Interested Article - Поцелуй (картина Климта)

« Поцелуй » ( нем. Der Kuss ), первоначальное название « Влюблённые » ( нем. Liebespaar ), — картина австрийского художника Густава Климта . Написана в 1908—1909 годах, считается ключевым произведением « золотого периода » в творчестве художника. Выполненная золотом картина, следующая традициям византийской мозаики и иконописи, часто именуется «монументальной иконой» . «Поцелуй» — одно из самых популярных произведений Климта и живописи австрийского модерна благодаря активному репродуцированию.

Ещё под названием «Влюблённые» и в незаконченном виде картина впервые демонстрировалась на в 1908 году и сразу привлекла огромное внимание и вызвала восхищение её посетителей. Густав Климт был одним из организаторов выставки, на которой под его произведения был отведён отдельный зал № 22, прозванный Петером Альтенбергом «церковью современного искусства имени Густава Климта». «Поцелуй» на выставке выступал панданом к « Трём возрастам женщины ». Комиссия имперского министерства культуры и образования непосредственно во время выставки приняла единогласное решение о приобретении этого полотна Климта для недавно созданной в Нижнем Бельведере Современной галереи, ныне галереи Бельведер . Публицистка Берта Цукеркандль в газете Wiener Allgemeine Zeitung прокомментировала это решение: «Наконец-то было исправлено непостижимое упущение. Наконец-то ликвидирован почти невероятный факт, что Современная галерея Австрии не владела репрезентативным произведением величайшего мастера». Заоблачная цена в 25 тыс. крон , по некоторым предположениям, включала компенсацию за несправедливый для художника финал истории с « факультетскими картинами ». Приобрести «Поцелуй» для Пражской национальной галереи намеревалась и заседавшая 29 июня 1908 года на выставке художественная комиссия немецкой секции современной галереи Королевства Богемии . Доработка картины заняла у Климта целый год: «Поцелуй» поступил в фонд галереи 22 июня 1909 года. Климт переделал цветочную лужайку в левой нижней части полотна и орнамент на одеяниях, а также устранил анатомическую ошибку — удлинил голени стоящей на коленях женщины .

Картина написана на грунтованном цинковыми белилами холсте квадратного формата размером 180 х 180 см масляными красками . Художник также использовал золотую фольгу (область фигур персонажей); золотую краску ( эмульсию золотого порошка); серебро ; платину ; свинец ; сусальное золото ( медь ), покрытое глазурью (задний план). Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с цветом золота и использовал в своих произведениях настоящее листовое сусальное золото . Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» также, связана не в последнюю очередь с их ярко выраженной декоративностью, обусловленной в том числе широким применением этого материала.

Золото на картине «Поцелуй» является не просто материалом для оформления фона, оно играет главную роль в характеристике персонажей — золото использовано в оформлении их одежды. Климт такой подход мог позаимствовать у Фернана Кнопфа из его монохромной работы «Фимиам». Ещё больше золотые одежды в «Поцелуе» напоминают русские иконы в окладах из драгоценного металла, завораживающие напряжённым контрастом между написанными красками пластичными участками личного письма (открытых частей тела) и слегка рельефной, скупо украшенной цветными камнями металлической поверхностью .

Описание

На картине изображены слившиеся в объятии мужчина и женщина на краю усыпанного цветами луга над обрывом. Женщина стоит на коленях, её плечи подняты, левая рука прижимает к себе правую руку мужчины, а правой она обнимает его за шею. Откинутая назад голова рыжеволосой женщины в цветочном венке опирается на левую руку мужчины, её лицо обращено к зрителю. Черноволосый мужчина в венке из зелёного плюща нежно целует женщину в правую щёку, его правая ладонь бережно поддерживает её лицо. Его лица почти не видно , а его фигуру скрывает тяжело ниспадающее длинное золотое одеяние, и поэтому нельзя однозначно сказать, стоит ли он тоже на коленях или только наклонившись. Сияющие золотом одежды пары облекают её, словно кокон, и различить их тела можно только по узорам их одежд: цветочным, круглым и разноцветным — у женщины и прямоугольным, чёрно-белым — у мужчины. Лицевая сторона одеяния мужчины, которым он накрывает возлюбленную, декорирована чёрными и белыми прямоугольниками, его изнанка украшена спиралевидным узором, словно вторящим кольцу объятия. Головы и руки персонажей, написанные Климтом в другой манере , резко выделяются на фоне условно-плоскостного окружения. С правой стороны луг внезапно обрывается в пустоту, и стопы девушки, стоящей на коленях, повисают над ней . Над головами влюблённых ореолом сияет золотая арка на золотом звёздном небе. Коленопреклонённая пара расположена на полотне так, что почти упирается в верхний срез картины.

