Interested Article - Кочари (азербайджанский танец)

Кочари́ ( азерб. köçəri ) — азербайджанский танец , один из видов танца яллы . В 2018 году яллы (кочари, тензэрэ ), традиционные групповые танцы Нахчывана были включены ЮНЕСКО от Азербайджана в список объектов , нуждающихся в срочной охране . Танец распространён по всей территории Нахичеванской Автономной Республики .

Этимология

Как отмечает фольклорист Апош Велиев, название танца свидетельствует о том, что его создали кочевники . Проводя этимологический анализ названия танца на основе словарей различных народностей, живущих на территории Нахичеванской Автономной Республики и по соседству с ней, а также народов, входящих в общую языковую семью, искусствовед Агида Алекперова, пишет, что в своём генезисе Кочари представляет собой явление старинной тюркской, скотоводческой культуры, бытующее в Азербайджане как пляска пастухов .

Исполнение

Cостоящий из медленных и быстрых частей танец Кочари, согласно фольклористу Апошу Велиеву, имеет три варианта. Мужчины или женщины выстраиваются в линию двумя группами или через одного. Предводитель танца («яллыбаши») держит в своей руке трость, который является лишь характерным элементом танца .

Наряду с танцем «Тензэрэ», «Кочари» также является одним из самых популярных и повсеместно исполняемых видов яллы . Как отмечает искусствовед (азерб.) , танец представляет собой бессюжетный вид яллы, исполняющийся в основном на свадьбах и народных празднествах. Мелодия танца, согласно Алекперой, очень яркая и легко запоминающаяся, а хореография танца вбирает в себя почти все наиболее употребительные и канонизировавшиеся плясовые фигуры яллы . Музыковед (азерб.) , в свою очередь, причисляет танец «Кочари» к сюжетным яллы, хореографическое строение и манера исполнения которых воспроизводит определённый сюжет .

В «Кочари», по словам Алекперовой, отражены элементы скотоводческих игр. Мужчины становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу, совершая пи этом повороты попеременно вправо и влево с одновременным выпадным шагом вперёд. Одновременно с этим ноги пригибаются в коленях, а голова опускается вперёд. Таким образом, поза танцоров воспринимается как имитация бодания. Сохранившееся в хореографии танца воспроизведение жестов и повадок животных, которое характерно для тотемного сознания и сохранилось в виде реликта, свидетельствует, согласно Алекперовой, об архаичности хореографических элементов искусства яллы .

Танец «Кочари», в отличие от танца «Тэнзэрэ», является хореографически более сложным и эмоционально более насыщенным и ярким танцем. Он никогда не исполняется в начале празднества, так как является эмоциональной кульминацией и виртуозным украшением праздника .

Нотные записи

В 1965 году музыковед (азерб.) опубликовал 25 образцов яллы в первой тетради сборника «Азербайджанские народные танцевальные мелодии». Эти образцы, среди которых был и яллы «Кочари», были собраны в Ордубадском , Шарурском и Шахбузском районах Нахичеванской Автономной Республики .

В 1990-х гг. музыковед Агида Алекперова, собиравшая и переложившая на ноты 22 образца танца яллы, распространенных на территории Нахичеванского региона, переложила на ноты также 10 вариантов танца «Кочари» .

В репертуаре танцевальных коллективов

Танец, наряду с другими видами яллы («Эл хавасы» , «Шарур» , «Дорд аягы» , «Нахичеван яллысы», « Газы-газы », « Тэнзэрэ ») исполнялся танцевальной группой «Яллы» из Ильичевского района , которая собирала все забытые песни и танцы «яллы», чтобы возродить их, и которым руководила народная артистка Азербайджанской ССР Амина Дильбази . Также танец исполнялся ансамблем «Шарур», являвшегося одним из ведущих самостоятельных коллективов Нахичеванской Автономной Республики, который был популярен не только в Азербайджане , но и в других странах, выступал на фестивалях в Германии, Венгрии .

15 августа 2008 года на 7-м международном детском фестивале «Изменим мир к лучшему» «яллы кочари» был исполнен коллективом «Азербайджанские жемчужины» .

В культуре

Упоминается в стихах известной азербайджанской поэтессы Соны Велиевой «Бир хавасыз хава чалын» :

«Köçəri» çal, köçən mənəm,
Yurd yerindən pərən-pərən.
Çal, gora gedən qız mənəm,
Özüm oynayım, oynayım.

