Interested Article - Музыка коренных народов Австралии
- 2020-04-16
- 1
Музыка коренных народов Австралии включает музыку австралийских аборигенов и аборигенов островов Торресова пролива , это понятие объединяет множество разнообразных стилей традиционной музыки коренных австралийцев, а также целый ряд современных музыкальных стилей в интерпретации и исполнении коренных австралийских музыкантов. Музыка является неотъемлемой частью социальных , культурных и церемониальных обрядов этих народов на протяжении всей их почти тысячелетней истории. В разных регионах Австралии различаются манера исполнения и музыкальные инструменты , однако есть общие элементы музыкальной традиции. Эти элементы присущи традиционной музыке как австралийских аборигенов, так и аборигенов островов Торресова пролива, почему музыку последних и включают в общее понятие.
В дополнение к этим местным традициям и музыкальному наследию, начиная с европейской колонизации Австралии XVIII-го века, коренные австралийские музыканты начали перенимать и интерпретировать многие западные музыкальные стили, часто в сочетании с традиционными инструментами и манерой исполнения. Кроме того, некоренные (в том числе и западные) исполнители начали использовать элементы австралийской этнической музыки в сочетании с другими стилями.
Традиционные музыкальные инструменты
Диджериду
Диджериду — музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии . Один из старейших духовых инструментов в мире. Археологические исследования наскальной живописи в Северной территории позволяют предположить, что жители региона Какаду играли на инструменте 15000 лет назад.
Он представляет собой длинную трубку без отверстий для пальцев. Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами , однако в настоящее время используют также ПВХ . Мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском . Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени .
При игре используется техника непрерывного дыхания (циркулярного дыхания). Традиционно на диджериду играют только мужчины, и, как правило, игра на диджериду сопровождает церемониальное пение (например, ритуалы ) и способствует вхождению в транс . Гораздо реже диджериду используется как сольный инструмент.
Диджериду теснейшим образом вплетён в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи . Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон», или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра . Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и отчасти орган .
Хотя инструмент не получил широкого распространения по всей стране и обычно использовался в северных регионах, сегодня диджериду считается национальным музыкальным инструментом коренных австралийцев и известен по всему миру. Известные музыканты, играющие на диджериду: , , , , , .
Билма
Билма ( англ. Clapstick ), или трещотки, — традиционный музыкальный ударный инструмент аборигенов Австралии . Хлопушки во многом схожи с клаве , являясь своего рода видом барабанных палочек . Однако, в отличие от барабанных палочек, которые обычно используются для ударов в барабан, хлопушки предназначены для ударов одной палочки о другую.
Хлопушки представляют собой две деревянные палочки одной длины и традиционно сопровождают игру на диджериду для поддержания ритма .
На языке австралийских аборигенов полуострова Арнем-Ленд хлопушки называются bimli . Существует также множество названий инструмента на других языках австралийских аборигенов, которые, как правило, при дословном переводе означают «палочки» или «музыкальные палочки».
Гуделка
Этот инструмент, по-английски называемый англ. bullroarer , а у например, племени в Центральной Австралии — чуринга (яз. арунта tjurunga , англ. churinga ), представляет собой деревянную дощечку, которую вращают за продетый в отверстие на её конце шнурок, и в результате этого издающую характерный гудящий или жужжащий звук. Гуделка прежде всего используется в религиозных обрядах, так как согласно мифам, в гуделках обитали души предков . Чуринги племени арунта тщательно хранились и оберегались.
Носовая флейта
Имеет хождение в Северной Австралии, скорее всего, заимствована из Новой Гвинеи .
Традиционные формы
Банггул
Банггул ( англ. Bunggul ) — стиль музыки, который возник на территории побережья реки Манн ( Новый Южный Уэльс ). Характеризуется насыщенными текстами, зачастую это описания эпических путешествий, и повторами. Могут исполняться без музыкального сопровождения или под прерывающийся аккомпанемент.
