Interested Article - Армянская народная музыка

Культура Армении

Армя́нская наро́дная му́зыка музыкальный фольклор армянского народа .

Наряду с другими атрибутивными компонентами социокультурного бытования армянского этноса , самобытная армянская народная музыка составляет основу национального самосознания и определяет социокультурную идентичность армянского народа .

Являясь одной из самых древних , обладая ярко выраженным своеобразием , мелодическим богатством и композиционным благородством , армянская народная музыка оказала значительное влияние также и на развитие всей мировой музыкальной культуры .

История возникновения

Армянская народная музыка берёт своё начало в глубокой древности. Её научно прослеживаемая история насчитывает свыше трёх тысячелетий . Процесс этот начал зарождаться уже в XX—XVIII веках до н. э. .

На территории Армянского нагорья (географическом и цивилизационно-культурном ареале , в границах которого протекал этногенез армянской нации ) найдено множество артефактов, свидетельствующих о том, что музыкальное искусство здесь процветало уже, по крайней мере, со II тысячелетия до н. э. .

Подобными артефактами являются и найденные археологами старинные музыкальные инструменты, и различные изображения (в том числе — петроглифные ) музицирующих людей, и древние письменные (в основном — клинописные ) памятники, повествующие о тех или иных событиях, церемониях и действах, которые сопровождались музыкой.

Самобытные черты армянской народной музыки сформировались благодаря слиянию музыкальных традиций Армянского нагорья, Месопотамии и Средиземноморья , в частности, по мнению музыковеда Х. С. Кушнарёва, урартской , хеттской , древнеперсидской культур .

Этапы развития

Музыкант. Средневековая рукопись
Гусан исполняет песню на свадьбе. Миниатюра XVI века

Из глубины веков доходят до нас сведения об армянских народных певцах (рапсодах) — гусанах , творчество которых, в свою очередь, восходит к ещё более ранней музыкальной традиции випасанов — народных певцов-сказителей эпических поэм древней Армении.

В частности, о гусанских песнях сообщают древнеармянские авторы V века : Агатангелос , Фавстос Бузанд , Мовсес Хоренаци , Егише и другие. .

Первоначально «гусанами» называли служителей в храме бога Гисанэ , а в эпоху эллинизма — участников фарсовых и сатирических представлений.

Гусаны пели песни, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах, преимущественно на пирах , свадьбах , похоронах . Исполняли они также песни скитальцев-бездомных (« гариби »), эпические песни, мифические сказания и др. .

Среди основных ( вокальных , инструментальных , смешанных) жанров и видов древнеармянской народной музыки по характеру их прикладных функций ( культовому и социальному назначению) можно выделить обрядовые, календарные, трудовые, свадебные, военные, эпические, танцевальные, застольные, лирико-любовные, колыбельные, бытовые, игровые, погребальные и т. д.

Особое место в армянской народной музыке занимают крестьянские песни, включающие в себя пахотные «оровелы» , а также песни скитальцев («пандухтов»), относящиеся к жанру «антуни» .

Позже армянская музыка контактировала с культурами различных ближневосточных народов: арабской , персидской , курдской , азербайджанской , русской и др. [ неавторитетный источник ] [ неавторитетный источник ] [ неавторитетный источник ]

Специфика

Фанос Терлемезян , Портрет Комитаса, 1913 год
Рукопись армянского поэта-гусана XV—XVI вв. Ованеса Тлкуранци

Исследованием эстетических особенностей армянской народной и духовной музыки с древних времён в той или иной степени занимались многие армянские историки , литераторы , философы и музыкальные теоретики : Месроп Маштоц , Саак Партев , Иоанн Мандакуни , Степанос Сюнеци (старший) , Комитас Ахцеци , Барсег Тчон , Саак Дзорапореци , Степанос Сюнеци , Давид Анахт , Давид Керакан , Акоп Санахнеци , Григор Нарекаци , Хачатур Таронаци , Нерсес Шнорали , Ованес Имастасер , Ованес Ерзнкаци , Аракел Сюнеци , , Григор Нарекаци , Фрик , Ованес Тлкуранци, Мкртич Нагаш, Минас Тохатеци, Петрос Капанци, Багдасар Дпир , Аракел Сюнеци, Матеос Двугаеци, Григор Хлатеци , Аракел Багишеци , Аветик Пагтасарян, Зенне-Погос, Хачатур Эрзрумци, Мхитар Себастаци , Григор дпир Гапаскалян (автор четырёх музыковедческих трактатов ) и другие.

