Август Фольц родился
7 марта
1851 года
в
Магдебурге
одиннадцатым ребёнком в семье сапожника
Иоганна Вольца и его жены Йоханн, урождённая Морин
.
Весной 1869 года он переехал в Берлин, где первоначально работал в мастерской скульптора, а с осени учился скульптуре в прусской Академия искусств под руководством Эдуарда Гольбейна, Карла Домшке, Фридриха Эггерса и Карла Гепперта. В 1870 году, во время
франко-прусской войны
, он попытался вступить в армию, но получил отказ, потому что был несовершеннолетним и уже было набрано достаточно добровольцев
. Окончил
Берлинскую академию художеств
.
Во время учёбы работал на разных семинарах. В октябре 1871 года прекратил учёбу в академии и начал работать полный рабочий день для фирмы Ende & Böckmann. От этой фирмы он приехал в
Ригу
осенью 1875 года из Магдебурга
для выполнения разового заказа — скульптурного оформления особняка купца Пфаба на
улице Суворовской, 12
.
Главный скульптор Риги
«Мне везло на хороших, талантливых людей. Когда его величество случай познакомил меня в Берлине с архитектором Энде, жизнь моя резко изменилась, — писал Фольц в своём дневнике. — Я вместе с ним занимался строительством и декором зданий. А в 1875 году по его совету поехал работать в Ригу. Надо было вылепить несколько фигур и орнаментов для дома немецких купцов»
.
Все скульптурные работы для дома Пфаба Фольц выполнил за год, прослыв весьма талантливым мастером. В Риге, только что начавшей превращаться в современный город, мастеров его уровня с профессиональным художественным образованием не было. А спрос был велик
.
2 января 1876 года
Фольц открыл собственную мастерскую
на улице Николаевской (ныне —
Кр. Валдемара
), 31, где изготавливались различные элементы для украшения фасадов, парадных и внутренних лестниц и интерьеров. Лепку статуй Фольц выполнял сам, а для подсобных работ взял несколько учеников.
В 1876 году Август Фольц женился на Марии Терм; у них было семь детей, трое из которых умерли до начала Первой мировой войны
.Задумав фонтан на площади у
Немецкого театра
, Фольц нашёл для главной фигуры красивую молодую натурщицу, разместив вокруг неё четырёх младенцев, играющих с дельфинами, в которых Фольц, считается, изобразил четырёх своих выживших детей, сделав фонтан одним из своих семейных портретов
. В 1909 году его первая жена Мария умерла, а в 1911 году он женился во второй раз на Ольге-Луизе Калнинг
, и у них родился сын
.
С началом
Август Фольц как подданный Германии был выслан в город
Цивильск
Казанской губернии, откуда вернулся в Ригу в 1918 году, когда пребывание иностранных граждан в России было нежелательным
.
Вторая мастерская скульптора была открыта на ул.
Гауяс
, 9. Её он завещал городу Риге
.
После смерти Августа жена продолжила дело скульптора, а в 1939
уехала в Германию
. Потомки живут в Германии.
В 1996 году на доме по
улице Кришьяня Вальдемара
, 31, где находилась его мастерская, была установлена мемориальная доска.
Реализованные проекты
Смерть троих детей и первой жены долго мучила Фольца. Тему несправедливости и противоестественности ранней смерти он вкладывал в оформление кладбищенских склепов и надгробий. Один из таких памятников белого мрамора на могиле рано умершей девушки скульптору особенно удался. В дневнике он оставил запись: «Пусть люди увидят это надгробие и поймут, как дорога нам должна быть каждая прожитая минута…» Работа получилась настолько удачной, что Фольц был награжден за неё золотой медалью
.
Скульптуры в Риге
Фольц был очень работоспособным мастером, весь центр Риги напоминает об этом, где сохранилось не менее 80 его произведений
. Архитектор
считает его не только плодовитым художником, но и успешным предпринимателем, руководителем производства, на котором в лучшие годы трудилось около 400 человек
. «Только первые скульптуры Август Фольц выполнил своими руками: в дальнейшем декоративную отделку зданий центра города изготавливали работники его мастерской. Таким образом Рига стала такой, какой мы ее знаем и любим сегодня», - отметил архитектор, сохранивший портал ворот мастерской Фольца на ул. Кр.Валдемара, 31
.
Фронтон, лестница и колонны
Художественного музея
. Аллегорическая группа над входом в музей представляет собой апофеоз духа, искусства и культуры: рядом с богиней Афиной расположились музы, а справа от них сидит бородатый Гефест с молотом (в этом образе Фольц изобразил себя, что вызывало предположения о его принадлежности к масонам, у которых молот был атрибутом магистра ложи и символизировал творческий ум, 1903-1905)
.
рельефы входа в здание бывшего дома взаимопомощи членов товарищества сельского хозяйства Видземской губернии (1911)
,
скульптурная группа «Кузнецы» на фронтоне дома на
ул. Хоспиталю
, 5 (1910)
,
Портал с двумя женскими головками на здании по ул. Кр. Валдемара, 31
: это портреты жены и дочери скульптора (1902)
. Портал был сохранён как ретроцитата при проектировании в 1978-1981 г. и строительстве в 1982 г. информационно-вычислительного центра
Латвглавэнерго
(архитекторы
, Анна Бике, Аусма Буйвите), что было редким явлением для советской архитектуры 1970-х годов
. На здании также была установлена мемориальная доска, напоминающая об Августе Фольце
.
декор фасадов зданий на ул. Базницас, 25 (1897), Кр. Валдемара, 20 (1907), Сколас, 25 (1898), Элизабетес, 3 (1899), Лачплеша, 36 (1900), Бривибас, 157 (1898), Гертрудес, 49 (1906), Стабу, 49 (1898), Кр. Барона, 11 (1901), А. Чака 28 (1903)
.
Отдельно стоящие скульптуры
скульптурная группа на фасаде бывшей
(ныне основная школа им. Я. Залитиса на бульв. Калпака, 8, 1883);
Атланты, поддерживающие земной шар, на крыше здания по
ул. Театра
, 9 (1903);
Фигура ремесленника на доме по
улице Матиса
, 21
. Для здания винного погреба торгового дома Louis Ludman & Co необходимо было изобразить винодела за своей работой. Так что Фольц здесь изобразил виночерпия в фартуке с тремя цинковыми кувшинами для вина, назвав статую — «Мужчина с кувшинами» (1904);