Interested Article - Озан

Озан ( азерб. Ozan ) или Узан поэт - певец , сказитель у тюркских народов . Озаны творили ещё в X XI вв.

История

Озаны (Узаны) были огузскими сказителями и певцами, сопровождающими свои рассказы игрой на гопузе , и имеющие особое духовное влияние среди огузов. К известным памятникам озанов относится огузский героический эпос « Книга моего деда Коркута » (в этом эпосе бард-сказитель упомянут как «озан») . Также озаны, аккомпанимируя себе на гопузе, исполняли сказания из « Огуз-Наме » , эпическом памятнике о легендарной родословной тюрков-огузов и их мифическом прародителе Огуз-кагане. В истории известны такие озаны, как Деде Коркут, Деде Аббас, Деде Ядигяр, Деде Гасым, Деде Керем (слово «деде» означало у огузов «духовный отец») .

В XVII веке озаны окончательно ушли с исторической арены ввиду ряда причин. Причиной этого считается усиление влияния ислама и его идеологии в тюрко-огузском обществе. Распространение арабского языка и литературы, и вообще культуры, направленной на идеи ислама, нарушало основы озанского искусства. В некотором смысле, историческое соперничество между почтенным озаном Деде Ядигяром и молодым ашугом Дирили Гурбани , состоявшееся в Гяндже в XVI веке и приведшая к победе ашуга, может рассматриваться в качестве метафоры для этого сдвига. Наследие старинного озанского искусства заложило общую основу искусства азербайджанских, туркменских, казахских, уйгурских, турецких и узбекских народных певцов-сказителей . В Азербайджане озаны (другие названия — шуара, деде, яншаг и т. д.) являлись предшественниками ашугов .

Этимология

Согласно Энциклопедии ислама слово «озан» происходит от глагола «оз-» , что означает «опередить, выйти вперёд в состязании» . Этот термин был уже засвидетельствован в «Диван Лугат аль-Турк» тюркского учёного XI века Махмуда ал-Кашгари . Термин «озан» применялся для певцов, сопровождавших армии в сельджукскую эпоху. Анатолийский турецкий поэт XV века называл себя Озан. В туркменском языке, этот термин является архаичным и заменён словом бахши (известный поэт) . Турецкий исследователь фольклора (тур.) , как и некоторые другие исследователи, полагают, что тюркский «озан» произошёл от парфянского «госан» . Советский учёный В. Горделевский , анализируя староосманскую форму «узан», полагает, что слово, как и институт озанов, является заимствованием от армян . Эту точку зрения поддерживает специалист по тюркскому языку автор «Этимологического словаря тюркских языков» Эдвард Севортян Советский востоковед Владимир Минорский полагал, что турецкое слово «узан» в смысле «певец» — лишь дальнейшее развитие монголо-тюркского uzan («ремесленник», «артист»). При этом Минорский отмечал, что многие из певцов Малой Азии могли быть армянами, «но все же институт народных певцов был более популярен среди среднеазиатских тюрок» .

См. также

Примечание

  1. — статья из Большой советской энциклопедии
  2. (англ.) . Dastan Genre in Central Asia (англ.) // Essays on Central Asia. — 1999. — P. 84 .

    In The Book of Dede Korkut , the bard is called an ozan.

  3. OGHUZ-NAMA (англ.) // The Encyclopaedia of Islam / Edited by C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs and G. Lecomte. — Лейден , 1995. — Vol. VIII . — P. 163 . — ISBN 9004098348 .

    The title Oghuz-ndma denotes the legend going back to the eponymous hero Oghuz. The tales were transmitted by the ozans [q.v.] who recited and sang them to the accompaniment of the kopuz.

  4. Sanubar Baghirova. Anthology of Ashiq. — Maison des Cultures du Monde / Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики, 2008. — С. 33. — 88 с. (азерб.) (англ.) (фр.)
  5. Абасова Э. Ашуг // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша . — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. — Т. 1.
  6. C. F. Albright. (англ.) // Encyclopædia Iranica . — 2011. — Vol. II . — P. 741-742 . 17 мая 2017 года.
  7. OZAN (англ.) // The Encyclopaedia of Islam / Edited by C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs and G. Lecomte. — Лейден , 1995. — Vol. VIII . — P. 232 . — ISBN 9004098348 .
  8. Basgoz, Ilhan. From Gosan to Ozan, Turcica 38, 2001. pp. 229-35
  9. А. Амбарцумян. К проблеме этимологии некоторых слов в древнеармянском. IX международная конференция по армянскому языкознанию. СПб, 2012
  10. В. А. Горделевский . Избранные сочинения. — Востояная литература, 1960. — Т. 3. — С. 265.
  11. В. А. Горделевский . Избранные сочинения: исторические работы. — Востояная литература, 1960. — С. 191-192.
  12. В. Д. Аракин . В. А. Гордлевский — исследователь тюркских языков. // Советская тюркология. — Академия наук СССР. — Коммунист. — С. 71-73.
  13. В.Э. Севортян О тюркских элементах "В русском этимиалогическом словаре" М.Фасмера / Лексикографический сборник т.5 Изд-во иностранных и национальных словарей, 1962 стр-ца 23
  14. В. А. Гордлевский . Избранные сочинения. — М. : Издательство восточной литературы, 1960. — Т. I. — С. 497.
Источник —

Same as Озан