Большую коллекцию образцов армянской народной и духовной музыки собрали такие известные армянские композиторы и фольклористы XIX XX веков , как М. Г. Екмалян , С. А. Меликян , Г. М. Сюни , Н. Ф. Тигранян , Х. М. Кара-Мурза .

Но всё-таки наибольшая заслуга в деле систематизации , изучения и глубокого эстетического осмысления армянского музыкального фольклора принадлежит основателю национальной школы научной фольклористики Комитасу , которому удалось собрать, обработать и подготовить к изданию более 2000 народных песен:

В результате неутомимой собирательской и научной деятельности Комитаса-этнографа, создавшего подлинную антологию армянской народной песни и вскрывшего закономерности музыкального мышления и музыкальной речи крестьянина, вопросы древности традиций, жанровой дифференциации, генезиса и кристаллизации системы средств художественного выражения светского народно-национального песнетворчества, сразу и самым убедительным образом вошли в основную проблематику армянской монодической музыки. Последняя уже с предельной ясностью представлялась двумя ветвями: народно-крестьянской и духовной.

Изначально армянская народная музыка имела склад монодийный , но обогащённый различными элементами полифонии (тянущимися тонами, использованием некоторых видов антифонного пения и т. д.) .

Комитас выявил тетрахордное строение основополагающего звукоряда армянской народной музыки и характерные способы сцепления в нём ячеек-тетрахордов.

Музыковедческие изыскания Комитаса в области армянской народной музыки были продолжены затем Х. С. Кушнарёвым , который определил основополагающий диатонический звукоряд армянской музыки как объединение трех сплетённых между собой серий чистых кварт (миксолидийской, эолийской и локрийской), разъяснил методы образования хроматического звукоряда армянской народной музыки и дал подробную характеристику всей совокупности отношений тонов, возникающих на данной сонорной базе.

Ну а вообще, теория музыки в Армении всегда была неразрывным образом связана с музыкальной эстетикой , так что уже с давних времён мелодическое богатство армянской народной музыки в сугубо музыковедческом отношении объяснялось тем фактом, что она обладает обширной системой диатонических ладов (в том числе — неоктавных гиполадов с серединным положением тоники, с наличием на разных ступенях побочной опоры, с применением различных альтераций и т. д.) , а также чрезвычайно богатой (часто переменной, асимметричной, синкопированной ) ритмикой , использующей всевозможные (в том числе — смешанные) метры и размеры.

Все исторически эволюционировавшие формы армянской народной музыки, от простых крестьянских песен, мелодий випасанов, гусанов и вардзаков до шараканов , тагов и творчества ашугов основаны на широком использовании различных приёмов интонационно-тематического развития , отличающегося мелодической ясностью, благородной уравновешенностью и внешней фактурной сдержанностью в использовании различных музыкально-выразительных средств при большой внутренней экспрессии её глубинно-композиционной структуры.

Выдающиеся представители прошлого

Sayat-Nova (Арутю́н Саядя́н)
Гусан Шерам на почтовой марке Армении

Известные поэты-гусаны XV—XVI столетия :

Выдающиеся армянские гусаны-ашуги XVII—XVIII века :

Замечательные образцы армянской народной музыки создали гусаны и ашуги XIX—XX веков : Аваси , Шерам , Дживани , Ашуг Хайат , Гусан Ашот , , Гусан Геворг, Гусан Аваг, Гусан Смбат, Гусан Ерванд, Гусан Овсеп (Никогосян), Чтиганос, Лункианос Карнеци , Азбар-Адам, , , и другие.

К началу XX века относится творчество виртуозного кеманчиста Саши Оганезашвили (Александра Аршаковича Оганяна) и других талантливых музыкантов-инструменталистов.

Армянская народная музыка сегодня

Djivan Gasparyan 2009.
Ансамбль Народного Танца
Армении «Берд».

Современная панорама армянской народной музыки богата и многообразна.

Всемирную известность приобрёл мастер игры на армянском народном инструменте дудуке Дживан Гаспарян , а сама музыка армянского дудука в 2005 году была признана ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечеств.

