Лоза, Юрий Эдуардович
- 1 year ago
- 0
- 0
Гео́ргий Эдуа́рдович Коню́с ( 18 [30] сентября 1862 , Москва — 29 августа 1933 , Москва ) — русский и советский теоретик музыки, композитор и педагог. Сын француза Эдуарда Конюса , брат Льва и Юлия Конюсов, отец Наталии Конюс . Принял российское подданство в 1904 году. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Музыке учился сначала у отца, а затем, по окончании реального училища , в Московской консерватории , курс которой окончил в 1889 году как композитор (в классе А. С. Аренского ; теорией музыки занимался у С. И. Танеева , фортепиано у П. А. Пабста ).
В 1891—1899 гг. преподаватель гармонии и инструментовки в Московской консерватории. В 1904—1906 гг. директор музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1912—1919 гг. преподавал в Саратовской консерватории (с 1918 профессор, в 1917—1919 директор). В 1920 году возглавил секцию специального музыкального образования Главпрофобра . С 1920 до конца жизни — профессор Московской консерватории (преподавал музыкальную форму; в 1922—1929 также декан композиторского факультета). В 1921—1931 руководитель Лаборатории метротектонического анализа Государственного института музыкальной науки (ГИМНа). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Главные сочинения Конюса-композитора — сюита «Из детской жизни», кантата в память императора Александра III , симфоническая поэма «Из мира иллюзий», фортепианные пьесы (сюита и «Feuillets d’album»), балет «Даита» и Концерт для контрабаса h moll, op.29.
Автор пособий по элементарной теории музыки, гармонии, полифонии, инструментовке, среди которых «Пособие к практическому изучению гармонии» ( 1894 ), «Сборник задач по элементарной теории» (4-е изд., 1902 ), «Дополнение к сборнику задач» ( 1896 ), «Синоптическая таблица элементарной теории музыки» (1891). Перевёл (с французского языка) и откомментировал «Руководство к практическому изучению инструментовки» Э.Гиро (1892). Как музыкальный критик, сотрудничал с несколькими русскими периодическими изданиями (« Московские ведомости », « Русское слово », « Утро России » и др.).
В 1933 г. опубликовал трактат «Как исследует форму музыкальных организмов метротектонический метод», содержащий оригинальное учение о музыкальной форме (т. наз. ), которое Конюс считал универсальным, проявляющим себя в равной степени и в композиторской и в народной музыке . Ряд трудов Конюса (в том числе его концептуальный труд «Эмбриология и морфология музыкального организма», 1929) не опубликован.
У Георгия Конюса мальчиком, до поступления к Николаю Звереву , брал уроки фортепиано Александр Скрябин . Среди учеников Конюса Е.Бекман-Щербина , С.Василенко , А.Гедике , Р.Глиэр , А.Гольденвейзер , Н. Метнер , В. В. Пасхалов , Д.Рогаль-Левицкий , И. В. Способин , Б.Хайкин , П. Г. Чесноков , М.Блантер .