Цветочный луг, позволивший Климту отстранить протагонистов «Поцелуя» от реальности, уже был использован художником в «Подсолнухе», а также в « ». Утёс, на котором находятся влюблённые, Климт мог видеть на картине «Торговцы льдом» Карла Медица на выставке «Хагенбунда» в 1902 году. Утёс также может быть берегом озера у виллы «Олеандер» в Каммере на Аттерзе , и тогда сферический золотой фон — это гладкая поверхность Аттерзе утром или вечером .

Изображённое на картине имеет самые разнообразные интерпретации. Некоторые исследователи усматривают сексуальную символику не только в положении персонажей, но и в декоре картины. Американский историк искусства указывала, что взаимное влечение мужчины и женщины, грядущий апогей их страсти представлены в виде совмещения прямоугольных и округлых деталей орнамента . Американский психиатр , нейробиолог и биохимик Эрик Кандель , также отмечал, глубокую символичность работы венского художника, ставшей кульминацией увлечения Климта «двумерностью и орнаментированием», а стилизация позволила передать любовное желание героев. По мнению учёного, эротическая символика представлена на одежде запечатлённых фигур и на земле богато усыпанной цветами: «Прямоугольники на одежде мужчины, символизирующие сперматозоиды, сочетаются с символизирующими женскую плодовитость яйцевидными и цветочными узорами на платье. Эти два поля символов сливаются на золотой ткани» . В противоположной трактовке австрийских климтоведов из галереи Бельведер только на первый взгляд влюблённые на картине в эротических объятиях соединились в экстазе. Если присмотреться, в картине нет ни эротики, ни экстаза, на ней изображены два близких друг другу человека, знающих друг друга всю жизнь, а их объятья — это метафора доверия, заботы и симбиоза. Но такая любовь означает отречение. Климт демонстрирует эту мысль, изображая Эмилию сиреной. С сиренами, обольстительными и опасными существами, мужчина может выжить, если только будет им сопротивляться. Климт хорошо знает о необходимости и цене отречения. Эмилия была его возлюбленной недолго, но навсегда осталась в его жизни, став для него семьёй, а после смерти матери художника заменила её .

Сюжет в изобразительном искусстве и творчестве Климта

Эдвард Мунк . Поцелуй . 1892
Фердинанд Георг Вальдмюллер . Любовный сюрприз. 1858
Франц фон Штук . Поцелуй Сфинкса. 1895

До «Поцелуя» Климт, «дамский художник», уже не раз обращался к теме влюблённой целующейся пары. Ещё в 1895 году он написал картину для серии репродукций «Аллегории и эмблемы» венского издательства Gerlach & Schenk, задуманной в образовательных целях . Небольшое полотно исполнено в традиционной и приемлемой для широкой публики манере, прямо противоположной всему тому, что в скором времени станет основой творчества художника. Однако в эту идиллическую сцену, словно взятую из сентиментального романа, вторгаются тревожные предзнаменования — над влюблёнными витают странные призраки, а распустившиеся розы символизируют кратковременность всего сущего . В центре многострадальной факультетской «Философии» изображена крепко обнявшаяся пара, пытающаяся противостоять неизбежному течению жизни .