К числу других известных дудукистов можно отнести Маргара Маргаряна, Левона Мадояна, Саро Даниеляна, Ваче Овсепяна, Геворга Дабагяна, Егиша Манукяна и других.

Среди авторов-гусанов, а также музыкантов, виртуозно играющих на кемане , шви и прочих народных музыкальных инструментах известность получили Арменак Шахмурадян, Вагаршак Саакян и другие.

Развиваются жанры городской народной песни и инструментальной музыки, которые также имеют древние традиции. Много городских песен, ставших народными, создано на слова известных армянских поэтов: Г. Алишана , А. Исаакяна , О. Туманяна , Р. Патканяна , Г. Агаяна , М. Пешикташляна , О. Ованисяна, С. Шахазиза и других.

Наиболее заметные певицы и певцы, исполняющие армянскую народную музыку: Aраксия Гюльзадян, Норайр Мнацаканян , Вагаршак Саакян, Рубен Матевосян, Айрик Мурадян, Раффи Ованнисян, Папин Погосян, Офелия Амбарцумян , Вардуи Хачатрян, Валя Самвелян, Рима Сарибекян, Сусанна Сафарян, Маник Григорян, Флора Мартиросян, Алина Авагян, Сатеник Саргсян, Армен Давтян, Севак Амроян, Нарек Погосян, Александр Погосян, Эдгар Хачатрян и другие.

В 1938 году в Армении был организован Государственный ансамбль армянской народной песни и пляски, которому затем было присвоено имя его основателя Татула Алтуняна .

Ансамбль имени Т. Алтуняна с большим успехов выступает по всему миру и сегодня.

Ну а при Институте искусств АН Армении уже на протяжении многих десятилетий активно функционирует отдел народного музыкального творчества.

Влияние на армянскую духовную и классическую музыку

Тигран Чухаджян

Как об этом свидетельствуют исследования многих крупных музыковедов, армянская духовная музыка заимствовала интонационный строй армянской крестьянской песни.

Первые шараканы отмечены лаконичностью формы и ясностью содержания, их мелодии, в отличие от традиционных псалмов , где главенствует речитатив , отличаются ярко выраженной народной напевностью .

Непосредственную связь трёх ветвей армянской национальной музыки (крестьянской, гусано-ашугской и духовной) с большой убедительностью показал Комитас.

Армянская христианская музыка, наряду с арамейской и греко-каппадокийской , лежит в основе всей общехристианской музыкальной культуры , представляя большой интерес для изучения как музыкальная культура страны, которая раньше всех остальных стран мира (в самом начале IV века ) приняла христианство в качестве государственной религии .

При этом, исследования армянских, русских и зарубежных музыковедов, в первую очередь Комитаса и Х. С. Кушнарёва, дают основание рассматривать развитие армянской раннехристианской музыкальной эстетики в качестве вполне самостоятельного и самобытного явления культуры, глубоко усвоившего лучшие традиции армянской народной музыки.

Богатые традиции армянской народной музыки оказали очень сильное воздействие также и на развитие армянской классической музыки, что позволило выдающемуся армянскому композитору Тиграну Чухаджяну стать автором эпохального произведения (« Аршак II », 1868 год ) — первой национальной оперы в истории музыкальной культуры не только одного армянского, но и всех остальных народов Востока .

Т. Г. Чухаджян явился также автором первых на Востоке национальных оперетт и симфонических произведений , в которых были органичным образом синтезированы достижения передовых композиторских школ Европы с лучшими традициями армянской народной и духовной музыки.

Ярким колоритом армянской народной музыки отмечены также симфонические произведения армянских композиторов последующих поколений: А. Спендиарова , А. Тер-Гевондяна , К. Закаряна , А. Степаняна , С. Баласаняна , А. Хачатуряна , Т. Тер-Мартиросяна , Г. Егиазаряна , Л. Сарьяна , А. Арутюняна , А. Бабаджаняна , Э. Мирзояна , Э. Оганесяна , Э. Хагагортян , А. Тертеряна и других.

Музыкальные инструменты

Музыканты, рукопись 1400—1401 годов

Дудук — духовой инструмент с широкой двойной тростью. Один из символов Армении.

Дхол — армянский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана , имеющего форму цилиндра и покрытого одной или двумя мембранами.

