Interested Article - Горнунг, Лев Владимирович

Лев Влади́мирович Го́рнунг ( 7 октября 1902 , Москва , Российская империя 14 октября 1993 , Москва, Россия ) — русский советский поэт , переводчик , фотограф , мемуарист . Младший брат филолога, лингвиста и переводчика Б. В. Горнунга . Автор дневников и мемуаров о культурной жизни Москвы, литераторах, художниках и музыкантах, и серии фотопортретов деятелей культуры и искусства XX века.

Биография

Ранние годы

Родился в 1902 году в Москве . Отец Владимир Иосифович Горнунг — химик, общественный деятель, предприниматель, мать Мария Филипповна Горнунг (урожд. Морель) — наполовину француженка, получила педагогическое образование в Париже. Семья по линии отца имела шведско-немецкие корни (предки попали в Россию при Петре I ). Дед Иосиф Иванович Горнунг — нумизмат, один из учредителей Московского нумизматического общества .

Получил домашнее образование, в 1912—1918 годах учился в 1-м Московском реальном училище, окончил шесть классов — обучение было прервано событиями Гражданской войны . Около года работал делопроизводителем во Всероссийском родительском союзе. В 1920—1922 годах служил в Красной армии , был рядовым 2-й запасной бригады тяжёлой артиллерии . Параллельно со службой в запасном полку в Москве был слушателем общеобразовательных курсов при 1-м МГУ .

Начало литературной деятельности

В начале 1920-х годов начал писать стихи, участвовал в издании неподцензурных машинописных литературно-критических журналов и альманахов «Гермес», «Мнемозина», «Гиперборей». С начала 1923 года посещал собрания московского « Цеха поэтов » на квартире А. А. Антоновской и заседания литературного кружка, организованного , познакомился с С. Я. Парнок , А. Альвингом , Б. Л. Пастернаком , О. Э. Мандельштамом и другими литераторами. С 1924 года участвовал в основанном Альвингом литературном объединении «Кифара» по изучению творчества Иннокентия Анненского .

После демобилизации из Красной армии занимался литературным трудом. В 1925—1930 годах работал в Государственной академии художественных наук . Участвовал в московской литературной жизни, сблизился с рядом деятелей культуры и искусства — литераторами, художниками и музыкантами .

После ликвидации ГАХН сотрудничал по договорам с рядом издательств и музеев, занимался переводческой работой. В 1930-е годы освоил искусство фотографии , выполнил серии фотопортретов деятелей культуры .

В 1936 году женился на поэтессе А. В. Петрово-Соловово . До их брака Соловово неоднократно подвергалась арестам и ссылкам "за происхождение" . С конца 1930-х годов Горнунг участвовал в литературной работе жены, помогая записывать восстанавливаемые ею по памяти тексты, конфискованные при арестах и обысках .

Война и последние годы

В мае 1942 года мобилизован на фронт, принимал участие в военных действиях на фронтах Великой Отечественной войны . Воевал в укрепрайонах Московской зоны обороны в составе отдельных пулемётно-артиллерийского и пулемётного батальонов, был командиром взвода пулемётной роты. Зиму 1942/43 годов провёл в окопах и землянках , заболел туберкулёзом . В апреле 1943 года из-за болезни был направлен в резерв , в июле 1944 года демобилизован в запас , до конца войны работал секретарём в Московской гарнизонной военной врачебной комиссии .

После войны у Горнунга началась прогрессирующая болезнь глаз. В 1956 году умерла жена Анастасия Васильевна. К 1960 году Горнунг полностью утратил зрение. Последние десятилетия жизни продолжал заниматься литературной работой при помощи друзей, работал со своим архивом, диктовал мемуары , давал консультации исследователям культуры XX века .

Умер в Москве в 1993 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище .

Литературная работа

Поэтические произведения Льва Горнунга при жизни издавались мало — первые публикации состоялись в начале 1920-х годов в журналах и альманахах «Гермес», «Мнемозина», «Гиперборей», «Чёт и нечет». Первый и единственный прижизненно выпущенный тиражом 12 экземпляров машинописный поэтический сборник «Валгалла. Стихи 1921—1922 гг.» (М., 1923) посвящён расстрелянному в 1921 году Н. С. Гумилёву , творчеством которого Горнунг увлёкся, будучи слушателем общеобразовательных курсов при 1-м МГУ . С 1921 года собирал материалы о жизни и творчестве Гумилёва, с 1925 года сотрудничал с ленинградским биографом поэта П. Н. Лукницким , в 1926 году познакомился с А. А. Ахматовой . Горнунгом была составлена библиография публикаций Гумилёва в периодических изданиях и сборниках, опубликована рецензия на посмертную книгу его стихотворений «К Синей Звезде» (1925) .

С 1920-х годов Горнунг вёл дневники , запечатлевшие реалии культурной жизни Москвы и сведения о жизни и творчестве литераторов, художников и музыкантов, с которыми его связывали дружеские отношения, — А. А. Ахматовой , Б. Л. Пастернака , А. А. Тарковского , С. В. Шервинского , С. Я. Парнок , А. Альвинга , Ю. Н. Верховского , Б. К. Лившица , Д. С. Усова , М. А. Волошина , Г. Г. Шпета , А. Ф. Гедике и др.

В 1930-х годах Горнунгом выполнены переводы произведений французских драматургов Ж. Расина и П. Корнеля для издательства « Academia » .

Внешние видеофайлы
. 1991

Воспоминания Горнунга об эпохе и деятелях культуры и искусства, созданные на основе дневниковых записей и надиктованные им в 1960—1990-х годах, публиковались в журналах с конца 1970-х годов .

Фотоработы

Первые уроки фотомастерства Горнунг получил от Евгения Фейнберга в 1931 году. Увлёкшись фотографией, Горнунг снимал друзей, в числе которых были многие известные современники, путешествовал с фотоаппаратом, снимая архитектурные памятники Коломны , Великого Новгорода , Пскова , Полоцка , Крыма и др. По свидетельству Марины Тарковской, Горнунг «много снимал, на последние гроши покупал фотопринадлежности и химикалии , отказывая себе в самом необходимом…» .

Отдельное место в фотографическом творчестве Горнунга занимает фотолетопись семьи Тарковских, с которыми его связывала близкая дружба . В 1930-х годах им были сделаны серии снимков старших и младшего поколений семьи в Москве и местах летнего отдыха в Подмосковье, запечатлевших хронику их жизни (свыше 100 снимков) .

Одним из любимых художественных приёмов Горнунга была съёмка модели на фоне зеркала , известны выполненные им таким образом фотопортреты Бориса Пастернака (1948), Арсения Тарковского (1937), Андрея Тарковского в день шестнадцатилетия (1948) .

В числе выполненных Львом Горнунгом фоторабот — серии фотографий А. Ахматовой во время пребывания в гостях у С. Шервинского на даче в Старках и поездки в Коломну (1936), фотопортреты Б. Пастернака в московской квартире и Переделкине (1948), снимки С. Парнок , А. Кочеткова , С. Шервинского, Л. Фейнберга , Б. Садовского и мн. др.

Наследие и оценки

Фотоархив и воспоминания Льва Горнунга служат исследователям источниками сведений о реалиях культурной жизни Москвы и биографических сведений о деятелях культуры и искусства XX века, его фотоработами иллюстрированы десятки изданий (в том числе многочисленные западные издания книг А. Тарковского «Запечатлённое время» и «Дневники») . Выполненные им фотопортреты А. Ахматовой , Б. Пастернака и др. энциклопедия « Лица Москвы » относит к хрестоматийным .

Исследователи указывают на использование Андреем Тарковским горнунговских фотографий при работе над фильмом « Зеркало » . По мнению сестры режиссёра Марины Тарковской, сделанные Горнунгом кадры из жизни их семьи стали импульсом к созданию братом фильма, а кадры на фоне старинного семейного зеркального шкафа повлияли на название картины (первоначально предполагалось название «Белый-белый день»). В процессе работы Тарковский не раз обращался к фотографиям Горнунга — по его заказу « Мосфильм » приобрёл у фотографа негативы снимков .