Климту был хорошо знаком популярный в последние десятилетия XIX века мотив целующейся пары в самых разных вариациях. Возможно, на монументальную икону «Поцелуй» художника вдохновили работы на эту тему Эдварда Мунка . Из австрийских художников Климт высоко ценил Фердинанда Георга Вальдмюллера , который обратился к теме поцелуя в 1858 году в картине «Любовный сюрприз». Через год знаменитую сцену с целующимися влюблёнными написал под влиянием Антонио Кановы романтик Франческо Айец . Работы французского скульптора Огюста Родена участвовали в первой выставке Венского сецессиона в 1898 году. В «Поцелуе» ощущается влияние скульптурной группы с кентавром и обращённой к нему молодой женщины у левого пилястра роденовских «Врат ада». Возможно, Климта также вдохновили «Вечный идол» (1884) и «Вечная весна» (1889). Последнюю скульптурную пару Роден не раз повторит позднее, в том числе в 1888—1889 годах в полный рост из белого каррарского мрамора под первоначальным названием « Франческа да Римини », а затем «Поцелуй». Влюблённые у Родена изображены в динамичном движении друг к другу в момент перед первым поцелуем, когда их руки и тела уже коснулись, а губы — ещё нет. Возможно, что Климт позаимствовал поцелуй Франчески с Паоло Малатестой без касания губ у Энгра . Вероятно благодаря работам Родена Климт пришёл к собственному решению о идеализированной «вечной» любви. Как Роден в большей части своих творений видел себя в образе влюблённого мужчины, так и Климт ставит себе задачу изобразить самого себя в мужском образе, но при этом с почти скрытым лицом, как в сценах «Объятия» в «Бетховенском фризе» и «Упоение» во фризе Стокле . Моделью для женского образа у Родена была Камилла Клодель , Климт придал влюблённой на своей картине черты Эмилии Флёге. удалось на основе эскиза из альбома Климта 1917 года однозначно доказать, что Климт в картине «Поцелуй» увековечил самого себя вместе со своей музой, которую он анонимизировал, изменив цвет волос . Поскольку характер отношений между Климтом и Флёге однозначно так и не определён, представляется важным уточнить, что Климт избрал темой этой картины не поцелуй, как у Родена или Мунка, он выносит на первый план не эротический аспект, экстаз и страсть, а нежные объятия в качестве метафоры желанных переживаний. Влюблённые полностью одеты, Климт облачён в свой привычный просторный рабочий халат до пят, который он обычно носил на Аттерзе , но стилизованный и украшенный «мужским» прямоугольным орнаментом. Только широкий вырез, открывающий мускулистую шею художника, и выделяющийся на золотом фоне силуэт мужского тела позволяют распознать этот предмет одежды как таковой. Платье Эмилии, предпочитавшей на отдыхе , на картине плотно прилегает к телу и украшено волнистыми линиями, овальными элементами и цветами .

Для раскрытия темы отношений полов в творчестве Климта немаловажное значение имеют литературные источники. В «Поцелуе» Климт прорабатывает хотя и на дальнем плане мотив « Лорелей » Генриха Гейне , который рассматривается как архетипический в теме борьбы полов, постулируемой преимущественно с мужской стороны. В частности, Гейне вдохновил французского художника Гюстава Моро на создание картины «Эдип и Сфинкс», которая была безусловно знакома Климту. Мраморный сфинкс, одновременно пугающее и привлекательное существо с телом и когтями льва, но с женской головой и грудью, превращается в женщину, которая заставляет Эдипа поцеловать себя. Поцелуй действует на Сфинкса как афродизиак , его чувства просыпаются, и в дикой страсти он бросается на молодого человека и разрывает его тело своими когтями, а Эдип испытывает при этом «болезненное удовольствие» или «сладкую пытку». Немецкий скульптор Кристиан Беренс также создал произведение на тему судьбоносной встречи Эдипа и Сфинкса по Гейне, даже с цитатой из третьего издания сборника «Книга песен». Высоко ценимый Климтом Франц фон Штук запечатлел в своей работе «Поцелуй Сфинкса» скандальный для своего времени момент половых отношений .

Австрийский экспрессионист Эгон Шиле в ранний период творчества, ещё до того, как выработал свой индивидуальный стиль, находился под сильным влиянием манеры Климта, но постепенно сумел освободиться от неё. В 1912 году Шиле написал сатирическую картину « Кардинал и монахиня » («Ласка»), пародирующую произведение своего старшего коллеги . Незаметное с первого взгляда сходство обнаруживается у «Поцелуя» с картиной Фредерика Лейтона «Рыбак и сирена: Из баллады Гёте». В этом небольшом по размеру и нетипичном для него эротичном произведении Лейтон обращается не к мифу о сиренах из двенадцатой песни «Одиссеи» Гомера, а к лирической сказке Гёте «Рыбак». В чопорной Англии Лейтон таким названием пытается обойти жёсткую критику. На картине сирена крепко обнимает и прижимает к себе полностью находящегося в её власти смуглого юношу, соскальзывая в несущую смерть воду. В картине привлекает внимание обращённость друг к другу двух лиц и выбранный художником напряжённый момент непосредственно перед желанным и обольстительным и решающим судьбу рыбака поцелуем .