Возникновение дхола относится к языческому периоду истории Армении . Этот инструмент применялся армянами во время военных походов, а также используется в ансамбле с зурнами при музыкальном сопровождении различных танцев, торжественных церемоний, праздничных шествий и т. д.

Для игры на дхоле могут быть задействованы две палочки, сделанные из бамбука или тростника: толстая — « копал » и тонкая — « тчипот », но более популярной является техника игры пальцами и ладонями обеих рук.

Бамбир , кемани , кеман ( арм. Բամբիր, Քեմանի ) — армянские смычковые народные музыкальные инструменты.

Бамбир имеет 4 струны, настраивается на кварту или квинту, диапазон от ля малой октавы до ля второй октавы. .

На бамбире играют сидя, держа инструмент между коленями. Можно одновременно играть на 2х или 3х струнах.

Первые сведения о бамбире восходят к IX веку . Во время раскопок одной из столиц Армении — Двина , была обнаружена плита с изображением музыканта, державшего на плече инструмент, похожий на скрипку.

Смычковый инструмент кеман является родственником понтийской лиры. Кеман отличается от бамбира размером (55-70 см в длину) и количеством основных струн (от четырёх до семи). Кроме основных струн, как в гадулке, кеман имеет четыре резонансных или т. н. симпатических струны, создающих при игре на инструменте постоянное фоновое звучание.

Кеман был распространён в Каппадокии а также в городах и селах Понта: Трабзоне , , Орду , Гиресуне . Армянское население Понта использует кеман чаще других видов смычковых инструментов.

В Армении на кемане играл известный Ашуг Дживани .

В своих поздних версиях ( XX век ) кемани имеет уже несколько регистровых модификаций.

См. также

Примечания

  1. Беляев В. М. , Музыкальная культура Армении, в кн.: Очерки по истории музыки народов СССР, М., 1963 — С. 27.
  2. от 3 мая 2012 на Wayback Machine :

    Универсальность и динамичность армянского национального стиля музыки сложилась в эксклюзивных геополитических и культурно-исторических условиях. С одной стороны, армянская культура — одна из древнейших в мире — сохранила в своих недрах архаические пласты культурной семантики, лежащие в основании многих мировых культур, обладающих длительной историей. С другой стороны, занимая пограничное положение между многочисленными цивилизациями древности и средневековья, относящихся к Западу и к Востоку, армянская музыкальная культура впитала в себя интонации как восточной, так и западной музыки. Это сделало армянскую музыку и художественную культуру в целом «всемирно отзывчивой», открытой разным влияниям, но в то же время устойчивой в плане собственной культурной идентичности

  3. от 5 июля 2011 на Wayback Machine Секретарь берлинского отделения Международного музыкального общества, профессор кафедры истории музыки Королевского университета Макс Хайферт писал Комитасу:

    Вы дали нам возможность близко познакомиться с величественными творениями совершенно от нас далекой и высокоразвитой цивилизации…

