Interested Article - Ильминский, Николай Иванович

Никола́й Ива́нович Ильми́нский ( 23 апреля [ 5 мая ] 1822 , Пенза 27 декабря 1891 [ 8 января 1892 ], Казань ) — русский востоковед , педагог - миссионер , библеист , член-корреспондент Императорской академии наук .

Известен как разработчик миссионерско-просветительской «системы Ильминского» и «алфавита Ильминского».

Биография

Образование, начало научной деятельности

Николай Иванович Ильминский родился 23 апреля ( 5 мая ) 1822 года в Пензе , в семье иерея (впоследствии — протоиерея ) Николаевской церкви.

Успешно окончил Пензенское духовное училище и Пензенскую духовную семинарию (со званием студента ).

В 1842—1846 годах в составе первого набора учился в Казанской духовной академии , после окончания которой 10 октября 1846 года был оставлен в академии. Сначала ему был поручен математический класс, который он должен был передать в начале 1847 года А. А. Бобровникову ; одновременно, он раз в неделю читал лекцию по ботанике в качестве помощника П. И. Вагнера ; 8 июня 1847 года он был возведён в степень магистра , а 16 сентября 1847 года «переименован бакалавром » турецко-татарского языка. В 1847/48 уч. году он преподавал историю философии .

Чтобы усовершенствоваться в татарском языке, в 1847 году Ильминский переселился в Старо-Татарскую слободу Казани , посещал медресе .

С раннего возраста Николай Ильминский проявлял большие способности к изучению языков. По свидетельству его биографа, профессора Петра Знаменского , «раз услышанное или прочитанное слово чужого языка, кажется, никогда уже им не забывалось, этого мало, — с каким-то, можно сказать ясновидением он быстро схватывал самый строй, внутренний дух нового неизвестного ему прежде языка до такой степени, что мог, кажется, без грамматики и словаря наперёд угадывать подробности его форм и значение его своеобразных понятий» .

Вместе со своим учителем Александром Казембеком и Гордием Саблуковым Николай Ильминский был привлечён к работе по переводу на татарский язык Священного Писания . В это время он пришёл к мысли о необходимости использовать при переводах «народный язык», понятный для большинства населения .

5 декабря 1847 года по собственному прошению Ильминский был уволен из духовного звания .

Поездка на Ближний Восток, труды по востоковедению

В 1850 году Н. И. Ильминский был командирован в Санкт-Петербург для работы в переводческом комитете, а в 1851 году, по распоряжению Синода , утверждённого Императором Николаем I , направлен на Ближний Восток Константинополь , Дамаск , Каир и другие города) «для собрания подробнейших и основательнейших сведений о магометанском учении и для усовершенствования себя в языках Арабском , Турецком и Персидском, как способствующих ближайшему познанию магометанского учения » . Это была первая подобная научная поездка, совершённая учёными из российского православного учебного заведения .

Во время пребывания в Палестине он встретился и подружился со святителем Феофаном Затворником (Г. В. Говоровым) .

Н. И. Ильминский первым поднял «вопрос о более определённой постановке миссионерских кафедр» и после возвращения в 1854 году с Ближнего Востока был назначен первым преподавателем «противомусульманского отделения» Казанской духовной академии: вёл занятия по «истории Мухаммеда », « мухаммеданской вере », педагогике, татарскому и арабскому языках .

В 1855—1856 годах у Ильминского, выработавшего систему православного просвещения народов Поволжья , Средней Азии и Сибири , по утверждению Д. К. Зеленина, сложилось твёрдое убеждение, что «лучшим средством для борьбы с иноверческой пропагандой может быть только школьное просвещение инородцев », «которое развило бы в них охоту к самостоятельному, беспристрастному размышлению, обогатило бы их здравыми понятиями о природе и истории и внушило бы им уважение к свидетельствам достоверным» .

В 1857 году Н. И. Ильминскому было присвоено звание экстраординарного профессора .

В эти годы Н. И. Ильминский впервые в истории тюркологии подготовил к изданию (по списку Г.-Я. Кера) чагатайский текст « Бабур-наме ». Вскоре, в 1859 году, он издал в Казани другой важный средневековый памятник — «Кысас ал-анбийа».