В культуре

Скульптурная репродукция «Поцелуя» на Фальяс в Валенсии . 2016
Живая картина «Поцелуй» в исполнении танцовщиков Венской государственной оперы Марии Яковлевой и Кирилла Курлаева в новогоднем концерте Венского филармонического оркестра . 2012

Картина «Поцелуй» в постмодернистскую эпоху стала стилизованным символом любви, и этот символ активно используется для привлечения потребителей. Необычный яркий сюжет картины выхолащивается до любовного символа, вытесняя глубокую идею произведения. Репродукции климтовского «Поцелуя» разного качества можно встретить по всему миру как в элегантных интерьерах гостиных среднего класса, так и над кроватями в студенческих общежитиях . Картина «Поцелуй» увековечена в тысячах копий, и не только на репродукциях, но и предметах быта: кофейных чашках, очечниках, галстуках и сумках , карандашах, блокнотах, зонтах, футболках и шейных платках и даже попонах для собак . Образы с картины «Поцелуй» украшают товары, не имеющие отношения ни к самому художнику, ни к его творчеству. Товар с «Поцелуем» приобретают из утилитарного желания получить удовольствие от диковинной вещицы . По мнению А. Вайдингера, популярность и массовость репродукций произведений Климта и в частности «Поцелуя» также объясняется использованным в них золотом: люди любят золото, их привлекает его вид, а в работах Климта чувствуется, что художник хотел создать нечто драгоценное .

Не в последнюю очередь благодаря «Поцелую» художник превратился в торговую марку, но ассортимент такой сувенирной продукции «с Климтом» скатывается в китч . Об опасном заразном поветрии бездушного копирования Климта — «климтизации» — предупреждал ещё при жизни художника искусствовед Людвиг Хевеши . В 2012 году Музей города Вены проводил в социальных сетях акцию, обличавшую самые ужасные образцы климтомании . Беспощадный маркетинг творчества Климта, по мнению климтоведа Отмара Рихлика, свидетельствует о том, что предмодерн стал отвечать самым усреднённым вкусам: на стене, где раньше над диваном висел гобелен с трубящими оленями, теперь висит постер с «Поцелуем», « Маковым полем » или « Данаей » Климта .

В День святого Валентина Бельведер предлагает влюблённым парам специальные входные билеты, включающие бокал шампанского и возможность поцеловаться на фоне картины, и разыгрывает свадебный пакет с государственной регистрацией брака в Бельведере или венчанием в часовне при нём .

В 2003 году Австрийский монетный двор выпустил золотую монету достоинством 100 евро в серии «Художественные сокровища Австрии» с фрагментом «Поцелуя» на аверсе и портретом Климта — на реверсе .

В 2005 году британская писательница Элизабет Хикей опубликовала роман «Нарисованный поцелуй», посвященный жизни Эмилии Флёге и её отношениям с Климтом .

В 2012 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения Густава Климта, для традиционного новогоднего концерта Венского филармонического оркестра под управлением латышского дирижёра Мариса Янсонса и в постановке итальянского хореографа была подготовлена запись балетного представления с па-де-де «Поцелуй» в залах Верхнего Бельведера с участием танцовщиков Венской государственной оперы .

На Елагином острове в Санкт-Петербурге установлена скульптура «Поцелуй», выполненная А. М. Таратыновым в 2015 году в рамках проекта «Ораниенбаумский эксперимент, или Спор искусств» по одноимённой картине Г. Климта .

В 2016 году в рамках проекта ЕС по обеспечению доступа в музеи людей с ограниченными возможностями по зрению на основе 3D-технологий для слепых и слабовидящих посетителей Бельведера была подготовлена и установлена тактильная картина — рельеф картины «Поцелуй» Г. Климта .

В феврале 2022 года Галерея Бельведер приступила к продаже NFT «Поцелуя», в первый день было продано 1730 из 10 тысяч токенов на сумму свыше 3,2 млн евро. Общая ожидаемая прибыль галереи ожидается в 18,5 млн евро .

Комментарии

  1. После 1900 года Климт не писал мужских лиц .
  2. Климт использует приём сочетания двух разнонаправленных стилей: предельно реалистичного изображения (головы, руки) и уплощённой богато декорированной поверхности, что позволяет ему расширить границы художественного высказывания. Активный противник натурализма в искусстве (в его бидермейерском изводе, укоренившемся в австрийской живописи с первой трети и до конца XIX века), Климт тем не менее умело применял его достижения, но уже в собственном преломлении. Игра на контрасте, конфликт между золотой мечтой и грубой реальностью, создающий драматическое напряжение, появляется в его работах, предшествующих «золотому периоду» — « Юдифь I », « Бетховенский фриз », «Факультетские картины» .