  4. Шахназарова Н. Г. , Национальная традиция и композиторское творчество (Об эволюции национального в армянской музыке) // Музыкальная культура Армянской ССР. М., 1985 С. 14—15
  5. Асафьев Б. В. , Очерки об Армении. М., 1958.— С. 23 — 25.
  6. Геодакян Г. Ш. , Функциональные связи тонов в звуко-высотной системе армянской народной музыки // Сборник «Традиции и современность. Вопросы армянской музыки». Книга 2. Ер., 1996 — С. 11.
  7. Tagmizyan N. , Monodische Denkmäler Alt-Armeniens, Beiträge zur Musikwissenschaft. Berlin, 1970, Heft 1.— С. 12.
  8. Wellesz E. , Die armenische Messe und ihre Musik, «JbP», Lpz., 1921 — С. 19 — 23.
  9. Тигранов Г. Г. Вопросы изучения музыкального наследия в Армянской ССР // Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья. М., 1956. — С. 9.
  10. . Дата обращения: 14 апреля 2012. 5 ноября 2012 года.
  11. Кушнарев Х. С. , Армянская музыка от зарождения до XIX века, Ереван, 1963. — С. 29.
  12. Tagmizyan N. , Essays on Armenian Music, London, 1978. — С. 25.
  13. «запутанный музыкально-стилевой „клубок“ армянской народной музыки восходит к древнейшим пластам архаической музыкальной культуры Месопотамии и Средиземноморья.» Асафьев Б. В. , Очерки об Армении. М., 1958.— С. 22.
  14. Кушнарев Х. С. , Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958. Музыкальное искусство древнейшего периода, С. 23 −24.
  15. . Дата обращения: 19 июля 2021. 19 июля 2021 года.
  16. Гусаны — статья из Большой советской энциклопедии .
  17. Барсамян А., Арутюнян М. , История армянской музыки. — Ереван, 1968. С. 13 — 14
  18. Комитас , Армянская крестьянская музыка, Париж, 1938 — C. 19-20.
  19. Мурадян М. О. , Очерк истории армянской музыки. Ер., 1963. — С. 17.
  20. Дата обращения: 19 июля 2021. 19 июля 2021 года.
  21. . Дата обращения: 19 июля 2021. 19 июля 2021 года.
  22. Eva-Maria Barwart. Armenische Volksmusik. Tradition einer christlichen Minderheit im Wandel der Zeit. — 2009. — С. 82
  23. Как об этом свидетельствуют исследования многих крупных музыковедов, армянская духовная музыка заимствовала интонационный строй армянской крестьянской песни, см. Кушнарев Х. С. , Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958. С 153—155
  24. Grigor Suni , Armenian music, Yerevan, 2005, P. 98-99, ISBN 99930-60-59-3 , С — 13
  25. Комитас , Армянская крестьянская музыка, Париж, 1938 — C. 23-25.
  26. Мовсес Хоренаци , от 19 октября 2021 на Wayback Machine , кн. III, гл.54
  27. Ken Parry. The Blackwell Companion to Eastern Christianity. — John Wiley and Sons, 2010. — С. 33.
  28. Тагмизян Н. К. , Теория музыки в древней Армении. С. 31
  29. Don Michael Randel. The Harvard dictionary of music. — 4th edition. — Harvard University Press, 2003. — С. 51.
  30. Ataian R. , Komitas (Creative portrait of the composer). New York, 1969. — 42.
  31. Тагмизян Н. К. . 20 августа 2013 года.
  32. . Дата обращения: 14 апреля 2012. 5 ноября 2012 года.
  33. Комитас — собиратель и исследователь армянской народной песни (VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук). М., 1952 (на рус. и франц. яз.)
  34. Кушнарев Х. С. , Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958. Музыкальное искусство древнейшего периода, С. 548—554
  35. Музыкальная эстетика стран Востока, Л., 1967. С — 58.
  36. Komitas К. V. , La musique rustique armenienne, «Mercure musical et Bulletin franзais de la Societe Internationale de musique», Paris., 1907, No 5 — 21
  37. Меликян С. А. , «Очерк истории армянской музыки с древнейших времен до Октябрьской революции», Эривань — 1935 — С. 27.
  38. Komitas К. V. , La lyre armenienne (Recueil des chansons rustiques), Paris., 1906 — 36
  39. Les chants des maitres armeniens du moyen age: Musica antiqua, II. Bydgoszcz, 1969 — С. 45.
  40. Les chants des maitres armeniens du moyen age: Musica antiqua, II. Bydgoszcz, 1969 — С. 49.
  41. Корганов В. Д. Кавказская музыка. — Тифлис, 1900. С. 34—37.
  42. Оганезашвили С. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша . — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. — Т. 3.
  43. В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .
  44. от 25 октября 2016 на Wayback Machine .
  45. 9 января 2012 года.
  46. . Дата обращения: 24 апреля 2012. 24 января 2014 года.
  47. Кушнарев Х. С. , Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958. С 153—155
  48. Wellesz E. , Die armenische Kirchenmusik, в кн.: Adler G., Handbuch der Musikgeschichte, В., 1930
  49. Ataian R. , Komitas (creative portrait of the composer in English). New York, 1969 — 57.
  50. Wellesz E. , Byzantine Music (in Proceedings of the Musical Association, 1932, vol. I)
  51. Willi Apel. . — 2-е изд. — Harvard University Press, 1969. — С. . :

    Since Armenia was the first country officially to adopt the Christian faith (A.D. 303), the history of Armenian sacred literature and music has attracted much attention.