Сыграй кочари, кочую я,
Из родных краёв на все четыре стороны.
Играй, в мир иной ухожу я,
Сама станцую, сама станцую.

[ источник не указан 1157 дней ]

Ссылки

  • Elnara Dadashova. // Harmony. (англ.)

Видеоссылки

  • исполнения танца.
  • исполнения танца.

Примечания

  1. , с. 25.
  2. от 24 марта 2022 на Wayback Machine (англ.)

    I find it difficult to imagine someone without a predisposition to read about such matters as Azerbaijani folk dance («One type of yally has various forms known as kochari , uchayag, tello, and galadangalaya; another type is a dance mixed with games called gazy-gazy, zopy-zopy, and chopu-chopu») browsing profitably through Oxford’s many hundreds of pages of such information.

  3. (англ.) . ich.unesco.org. Дата обращения: 5 декабря 2018. 29 мая 2019 года.
  4. , с. 4.
  5. Vəliyev A. (азерб.) // Kaspi. — 2015. — 17 sentyabr. — S. 13 . 3 марта 2022 года.
  6. , с. 17.
  7. , с. 16.
  8. , с. 8.
  9. , с. 17-18.
  10. Nəbiyeva F. “Tənzərə” yallı rəqsinin variantlarında spesifik cəhətlər (азерб.) // Konservatoriya. — 2020. — No 1-2 (47) . — S. 92 .
  11. Əsgərov A. (азерб.) // Musiqi dünyası. — 2018. — No 1/74 . — S. 35-38 . 16 ноября 2020 года.
  12. , с. 90: «Танцевальная группа «Яллы» Ильичевского района побывала в 1972 г. в ГДР и участвовала в международном фестивале. В группе 12 чел. (6 девушек и 6 юношей). «Яллы» название одного из древних танцев Азербайджана. Задача группы состоит в том, чтобы собрать все забытые песни и танцы «яллы» и возродить их, сделать достоянием народа, так как многие из этих многочисленных танцев забыты. Старание группы увенчалось успехом — они уже подготовили «Эл хавасы» , «Шарур» , «Дорд аягы» , «Нахичеван яллысы», «Газы-газы», «Кочари», «Тэнзэрэ» и другие танцы. Танцевальной группой (ансамблем) руководит народная артистка Азербайджанской ССР Амина Дильбази.».
  13. , с. 92: «Один из ведущих самостоятельных коллективов Нахичеванской автономной республики является «Шарур». В составе его 40 влюбленных в танцы девушек и юношей. Благодаря их неиссякаемому поиску и стараниям, старинные почти забытые танцы вновь обретают жизнь на сцене. Среди них «Тэнзэрэ», «Телло», «Лоло», «Кочари», «Халиф» и целый ряд других. Ансамбль популярен далеко за пределами республики, ему аплодировали в Баку, Ташкенте и других городах. Он участник и дипломат Всемирного фестиваля этнографических танцев в Берлине, лауреат Всесоюзного конкурса самодеятельных народных ансамблей, выступал по Центральному телевидению, был участником Дней литературы и искусства Нахичеванской АССР в Баку. В июле 1980 г. «Шарур» в составе делегаций нашей республики ездил показывать свое искусство в Венгрию, за что удостоился Почетной грамоты представительства Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и Дома советской науки и культуры в Будапеште.».
  14. от 5 ноября 2012 на Wayback Machine (азерб.)

    Был проведён фестиваль «Изменим мир к лучшему»: на фестивали были исполнены «Карабахские мотивы» и «яллы Кочари» (участие на 7-м международном детском фестивале коллектива танца и песен «Азербайджанские жемчужины»)

  15. Həsənəli Eyvazlı. (азерб.) // Səs : газета. — 22 октября 2011. — S. 6-7 . 13 сентября 2019 года.

Литература

  • (азерб.) . Азербайджанские народные танцевальные мелодии. — Б. : Азербайджанское государственное издательство, 1965. — Т. I. — 42 с. (азерб.)
  • Зейналов И. А. Некоторые вопросы духовной культуры населения Нахичеванской АССР // Известия Академии Наук Азербайджанской ССР. — 1981. — № 4 .
  • (азерб.) . Хороводные танцы «яллы» Нахичеванской зоны. — Б. , 1994. — 24 с.
Источник —

Same as Кочари (азербайджанский танец)