Вэнггаул
Вэнгга ( англ. Wangga ) — стиль музыки, который возник на территории побережья рек Саут и Ист-Аллигейтор ( Арнем-Ленд ). Музыка начинается на чрезвычайно высокой ноте под аккомпанемент ударных (хлопушки), а затем резко переход на низкие тона. Через небольшой промежуток времени мелодия снова переходит на высокие тона и так далее. Исполняется на диджериду . Как правило, в этой музыке выражаются темы, связанные со смертью и возрождением.
Кун-боррк
Стиль музыки кун-боррк ( англ. Kun-borrk ), возникший на территории побережья рек Манн и Аделаида , характеризуется использованием полноценных слов, поющихся под аккомпанемент диджериду и хлопушек (в отличие от большинства других стилей австралийской этнической музыки, где используется слоговое пение).
Линии песен
«Линии песен» ( англ. Songlines ) или «следы сновидений» ( англ. Dreaming tracks ) в анимистичной системе верований австралийских аборигенов представляют собой пути по всей земле (а иногда и небу ), которые обозначают маршруты путешествий во время сна местных духов или богов. Эти представления получили отображение в традиционной музыке, танце , фольклоре и живописи .
В музыке «линии песен» представлены в виде определённых песен, которые описывают различные конкретные маршруты, по которым вслед за богами и духами перемещаются австралийские аборигены. Знающий человек может перемещаться по континенту, повторяя слова песни, в которой описываются определённые географические ориентиры. Коренные народы, часто путешествующие по пустыням Австралии, могли перемещаться на огромные расстояния, исполняя эти песни в нужной последовательности. В Австралии существует обширная система «линий песен» разных народов, охватывающая огромные территории.
Описательную функцию выполняют не только слова песни, но и сама музыка. Ритм является главным элементом, позволяющим понимать «линии песен». Благодаря общности музыкальных элементов эти песни оказываются универсальными для племён, говорящих на разных языках.
См. также Линии лей .
Плач о смерти
Плач о смерти ( англ. Death Wail ) — это тесно связанная с ритуалом и обрядом похоронная песня, исполняемая вскоре после смерти одного из членов племени. Этот стиль музыки широко распространён среди племён центральной и северной Австралии, а также аборигенов островов Торресова пролива.
Племенные песни
У племён разных регионов Австралии этот стиль музыки называется по-особому: emeba ( Грут-Айленд ), fjatpangarri ( ), manikay ( Арнем-Ленд ). Это песни об истории племени или отдельного рода. Из всех стилей австралийской этнической музыки племенные песни наиболее подвержены изменениям и обновлениям и всегда остаются актуальными для австралийских аборигенов на протяжении их длительной истории.
См. также .
Современные тенденции
Современная музыка коренных австралийцев продолжает ранние традиции в слиянии с современными стилями музыки, такими как рок-музыка и кантри . Продолжают использоваться и традиционные музыкальные элементы в контексте новых стилей. Например, музыкант получил мировое признание как исполнитель песен на английском языке и языке народа .
Музыка кантри стала особенно популярна среди австралийских аборигенов. Первыми из коренных австралийцев играть кантри начали и , а одним из самых успешных кантри-исполнителей стал . Музыканты и объединяли элементы кантри и этнической музыки для выражения актуальных проблем коренных австралийцев.
В рок-музыке музыканты также смешивают элементы двух стилей музыки, в частности, совмещают типичные для рок-музыки ( гитара , бас-гитара , барабанная установка ) и традиционные музыкальные инструменты (диджериду и хлопушки). Яркими представителями являются группы , и . Одной из наиболее успешных рок-групп стала .
Также велико количество коренных австралийцев, исполняющих хип-хоп музыку. Наиболее известна группа .
Среди современных музыкантов островов Торресова пролива выделяются и (поп-музыка).
Ссылки
- ISBN 0-7301-0310-2 . (англ.) . — Reed. — P. 189. —
- ↑ от 23 мая 2020 на Wayback Machine / Г. М. Шнеерсон // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники) — ISBN 5-94865-152-5 .
- Bill Yidumduma Harney & Hugh Cairns, (2003) Dark Sparklers
- 2020-04-16
- 1