  52. Кушнарев Х. С. , Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958. Музыкальное искусство древнейшего периода, С. 163—165
  53. Donald Jay Grout, Hermine Weigel Williams. . — 4-е изд. — New York: Columbia University Press, 2003. — С. 529.
  54. Tagmizyan N. , The life and work of Dikran Tchouhadjian. — Los Angeles: Drazark Press, 2001 — 77
  55. от 18 июля 2009 на Wayback Machine В 1891 1892 годах оперетты Чухаджяна были поставлены в Париже ., где французская пресса называла армянского маэстро «Восточным Оффенбахом »
  56. George Grove, Stanley Sadie. The New Grove dictionary of music and musicians . — 1980. — С. 213.
  57. Асафьев Б. В. , Встречи со Спендиаровым, в сб.: Дружба, 1956 — С. 27.
  58. Музыкальная культура Армянской ССР : Сборник статей / Сост. М. Берко. М.: Музыка, 1985. — 398 с.
  59. Хачатурян А. И. , «Творчество мое принадлежит моей Родине»: Из писем композитора / Публ., вступ. статья и коммент. В. Юзефовича // Сов. музыка. 1983.-№ 7.-С. 58-66.
  60. Арутюнов Д. А. , Хачатурян и музыка Советского Востока: Язык. Стиль. Традиции. М., 1983 — С. 75
  61. Музыка Советской Армении . Сб. статей, М., 1958 — С. 32
  62. Савенко С. , Авет Тертерян: путь к глубинам звука. // Сб. «Музыка из бывшего СССР», вып.2. — М., 1996 — С 123—124.
  63. Степанян Р. , Авет Тертерян // Композиторы союзных республик. Вып. 3 М., 1980 — С. 43
  64. Дхол // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  65. . Дата обращения: 10 мая 2012. 4 марта 2016 года.
  66. . Дата обращения: 10 мая 2012. 6 января 2012 года.
  67. . Дата обращения: 15 апреля 2012. 16 февраля 2012 года.
  68. . Дата обращения: 10 мая 2012. 17 марта 2012 года. traditionalcrossroads.com
  69. . Дата обращения: 10 мая 2012. 10 февраля 2012 года. www.hayrenband.com
  70. 10 февраля 2012 года.
  71. 17 марта 2012 года.
  72. от 3 декабря 2013 на Wayback Machine (англ.) (греч.)