Необходимо отметить, что Ильминский стоял у истоков изучения стран Ближнего Востока, арабского языка и ислама в КазДА . Именно его исследования способствовали превращению академии в крупный востоковедческий и исламоведческий центр России .

Хабибуллин М. З., Кострюков М. А. Казанское востоковедение XIX — первой половины XX вв.: П. К. Жузе: монография. — Казань: Издательство «ЯЗ», 2012. — С. 51.

Стремление Н. И. Ильминского дать будущим православным миссионерам фундаментальные знания по исламу было воспринято руководством Казанской духовной академии, а затем и священноначалием Казанской епархии , как пропаганда последнего. В результате с начала 1858/1859 учебного года он был отстранён от преподавания на миссионерском отделении и был определён преподавать еврейский язык и математику . Вследствие этого Ильминский был вынужден оставить службу в Казанской духовной академии. Как отмечал историк Е. В. Липаков: «Уход Ильминского был демонстративным — бывший профессор устроился на должность переводчика Оренбургской пограничной комиссии, которая не требовала никакого образования и предполагала лишь знание татарского языка» .

Служба в Оренбурге

С 31 декабря 1858 года Н. И. Ильминский работал переводчиком Оренбургской Пограничной комиссии, где познакомился с казахским просветителем И. Алтынсарином .

В 1859 году принял участие в экспедиции для съёмки восточного берега Каспийского моря , начиная почти от Мангышлака до персидской границы (эта экспедиция продолжалась с 1 мая по октябрь).

Преподавательская и научная деятельность в Казани

В декабре 1861 года Ильминский вернулся в Казань . Совмещал чтение лекций на кафедре турецко-татарского языка историко-филологического факультета Казанского университета , а с 1863 года — и преподавание восточных языков в Казанской духовной академии, с работой над учебными пособиями для татар на татарском языке .

В 1868 году он стал одним из основателей и руководителем вновь образованной Постоянной переводческой комиссии при миссионерском Братстве Святителя Гурия , состоявшей из трёх членов Совета братства и решавшей вопрос о качестве и необходимости тех или иных переводов. С 1870 года — член-корреспондент Императорской Академии наук . На пост академика баллотироваться отказался в пользу В. В. Радлова .

С 19 августа 1872 года он занял должность директора вновь открытой в Казани инородческой учительской семинарии .

Могила Н. И. Ильминского на Арском кладбище в г. Казани

Кончина

Н. И. Ильминский умер 27 декабря 1891 ( 8 января 1892 )года в Казани в окружении родных, после тяжёлой болезни (рак желудка) . Похоронен на Арском кладбище Казани , около кладбищенского храма во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев.

Отпевание в Захарие-Елисаветинской церкви Казанской инородческой учительской семинарии совершил епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии Никанор (Каменский) , ученик и сотрудник Николая Ивановича. На похороны собралось множество духовенства, профессоров Казанской духовной академии и Казанского императорского университета , преподавателей Казанской инородческой учительской семинарии, Центральной крещёно-татарской школы, сотрудников и учеников покойного. По завещанию самого Николая Ивановича в гроб его положили в простом чёрном сюртуке, без орденов и без венков.

Колчерин А. Христианизация народов Поволжья. Н. И. Ильминский и православная миссия. — Москва: РИСИ, 2014. — С. 151.

На кресте и надгробии помещена надпись: «Блажени чистии сердцем. Вечная память! Здесь покоится тело Николая Ивановича Ильминского, великого просветителя инородцев учением Христовым. Скончался 27 декабря 1891 года ». Надгробие неоднократно подвергалось нападениям вандалов, в том числе, в нескольких местах был разбит крест [ источник не указан 1130 дней ] . В настоящее время крест восстановлен, его части вновь скреплены воедино.

Награды

Н. И. Ильминский (фотография 1880-х годов)

Был награждён орденами: Св. Станислава 3-й степени (20.12.1857) и Св. Анны 2-й степени с императорской короной (28.10.1866) и медалью бронзовой медалью на Владимирской ленте «В память войны 1853—1856 гг.» (15.03.1857) .

Семья

В 1857 году женился на осиротевшей дочери тверского протоиерея Екатерине Степановне, проживавшей в Казани у своей замужней сестры . Супруга всегда поддерживала его в миссионерской и просветительской деятельности.