Примечания

  1. (англ.) — 2013.
  2. от 5 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  3. , S. 21—25.
  4. , с. 41.
  5. , с. 195.
  6. , S. 66—67.
  7. , Frauendarstellungen, S. 296.
  8. , с. 129—138.
  9. Дзуффи С. Большой атлас живописи. — М. : Олма-Пресс, 2002. — С. 296—297. — ISBN 5-224-03922-3 .
  10. , S. 59—64.
  11. , p. 25.
  12. , Женская сексуальность и модерн, с. 128—154.
  13. , S. 44—46.
  14. , p. 227.
  15. , с. 17.
  16. , S. 31—44.
  17. , S. 44.
  18. , S. 51—55.
  19. , Эротика, агрессия и страх в искусстве, с. 186—204.
  20. , S. 69.
  21. , p. 7.
  22. , p. 8.
  23. от 24 мая 2021 на Wayback Machine (нем.)
  24. (нем.)
  25. . Дата обращения: 29 ноября 2020. 11 декабря 2020 года.
  26. от 29 октября 2020 на Wayback Machine (англ.)
  27. (англ.)
  28. (нем.)
  29. (нем.)
  30. от 28 октября 2020 на Wayback Machine (нем.)
  31. от 31 октября 2020 на Wayback Machine (англ.)
  32. от 28 октября 2020 на Wayback Machine (нем.)
  33. от 29 октября 2020 на Wayback Machine (нем.)
  34. (нем.)
  35. от 18 сентября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  36. от 8 сентября 2022 на Wayback Machine (нем.)

Литература

  • Кандел Э. Век самопознания. Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней / Пер. с англ. П. Петрова. — М. : АСТ , 2016. — 720 с. — ISBN 978-5-17-085501-8 .
  • Колесникович Н. Густав Климт. — М. : Эксмо , 2015. — 96 с. — (Художник в 100 картинах). — ISBN 978-5-699-75704-6 .
  • Светлов И. Климт как стилист и натуралист в „героический“ период Венского Сецессиона // Мир искусств: Альманах. Вып. 5. — СПб. : Алетейя, 2004. — С. 127—138.
  • Токарев Г. 50 картин, изменившие искусство. — М. : Эксмо, 2012. — 224 с. — ISBN 978-5-699-54846-0 .
  • Харрис, Натаниэл. Климт. — М. : СПИКА, 1995.
  • Wendy Beckett, Patricia Wright. . — London: Dorling Kindersley Limited, 1999. — С. . — 512 с. — ISBN 0-7894-4603-0 .
  • Comini, Alessandra. (англ.) . — New York: George Braziller, 1975. — 80 p. — ISBN 978-0807608067 .
  • Klimt persönlich: Bilder — Briefe — Einblicke: [anlässlich der Jubiläumsausstellung zum 150. Geburtstag von Gustav Klimt: Klimt Persönlich. Bilder — Briefe — Einblicke, 24.4.2012 — 27.8.2012 im Leopold-Museum, Wien] / hrsg. von , Franz Smola u. . — Wien: Ch. Brandstätter, 2012. — 431 S. — ISBN 978-3-85033-628-4 .
  • Bisanz H. The compositional Concept of the Kiss — Gustav Klimt and Edvard Munch // Klimt’s women: Catalogue: Published to accompany the Millennium exhibition «Klimt und die Frauen», 231st temporary exhibition of the Osterreichische Galerie Belvedere, Vienna, from 20 September 2000 to 7 January 2001. — 2001.
  • Gottfried Fliedl. The Kiss // / English translation: Hugh Beyer. — Köln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 1998. — P. —119. — 240 p. — ISBN 3-8228-7213X .
  • . Gustav Klimt. Zeichnungen und Gemälde. — Köln: Taschen, 2019. — 663 S. — ISBN 978-3-8365-6287-4 .
  • Agnes Husslein-Arco (Hg.). Gustav Klimt. Der Kuss / Mit einem Text von Stefanie Penck und Alfred Weidinger . — Jovis Verlag GmbH, 2013. — 125 S. — ISBN 978-3-86859-309-9 .

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Поцелуй (картина Климта)