Литература

  • // Музыкальная энциклопедия. Том 1. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — Стб. 209—218.
  • Оксфордская история музыки — «New Oxford History of Music», 1959
  • Don Michael Randel. The Harvard dictionary of music. — 4th edition. — Harvard University Press, 2003
  • Асафьев Б. В. , Очерки об Армении. М., 1958.
  • Беляев В. М. , Музыкальная культура Армении, в кн.: Очерки по истории музыки народов СССР, М., 1963.
  • Комитас , Армянская крестьянская музыка, Париж, 1938
  • Komitas К. V. , La lyre armenienne (Recueil des chansons rustiques), Paris., 1906
  • Komitas К. V. , La musique rustique armenienne, «Mercure musical et Bulletin franзais de la Societe Internationale de musique», Paris., 1907, No 5
  • Komitas К. V. , Die Interpunktion der Armenier, «SJMG», В., 1899, No 1
  • Komitas К. V. , Armeniens volkstümliche Reigentänze, «Zeitschrift für romanische Philologie», Marburg, 1901, Bd 1, H. 1
  • Меликян С. А. , «Очерк истории армянской музыки с древнейших времен до Октябрьской революции», Эривань — 1935.
  • Меликян С. А. , «Гаммы армянской народной песни», Эривань — 1932.
  • Ataian R. , La musique armйnienne, «Europe. Revue mensuelle», P., 1961, Numero spйcial, No 2-3
  • Ataian R. , Komitas (creative portrait of the composer in English). New York, 1969
  • Кушнарев Х. С. , Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958.
  • Кушнарев Х. С. , Армянская музыка от зарождения до XIX века. Ер., 1963.
  • Тигранов, Г. Г. Вопросы изучения музыкального наследия в Армянской ССР // Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья. М., 1956.
  • Тагмизян Н. К. , Музыка в древней и средневековой Армении (на арм.яз.). Ер., 1982. — 58с
  • Тагмизян Н. К. , Погласицы системы древнеармянского восьмигласия // Эчмиадзин, 1972, № 2, 3, 4
  • Тагмизян Н. К. , Теория музыки в древней Армении. Ереван: Издательство АН Арм. ССР, 1977. — 318с.
  • Тагмизян Н. К. , Музыкальная эстетика древней Армении // Межвузовский сборник научных трудов. Ер., 1977, № 3
  • Шахназарова Н. Г. , Национальная традиция и композиторское творчество (Об эволюции национального в армянской музыке) // Музыкальная культура Армянской ССР. М., 1985
  • Шахназарова Н. Г. , О национальном своеобразии музыки. — Советская музыка, I960
  • Корганов В. Д. , Кавказская музыка, Тифлис — 1900.
  • Тер-Саркисянц А. , История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. М.: Издат РАН, 2005. 688 с.
  • Н. Ф. Тигранян , Мысли о восточной музыке, «Новое время», 1901, 15 января
  • Барсамян А., Арутюнян М. , История армянской музыки. — Ереван, 1968.
  • Геодакян Г. Ш. , Черты ладовой системы армянской народной музыки // Сборник «Традиции и современность. Вопросы армянской музыки». Книга 1. Ер., 1986
  • Геодакян Г. Ш. , Функциональные связи тонов в звуко-высотной системе армянской народной музыки // Сборник «Традиции и современность. Вопросы армянской музыки». Книга 2. Ер., 1996
  • Геодакян Г. Ш. , Возможные пути расшифровки армянской хазовой нотописи // Сборник «Традиции и современность. Вопросы армянской музыки». Книга 2. Ер., 1996
  • Геодакян Г. Ш. , Страницы истории армянской музыки. Ер., 2009
  • Мурадян М. О. , Очерк истории армянской музыки. Ер., 1963.
  • Оганесян А. Л. , Музыка в древней Армении // Историко-филологический журнал. — 1973. — № 2
  • Манукян М. Т. , Гусаны Армении. — Советский композитор, 1977. — 80 с.
  • Grigor Suni , Armenian music, Yerevan, 2005, p. 98-99, ISBN 99930-60-59-3
  • Шаракан. Богослужебные каноны и песни армянской восточной церкви , М., 1879
  • Wellesz E. , Die armenische Messe und ihre Musik, «JbP», Lpz., 1921
  • Wellesz E. , Die armenische Kirchenmusik, в кн.: Adler G., Handbuch der Musikgeschichte, В., 1930
  • Wellesz E. , Byzantine Music (in Proceedings of the Musical Association, 1932, vol. I)
  • Tagmizyan N. , Monodische Denkmäler Alt-Armeniens, Beiträge zur Musikwissenschaft. Berlin, 1970, Heft 1
  • Tagmizyan N. , Les anciens manuscrits musicaus arméniens et les questions relatives á leur déchiffrement, Revues des Etudes Armeniennes (N.S.). Paris, 1970. T. 7
  • Tagmizyan N. , Związki muzyki ormianskiej i bizantyjskiej we wczesnym średniowieczu. «Muzyka». Polska Akademia Nauk (Instytut Sztuki). Warszawa, 1977, № 1
  • Tagmizyan N. , Essays on Armenian Music, London, 1978
  • Tagmizyan N. , De L’unité de la parole poe’tique et de la musique dans le Tropologion (Saraknoc') Arménien. «Revues des Etudes Arméniennes» (N.S.). Paris, 1983. T. 17
  • Les chants des maitres armeniens du moyen age : Musica antiqua, II. Bydgoszcz, 1969