Своих детей у Ильминских не было, но они вырастили осиротевших детей однокурсника и друга Н. И. Ильминского — известного ориенталиста А. А. Бобровникова — Николая, Александра и Екатерину . После кончины Н. И. Ильминского его приёмный сын Н. А. Бобровников занял пост директора Казанской инородческой учительской семинарии. Е. А. Бобровникова ( 1861 1936 ) впоследствии вышла замуж за ученика Н. И. Ильминского — выдающегося чувашского просветителя И. Я. Яковлева и возглавляла в Симбирске женское отделение Симбирской чувашской школы.

Жена Н. И. Ильминского, Екатерина Степановна Ильминская похоронена на том же Арском кладбище , рядом с его учеником В. Т. Тимофеевым .

Алфавит Ильминского

В процессе начавшегося с 1862 года издания переводов отдельных книг Священного Писания, выполненных Н. И. Ильминским и В. Т. Тимофеевым , происходило постепенное формирование на основе кириллицы специальной азбуки для крещёных татар . При этом первоначально предполагалось печатать тексты буквами русского алфавита, но опыт организации учебного процесса и распространения миссионерской литературы показал, что для точной передачи звуков необходимы дополнительные буквы .

Окончательно алфавит и нормы написания оформились в составленном в 1874 году «Букваре для крещёных татар», который переиздавался одиннадцать раз и до 1917 года и был единственным в миссионерских, братских, земских и церковно-приходских школах для «крещёных татар» (кряшен). При этом алфавит не утверждался государственными инстанциями: считалось, что книги печатались «на крещёно-татарском наречии русскими буквами».

По сведениям историка Е. В. Липакова, алфавитом Н. И. Ильминского были напечатаны книги более 160 наименований, в том числе, переводы Священного Писания, богослужебных книг, житийной и духовной литературы, а также учебники для начальных школ, брошюры по гигиене и сельскому хозяйству, сборники стихов. На нём издавались газеты «Сугыш хабарляре» и «Дус». В советское время алфавит Н. И. Ильминского продолжал использоваться в начальных школах и Казанском кряшенском педагогическом техникуме. В 1918 1929 годах на нём были изданы книги более 90 названий: учебники, переводы произведений В. И. Ленина и И. В. Сталина , коммунистическая агитационная и научно-популярная литература, стихи, пьесы .

С введением в 1930-х годах яналифа алфавит Н. И. Ильминского был выведен из употребления.

С начала 1990-х годов он начал вновь использоваться Русской православной церковью и Библейским обществом как в переизданиях дореволюционных книг, так и в новых переводах Священного Писания и богослужебных книг. Алфавит Н. И. Ильминского употребляется также в изданиях кряшенских общественных организаций.

Оценка результатов реализации идей Н. И. Ильминского в области образования и миссионерства

Наиболее полно концепция «инородческого образования», его методика и методология, организационные принципы и структура были изложены Н. И. Ильминским в изданном в 1887 году в Казани труде «Казанская центральная крещёно-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещёных татар » .

Взгляды и предложения Н. И. Ильминского получили поддержку у министра народного просвещения Д. А. Толстого , попечителя Казанского учебного округа П. Д. Шестакова , были одобрены Святейшим Правительствующим Синодом и Императором Александром II .

В 1864 году для реализации своих идей и рекомендаций Н. И. Ильминский добился открытия «Казанской центральной крещёно-татарской школы», которая впоследствии стала играть роль научно-методического центра для школ Казанской и соседних с ней губерний .

Реализацией идей Н. И. Ильминского среди крещёных татар и чуваш занимались, главным образом, В. Т. Тимофеев и И. Я. Яковлев . При этом в Татарстане и Чувашии по-разному оценивают результаты внедрения «системы Н. И. Ильминского».

На это обстоятельство указывал, в частности, в 1970-е годы исследователь И. Г. Максимов:

По-разному оценивается теперь деятельность этих двух людей, В. Т. Тимофеева и И. Я. Яковлева , делавших, одно и тоже, на их родине: первый для просвещения татар-кряшен , а второй — чувашей . В Чувашской АССР в 1968 году торжественно и всенародно праздновалось 100-летие Симбирской чувашской учительской школы и 120-летие её основателя И. Я. Яковлева . В Чебоксарах на центральной площади установлен памятник просветителю чувашей И. Я. Яковлеву , его имя присвоено библиотеке и открыт музей его имени. В современной же татарской литературе к именам Н. И. Ильминского и В. Т. Тимофеева , ещё 100 лет тому назад обучавших часть татар ( кряшен ) письменности с русскими буквами и способом письма, которая теперь стала всеобщей для татар , и тем самым облегчавшим путь к сближению с европейской культурой, приклеены ярлыки «миссионер» и «поп», позаимствованные из пропагандистского арсенала былых татарских националистов, а Казанская центральная крещено-татарская школа третируется, как место подготовки антимусульманских миссионеров.

