Шанти
(
англ.
sea shanty
, также
chantey
, от
фр.
chanter
— «петь») — поджанр
английской музыки
,
песни
, которые пели британские моряки. Были распространены до XX века, в настоящее время сохраняются собирателями и любителями
фольклорной
музыки.
Содержание
Характеристика
Во времена парусного судоходства шанти имели практическую ценность — их ритм помогал морякам синхронизировать темп своей совместной работы. Также они несли психологическую пользу — расслабляли и разгоняли скуку тяжёлой работы. Посредством шанти команда также могла иносказательно высказать своё мнение о ситуации, не дав повода к наказанию от начальства.
Большинство шанти построено по принципу народных песен «вопрос-ответ»: один человек-запевала («шантимен») поёт строку, а хор моряков подхватывает (например, как в песне «Boney»):
Шантимен:
Boney was a warrior,
Хор:
Way, hey, ya!
Шантимен:
A warrior and a terrier,
Хор:
Jean-François!
Что в подстрочном переводе может звучать так:
Шантимен:
Бони был воином,
Хор:
Тпру! эй, ты!
Шантимен:
Воякой и солдатом,
Хор:
Жан-Франсуа!
На строку припева обычно приходился рывок или толчок.
С музыкальной точки зрения, судя по всему, шанти питались из множества источников. Например, знаменитая «
Испанские леди
» — типичная испанская
гальярда
(которые были популярны около 1600 года), а песни наподобие «Fire Maringo» похожи на западно-африканские рабочие песни; другие мелодии адаптируют обычные народные песни, а с XIX века — польки и вальсы. С точки зрения содержательной части стихи шанти, подобно
блюзам
, демонстрируют последовательность набора строк без какой-то явной, сквозной темы. «
John Brown’s Body
» — адаптированная военная песня.
Поскольку на определённые слова песни приходилось ударение (то есть рывок), со временем сформировались традиции петь шанти определённого ритма. Возникли шанти для поднятия якоря или травления канатов, и т. д.
Long-haul shanties
(также «halyard» — поднимать паруса или «long-drag shanties», «длинного рывка»): поются, когда работа длится долгое время, например, по спуску или подъёму парусов. Обычно имеют удвоение припева, подобно — «Way, hey, Blow the man down!». Когда кто-то забирался на мачту, чтобы освободить паруса, в это время на палубе команда удерживала фал. Во время куплета команда отдыхала, а во время припева начинала тянуть — от одного до трёх рывков на припев, в зависимости от веса паруса. (Примеры песен: «Hanging Johnny», «
»).
Short-drag shanties
(также
«short-haul»
или
«sheet»
, «короткого рывка»): поются, когда работа займет мало времени, но потребует большого приложения силы. Обычно имеют одно сильное ударение в конце каждого припева, вроде — «Way, haul away, haul away Joe!». (Примеры песен: «Boney», «Haul on the Bowline»).
Capstan shanties
(от названия
кабестана
): поются при поднятии якоря с использованием кабестана, когда якорная цепь или веревка наматываются на барабан кабестана. Обычно эти песни более спокойны, чем другие типы шанти, так как тут не требуется всплесков напряжения, а необходимо только равномерное приложение силы. Они могут иметь длинный припев, в отличие от вариантов «вопрос-ответ» в других типах, ровный четкий ритм и повествовательный текст, потому что поднятие якоря могло длиться довольно долго. Ударения на слова совпадали с шагами по палубе. (Примеры песен: «
», «Paddy Lay Back», «Rio Grande», «
», «John Brown’s Body»).
Stamp-'n'-Go shanties:
использовались только на кораблях с большой командой, где, чтобы протащить линь, использовалось большое количество людей. Матросы тащили канат, маршируя; кроме того, канаты тащились не только по прямой, но и «завязывая» петлю — когда одна группа матросов сворачивает и протаскивает конец каната под его серединой. У таких шанти тоже длинные припевы, подобно «кабестановым». (Примеры песен: «
Drunken Sailor
», «Roll the Old Chariot»
Pumping shanties
(от «
помпы
»): пелись во время откачки помпой воды из подтекающего корабля, а также при использовании брашпиля для подъёма якоря («брашпильные шанти»). Также могли использоваться при работе с кабестаном, кроме того, после изобретения даунтоновской помпы с другим типом движения «кабестановские шанти» стали удобными при работе с помпой. (Примеры песен: «Strike The Bell», «Shallow Brown», «
», «Lowlands»).
Fo’c’s’le (Forecastle) songs, (Fo’castle Shanty, Forebitters
— от «носа» корабля, «церемониальные шанти» или «баковые песни»): песни, которые использовались не при работе, а для развлечения, когда матросы в хорошую погоду собирались на носу, около бака. Церемониальные песни пелись на праздниках, например, при пересечении экватора. (Примеры песен: «
Spanish Ladies
», «
Rolling Down to Old Maui
»)
Menhaden shanties
(от «menhaden» —
сельдь
): рабочие песни, которые использовались на рыболовецких лодках. (Примеры песен: «The Johnson Girls», «Won’t You Help Me to Raise 'Em Boys»).
Современные исполнители
Входят в репертуар современных фолк-групп, в частности, ирландской «
The Dubliners
», шотландской «
Silly Wizard
», канадско-ирландской «
The Irish Rovers
», французской шанти-группы
(фр.)
(
и других.