё отражение в программном тексте эпатажного поэта «Как работает республика демократическая. Стихотворение опытное, восторженно-критическое», в котором автор представил свой субъективный взгляд на образ жизни в независимой Латвии, сдобренный качественной и игривой иронией, свойственной для Маяковского 1920—1925 годов.
Нижний этаж фасада выполнен в естественном камне, ризалиты увенчаны шлемами викингов, надвратное изображение представлено рунической эмблемой, что органично отсылает к северной концепции.
Здание характеризует элегантный приём структурной организации — имитированный фахверк над верхними этажами, применённый здесь в качестве чисто декоративного элемента. Угловой ризалит богато декорирован растительным орнаментом (сосновые ветви) с изображениями белок и клестов, как бы инкрустированных в сосновый декор. Симпатичная угловая башенка также отсылает здание к концепции национального романтизма.
С 1904 по 1911 год в доме на четвёртом этаже проживал основоположник латышской жанровой живописи Янис Розенталь со своей женой, финской оперной певицей . С ними проживал Рудольф Блауманис , одни из корифеев латышской драматургии. С 1977 года в здании находится музей-квартира, посвящённая этим людям.
Фасады отличают кричащие женские маскероны, стоячие скульптурные изображения женщин с открытыми ртами с выражением беспокойства и тревоги. Умиротворяющим контрастом на их фоне кажется маскерон бога солнца Аполлона , помещённый в композиционный центр здания. Птица Феникс , опустившая перья хвоста, изображения дев со скрещёнными под бюстом косами, козлиные черепа, геометрическая символика — всё указывает на танатологические и даже эсхатологические ощущения автора проекта. Во многом здание соотносится со стилевым приёмом, принятом в раннем рижском модерне — horror vacui , который после 1905 года быстро вышел из моды.
В начале 1920-х годов в здании разместился , в подвалах которого происходило дознание членов запрещённой в независимой Латвии Коммунистической партии . Известно, что в 1933 году из окна департамента выпадает молодой коммунист Фрицис Гайлис, в честь которого улица в советский период получает новое название.
В настоящее время в здании расположены два посольства — Бельгии и Ирландии , а также многочисленные офисные учреждения.