В настоящее время значение просветительно-миссионерской деятельности Н. И. Ильминского, его учеников и последователей в значительной мере пересматривается (особенно в кряшенской среде).

В изданной в 2008 году монографии учёного секретаря Института теории и истории педагогики и секретаря научного совета по истории образования и педагогической науки РАО , доктора педагогических наук И. З. Сковородкиной «Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика» Н. И. Ильминский ставится по значению в один ряд с основателем научной педагогики в России К. Д. Ушинским .

27 декабря 2011 года в столице Татарстана Казанским экспертным клубом РИСИ была проведена конференция «Николай Ильминский и кряшенское национальное движение». Открывая работу конференции 27 декабря 2011 года, Раис Сулейманов отметил, что ни в советское время, ни в постсоветский период не было проведено ни одной научной конференции, которая была бы посвящена этой личности и той роли, которую великий просветитель сыграл в истории кряшен, чуваш, марийцев, мордвы и других народов России .

16 мая 2012 года в Казанской духовной семинарии прошла конференция «Н. И. Ильминский — просветитель народов России», посвященная 190-летию со дня его рождения. Организаторами конференции выступили Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований, Казанская Духовная семинария и Совет ветеранов кряшенского движения г. Казани .

Руководитель Кряшенской духовной миссии священник Димитрий Сизов отмечал в 2015 году :

Больше всего трудов Николай Иванович положил для христианизации кряшен , лично участвуя в переводах Священного Писания, богослужебных книг и назидательной литературы на родной язык кряшен , участвуя в устроении начальных школ в кряшенских селениях, а также участвуя в подготовке священнических и учительских кадров. Верующие кряшены его еще при жизни называли святым человеком, в наши дни почитание его только усилилось.

Изучение и издание трудов Николая Ильминского в конце XX — начале XXI веков

В 2002 году в Чебоксарах А. Н. Павловой была защищена диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Система Н. И. Ильминского и её реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России» [ значимость факта? ] . В ней, в частности, сделан вывод, что «система Н. И. Ильминского реально способствовала национальному подъёму нерусских народов Востока России, повышению уровня грамотности населения, возникновению и становлению национальной интеллигенции, развитию издательского дела, печати, зарождению и развитию национальной художественной литературы, зачатков музыкального, театрального, изобразительного искусств нерусских народов Востока России». «Реализация системы Н. И. Ильминского, — указывала Павлова, — привела к повышению общественно-политической активности восточных народов, усвоению крещёными народами православного учения , налаживанию более тесного общения между различными этносами восточной России » .

В 2011 году в соответствии с программой «Совета ветеранов кряшенского движения города Казани» по возрождению и развитию этнокультурного и православного самосознания кряшенского населения России, в Казани было выпущено репринтное издание книги 1896 года «Письма Н. И. Ильминского к крещёным татарам» .

В том же году в связи с проведением научно-практической конференции на тему «Значение религиозно-педагогической деятельности В. Т. Тимофеева в социально-культурном и духовно-нравственном развитии кряшенского населения края» в Казани было выпущено репринтное издание книги 1887 года «Казанская центральная крещёно-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещёных татар» с материалами Н. И. Ильминского .

27 декабря 2011 года в Казани в рамках заседания Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) прошла научная конференция на тему «Николай Ильминский и кряшенское национальное движение», организатором которого выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ . По её итогам в 2013 году был издан сборник материалов .

Первое на современном этапе комплексное изучение миссионерско-просветительской «системы Н. И. Ильминского» было предпринято священником А. С. Колчериным, защитившим 28 февраля 2014 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия Московского патриархата диссертацию на соискание учёной степени доктора церковной истории по теме «Миссионерско-просветительская система Н. И. Ильминского (вторая половина XIX — начало XX в.) в христианизации малых народов Казанского края». . В том же году в Москве было издано исследование А. С. Колчерина «Христианизация народов Поволжья. Н. И. Ильминский и православная миссия» .

