Русский авангард
- 1 year ago
- 0
- 0
Второй одесский авангард (Одесская школа неофициального искусства; Одесская «вторая волна») — общность художников-нонконформистов, сложившаяся в Одессе второй половины XX века.
У истоков «второго одесского авангарда», по мнению искусствоведов, стоял Олег Соколов . Точкой же отсчёта «одесского нонконформизма» стал 1967 год , когда молодые художники Валентин Хрущ и Станислав Сычёв организовали « Заборную выставку » своих работ «Сычик+Хрущик» на заборе одесского Оперного театра . Эта выставка продолжалась всего три часа . Так началось движение советского неофициального искусства .
Художники, воплощавшие «чуждую» культуру нашли выход к зрителю через «квартирные выставки» . Пик активности квартирных выставок пришелся на середину 1970-х . Примечательно, что это были не закрытые показы: двери квартир были открыты для всех желающих, и эти выставки собирали множество зрителей .
Ядром движения одесского нонконформизма стали: Александр Ануфриев , Валерий Басанец, Виктор Маринюк , Владимир Стрельников , Станислав Сычёв , Валентин Хрущ , Людмила Ястреб. К этой основной группе, название которой дала Людмила Ястреб, — «нонконформисты», впоследствии присоединились Е. Рахманин, О. Волошинов, В. Цюпко. От московского неофициального искусства, «одесский нонконформизм» отличался отсутствием политизации, уходом в «чистое искусство», поиском эстетических форм самовыражения .
Самиздатовское издание 1980 года «Одесские художники» даёт перечень художников одесского авангарда: Валентин Хрущ , Евгений Рахманин, Николай Морозов, Владимир Цюпко, Игорь Божко, Александр Стовбур , Валерий Басанец, Михаил Ковальский, , Владимир Наумец, Николай Степанов, Александр Дмитриев, Надежда Гайдук, Виталий Сазонов , Виктор Рисович, Михаил Черешня, Евгений Годенко, Руслан Макоев, Анатолий Шопин, Олег Соколов , Юрий Егоров , Александр Ануфриев , Владимир Стрельников , Виктор Маринюк , Людмила Ястреб .
Большинство участников группы в 1980-х годах эмигрировало, умерло или перебралось в Москву . На смену пришло новое поколение художников: Александр Ройтбурд , Василий Рябченко , Сергей Лыков, Елена Некрасова . Эта группа малоизвестных в «официальной» среде Союза художников и не связанная со средой неофициальной — «нонконформистской», провела в конце 1980-х две крупные резонансные выставки «После модернизма 1» и «После модернизма 2» в пространстве государственного учреждения — Одесского художественного музея . Тематика, сюжеты работ, их масштабные форматы положили начало нового направления в изобразительном искусстве Одессы . В промежутке между двумя вышеупомянутыми выставками состоялась выставка «Новые фигурации» в Одесском литературном музее , к участию в которой были привлечены молодые художники Киева . Это стало началом интеграции «одесской группы» в контекст актуального на тот период общеукраинского арт движения .