Дополнительная литература

  • Тагмизян Н. К. , О мелодиях армянских песен Саят-Новы // Известия АН АрмССР, общ. науки, 1963, № 10
  • Тагмизян Н. К. , Сборник Комитаса «Ряд народных песен Акна» в свете исторической критики // Вестник общественных наук АН АрмССР, 1969, № 11
  • Шахназарова Н. Г. , Интонационный «словарь» и проблема народности, М., 1966
  • Шахназарова Н. Г. , О национальном в музыке, М., 1968
  • Мурадян М. О. , Христофор Кара-Мурза и внедрение многоголосия в армянской музыке. Ер., 1956.
  • Тагмизян Н. К. , Комитас и вопросы изучения армянского духовного песнетворчества // Комитасакан. Вып. 1. Ер., 1969
  • Армянская церковной музыки , в кн. Г. Адлер, руководство истории музыки, В, 1930.
  • Тагмизян Н. К. , Критический обзор истории древней и средневековой армянской музыки // Вестник общественных наук АН АрмССР, 1970, № 10, 1971, № 1, 5, 9
  • Тагмизян Н. К. , Опыт расшифровки простейших хазовых (невменных) записей // Историко-филологический журнал АН АрмССР, 1971, № 2
  • Тагмизян Н. К. , Барсех Тчон и расцвет профессионального песнетворчества в Армении в VII веке // Вестник Ереванского университета, 1973, № 1
  • Тагмизян Н. К. , Нерсес Шнорели (XII в.) как музыкант и композитор. Ер., 1973
  • Тагмизян Н. К. , Учение об остове гармонии в Армении в V—XV веках // Армянское искусство. Вып. 1. Ер., 1974
  • Тагмизян Н. К. , Искусство хазового письма в его историческом развитии // Вестник Матенадарана. Т. 12. Ер., 1977
  • Тагмизян Н. К. , Ованес Саркаваг Имастасер и армянская средневековая музыкальная культура // Базмавеп, Венеция, 1978, № 3-4
  • Тагмизян Н. К. , Место и значение музыки в системе профессиональных искусств армянского средневековья (V—XV вв.) // [Доклад]. II Международный симпозиум по армянскому искусству. Ер., 1978
  • Тагмизян Н. К. , Материалы для сравнительного изучения армянского и русского духовного музыкального искусства средневековья // Вестник Матенадарана. Т. 13. Ер., 1980
  • Тагмизян Н. К. , Макар Екмалян: Жизнь и творчество. Ер., 1981
  • Тагмизян Н. К. , Воскепорик: Жемчужины армянского напева / Сост. и ред. Ер., 1982
  • Тагмизян Н. К. , Принцип ритмического деления в средневековой армянской музыке и новоармянской системе нотописи // Вестник Ереванского университета, 1984, № 1
  • Тагмизян Н. К. , Расшифровка хазовых записей первого разряда средней сложности // Вестник Матенадарана. Т. 14. Ер., 1984
  • Тагмизян Н. К. , Григор Нарекаци (X в.) и армянская музыка V—XV вв. Ер., 1985
  • Тагмизян Н. К. , Армянская монодическая музыка и творчество Арама Хачатуряна в новом критическом свете // Межвузовский тематический сборник научных трудов. Искусствоведение. Ер., 1985
  • Тагмизян Н. К. , О Гандзаранном разделе армянского восьмигласия // Вестник Матенадарана. Т. 15. Ер., 1986
  • Тагмизян Н. К. , Давид Непобедимый (V—VI вв.) и армянская музыка // Советская музыка, 1968, № 8
  • Тагмизян Н. К. , Комитас и таги Григора Нарекаци // Музыкальная жизнь, 1969, № 19
  • Тагмизян Н. К. , Теория музыки в древней Армении. Ер., 1977
  • Тагмизян Н. К. , Обзор данных о музыкальной культуре эллинистической Армении. Проблемы античной истории и культуры // Доклады XIV международной конференции античников социалистических стран «Эйрене». Т. 2. Ер., 1979
  • Тагмизян Н. К. , Армяно-византийские музыкальные связи в эпоху раннего средневековья // Кавказ и Византия. Вып. 1. Ер., 1979
  • Тагмизян Н. К. , Роль Анании Ширакаци в развитии музыкально-акустической теории на Востоке // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 3. М., 1980
  • Тагмизян Н. К. , Ованес Ерзанкаци Плуз (XIII в.) и вопросы теории средневековой армянской музыки // Традиции и современность. Вопросы армянской музыки. Вып. 1. Ер., 1986
  • Тагмизян Н. К. , Давтак Кертог — видный поэт-мелодист раннесредневековой Армении // Давтак Кертог. Ер., 1986
  • Тагмизян Н. К. , Музыкальная культура Армении и её связи с Востоком // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 5. М., 1987
  • Тагмизян Н. К. , Александр Шавердян и армянское историческое музыкознание // А. Шавердян.
  • Тагмизян Н. К. , Комитас и армянская музыкальная культура. 2-е изд. М., 1987
  • Tagmizyan N. , The life and work of Dikran Tchouhadjian. — Los Angeles: Drazark Press, 2001
  • Тагмизян Н. К. Шаракан // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша . — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1982. — Т. 6.

Ссылки

Источник —

Same as Армянская народная музыка