Религиозное почитание Николая Ильминского

Мозаичное изображение Николая Ильминского с текстом « Символа веры » на церковно-кряшенском языке

В январе 2015 года по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия комиссией по канонизации святых Казанской епархии был начат сбор материалов для канонизации Николая Ильминского в лике местночтимых святых .

Библиография

  • Бабер-намэ или Записки Султана Бабера / Изд. в подлинном тексте Н. И.[льминским]. Казань, 1857.
  • Древний обычай распределения кусков мяса, сохранившийся у киргизов. Пояснение одного места в Истории моголов Рашид-Эддина [письмо Н. И. Ильминского к П. С. Савельеву]. СПб., [1860].
  • Вступительное чтение в курс турецко-татарского языка // Уч. зап. Казанск. ун-та. Кн. III. Казань, 1861.
  • Материалы для джагатайского склонения. Из Бабер-намэ // Уч. зап. Каз. ун-та. Вып. 1-2. Казань, 1863.
  • Об A.A. Бобровникове // Православное обозрение. Казань, 1865. Т. 17, май.
  • Практические замечания о переводах и сочинениях на инородческих языках. Казань, 1871.
  • Казань, 1883.
  • Казань, 1883.
  • Казань, 1885.
  • Казань, 1885.
  • СПб., 1886.
  • Казанская центральная крещёно-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещёных татар . — Казань , 1887. — 485 с.
  • Беседы о народной школе. Казань, 1888.
  • Воспоминание об И. А. Алтынсарине. Казань, 1891.
  • Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни / Издание почитателей покойного. Казань, 1892.
  • Казань, 1896.
  • Письма Н. И. Ильминского к К. П. Победоносцеву. Казань, 1899.
  • О способах обучения инородцев (отд. отт. из: Церковные ведомости. 1900. № 2).

