Симфония № 1 (Рахманинов)
- 1 year ago
- 0
- 0
Шесть музыкальных моментов ( фр. Six moments musicaux ) Op. 16 — цикл фортепианных пьес Сергея Рахманинова , написанный в 1896 году. Посвящён композитору Александру Затаевичу . Название цикла отсылает к одноимённому сочинению Франца Шуберта .
1. Andantino
си-бемоль минор
2. Allegretto
ми-бемоль минор
3. Andante cantabile
си минор
4. Presto
ми минор
5. Adagio sostenuto
ре-бемоль мажор
6. Maestoso
до мажор
Примерная продолжительность звучания 30 минут.
Все шесть пьес были написаны Рахманиновым в октябре-декабре 1896 года. В письме от 7 декабря 1896 года к А. Затаевичу, которому цикл в итоге был посвящён, композитор объяснил необходимость спешной работы «денежными потребностями» , — впрочем, есть мнение, что склонность к подобным объяснениям проистекала у Рахманинова в этом и подобных случаях из желания десакрализовать творческий процесс . При этом отчасти использовался более ранний материал: в основу Четвёртого музыкального момента была положена фуга ре минор , сочинённая Рахманиновым в 1891 г. в бытность студентом Московской консерватории по заданию преподававшего контрапункт Антона Аренского . Из рукописей композитора видно также, что он предусматривал возможность исполнения всех шести пьес на фортепиано в четыре руки, а для нечётных пьес — с добавлением скрипки и/или виолончели .
В 1897 г. цикл был опубликован музыкальным издательством Петра Юргенсона .
Цикл Рахманинова входил в репертуар многих выдающихся пианистов. Существуют записи цикла в исполнении Лазаря Бермана , Иво Погорелича (концертная запись), Идиль Бирет , Джона Лилла , Лилии Зильберштейн , Николая Луганского . Ряд исполнителей играет пьесы цикла порознь.
Шесть музыкальных моментов считаются предвестником зрелого творчества Рахманинова, которое развернулось уже в новом столетии. Ю. В. Келдыш особенно отмечает быстрые разделы цикла, в которых «безостановочное стремительное движение широко разливающихся по клавиатуре пассажей, короткие, ритмически активные фразы восклицательного характера, звучащие на их фоне, непрерывные приливы и отливы динамики создают впечатление неудержимо рвущейся наружу раскрепощённой энергии» .