Примечания

  1. , с. 97.
  2. Формулярный список о службе преподавателя Казанской духовной академии Ильминского Н. И. 20.07.1868 г.// Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 968. — Оп. 1. — Д. 202. — Л. 1 об.—2.
  3. , с. 30.
  4. Сабирзянов Г. С. Ильминский Николай Иванович // Татарская энциклопедия : В 5 т. / гл. ред. М. Х. Хасанов, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Ин-т Тат. энциклопедии АН РТ, 2005. — Т. 2. — С. 557.
  5. Цит. по: Фокин А. Научно-педагогическая деятельность Николая Ильминского и формирование этноконфессионального самосознания кряшен// Николай Ильминский и кряшенское национальное движения: материалы научной конференции (27 декабря 2011 г.) / под ред. А. В. Фокина и Р. Р. Сулейманова. — Казань: Типография ООО Авента, 2013. — С. 5.
  6. , с. 103.
  7. Формулярный список о службе преподавателя Казанской духовной академии Ильминского Н. И. 20.07.1868 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 968. — Оп. 1. — Д. 202. — Л. 2 об.—3.
  8. , с. 357—358.
  9. Хабибуллин М. З., Кострюков М. А. Казанское востоковедение XIX — первой половины XX вв.: П. К. Жузе: монография. — Казань: Издательство «ЯЗ», 2012. — С. 88.
  10. , с. 107.
  11. Хабибуллин М. З., Кострюков М. А. Казанское востоковедение XIX — первой половины XX вв.: П. К. Жузе: монография. — Казань: Издательство «ЯЗ», 2012. — С. 45, 50.
  12. Зеленин Д. К. Н. И. Ильминский и просвещение инородцев (К 10-летию со дня смерти 27.XII.1901 г.)// Русская школа. — Санкт-Петербург, 1902. — № 2. — С. 105, 183.
  13. , с. 108.
  14. , с. 111.
  15. Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. 1555—2007. — Казань: Центр инновационных технологий, 2007. — С. 233.
  16. Густерин П. В. Коран как объект изучения. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing. — 2014. — С. 42. — ISBN 978-3-659-51259-9 .
  17. , с. 151.
  18. Формулярный список о службе преподавателя Казанской духовной академии Ильминского Н. И. 20.07.1868 г.// Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 968. — Оп. 1. — Д. 202. — Л. 2 об., 6 об.—7, 11 об.—12.
  19. , с. 147.
  20. Липаков Е. В. ИЛЬМИНСКОГО АЛФАВИТ// Татарская энциклопедия: В 5 т./ Гл. ред. М. Х. Хасанов, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. — Т. 2: Г — Й. — С. 558.
  21. .Казанская центральная крещёно-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещёных татар . — Казань, 1887. — 485 с.
  22. Сабирзянов Г. С. ИЛЬМИНСКИЙ Николай Иванович// Татарская энциклопедия: В 5 т./ Гл. ред. М. Х. Хасанов, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. — Т. 2: Г — Й. — С. 555—556.
  23. Сковородкина И. З. Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика: Монография. — Москва: ИТИП РАО, 2008. — С. 47 — 48.
  24. . Дата обращения: 7 марта 2016. 7 марта 2016 года.
  25. Павлова А. Н. — Чебоксары, 2002. — 28 с. от 23 января 2015 на Wayback Machine
  26. Павлова А. Н. — Чебоксары, 2002. — С. 27. от 23 января 2015 на Wayback Machine
  27. Письма Н. И. Ильминского к крещёным татарам. — Репр. воспр. текста изд. 1896 г. — Казань: Астория и К°, 2011. — 210 (2) с.
  28. Казанская центральная крещёно-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещёных татар. — Репр. воспр. текста изд. 1887 г. — Казань: Астория и К°, 2011. — 484 (1) с.
  29. Сулейманов Р. от 21 января 2015 на Wayback Machine // Русская народная линия. — 3.1.2012.
  30. Николай Ильминский и кряшенское национальное движения: материалы научной конференции (27 декабря 2011 г.) / под ред. А. В. Фокина и Р. Р. Сулейманова . — Казань: Тип. ООО Авента, 2013. — 81 с.
  31. . Дата обращения: 23 января 2015. 23 января 2015 года.
  32. Колчерин А. Христианизация народов Поволжья. Н. И. Ильминский и православная миссия. — М.: РИСИ, 2014. — 720 с. — ISBN 978-5-7893-0183-8 .
  33. Сизов Д. от 19 января 2015 на Wayback Machine // Туганайлар. — 15.1.2015.
  34. Алексеев И. от 18 марта 2015 на Wayback Machine // Русская народная линия. — 24.1.2015.

Литература

  • Агафонов Н. Николай Иванович Ильминский // . — Казань, 1906. — С. 74—79. — 224 с.
  • Густерин П. Русскоязычная коранистика досоветского периода // Вопросы истории . — 2015. — № 5. — С. 163.
  • Благова Г. Ф. Николай Иванович Ильминский как исследователь туркменских диалектов // Вопросы языкознания . — 2005. — № 6. — С. 97—114.
  • Веселовский Н. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  • Зеленин Д. К. Н. И. Ильминский и просвещение инородцев (К 10-летию со дня смерти 27.XII.1901 г.) // Русская школа . — 1902. — № 2.
  • Знаменский П. На память об Н. И. Ильминском. — Казань, 1892.
  • Знаменский П. . — Казань: тип. Имп. ун-та, 1892. — С. 28—31.
  • Знаменский П. В. Участие Н. И. Ильминского в деле инородческого образования в Туркестанском крае. — Казань, 1900 (см. также: Русская школа. — 1902. — № 7, 8).
  • Колчерин А. Христианизация народов Поволжья. Н. И. Ильминский и православная миссия. — М. : РИСИ, 2014. — 720 с. — ISBN 978-5-7893-0183-8 .
  • Кононов А. Н. История изучения тюркских языков в России. Дооктябрьский период. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Л., 1982.
  • Кононов А. Н. Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период. — Изд. 2-е, перераб. / подг. А. Н. Кононов. — М., 1989.
  • Липаков Е. В., Кравецкий А. Г. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXII : « Икона Иннокентий ». — С. 369—374. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-040-0 .
  • Тюстин А. В. , Шишкин И. С. // Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие : [биогр. слов.]. — Пенза: Айсберг, 2012. — Т. 1 (А—Л). — С. 143. — 208 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-94428-091-6 .

Ссылки

Источник —

Same as Ильминский, Николай Иванович