Многие фотографии, с детства изученные нами до малейшего штриха, до травинки, превратились впоследствии в кадры « Зеркала »: мама сидит на слегах ограды, пьёт из колодезного ведра, полощет бельё на речке, и мы — остриженные наголо, чтобы не обовшивели в деревне…

Марина Тарковская

Согласно свидетельству кинорежиссёра Александра Гордона , по снимкам Горнунга Тарковский «воссоздал декорации хутора Горчаковых и построил ряд мизансцен, где буквально и совершенно сознательно повторил в кадре их композиции» :

Разумеется, в фильме «Зеркало» отразился весь художественный и новаторский опыт Тарковского, но очевидно и то, что снимки Льва Владимировича вдохновляли режиссёра при работе над фильмом .

В 2002 году в Доме-музее Марины Цветаевой был устроен вечер «Борис Пастернак в воспоминаниях и фотографиях Льва Горнунга», приуроченный к годовщине со дня рождения поэта .

В 2004 году посмертно издан совместный поэтический сборник Льва и Анастасии Горнунгов «Упавшие зёрна» . По оценке критика « Нового литературного обозрения » Иоанны Делекторской, книга «вносит новые оттенки в устоявшиеся представления об отечественной литературе прошедшего, XX века» .

По оценке литературоведов и критиков, отразившее «целую эпоху» дневниково-мемуарное и фотографическое наследие Льва Горнунга имеет существенную ценность для историков культуры XX века .

Мемуары и фотографии Горнунга — это настоящий клад для историков, переоценить значение которого невозможно.

Маргарита Духанина

Без портретов и воспоминаний Льва Горнунга историк литературы XX века не обойдётся.

Лев Владимирович был фотохудожником от Бога, у него было врождённое чувство красоты. Он умел увидеть и выявить прекрасное в природе и в человеке. В его фотографиях отразилось время. Это уникальные исторические свидетельства 30—40-х годов, будь то снимок князя Шереметьева, жившего в башне Новодевичьего монастыря или разрушенные фашистами новгородские шедевры древней архитектуры.

Марина Тарковская «Осколки зеркала»

Комментарии

  1. Горнунг был крестным отцом детей Арсения и Марии Тарковских — Андрея и Марины .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. Иванова Н. // Знамя : журнал. — М. , 2008. — № 8 . 2 октября 2017 года.
  4. .
  5. . Поэзия Московского университета. — От Ломоносова и до.. Дата обращения: 5 октября 2017. 30 марта 2017 года.
  6. .
  7. , Воробьёва М. От составителя.
  8. . Победа 1945. Дата обращения: 5 октября 2017. 1 января 2019 года.
  9. Нешумова Т. Ф. . University of Toronto ; The Department of Slavic Languages and Literatures . Toronto Slavic Quarterly: Academic Electronic Journal in Slavic Studies. — Публ. Т. Ф. Нешумовой. Дата обращения: 5 октября 2017. 20 мая 2018 года.
  10. .
  11. , с. 71.
  12. .

Библиография

  • Горнунг Л. / предисл., подгот. текста и коммент. М. Филина // Наше наследие : журнал. — М. , 1989. — № 2.
  • Горнунг Л. // Литературное обозрение : журнал. — М. , 1989. — № 5 . — С. 67—77 .
  • Горнунг Л., Горнунг А. Упавшие зерна. Бегущие ландыши : стихотворения / Лев Горнунг, Анастасия Горнунг ; сост. М. З. Воробьёва. — М. : Новое издательство : Baltrus, 2004. — С. 83—100. — 174 с. — (Б-ка Мандельштамовского общества ; т. 3). — 500 экз. ISBN 5-901439-18-X .
  • Горнунг Л. «Свидетель терпеливый…» : Дневники, мемуары / подгот. текста, предисл. и коммент. Т. Ф. Нешумовой . — М. : АСТ, 2019. — 768 с. — (Мемуары — XX век). — ISBN 978-5-17-109114-9 .

Литература

  • // Московская энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт. — М. : ИЦ «Москвоведение», 2007. — Т. 1: Лица Москвы , кн. 1: А—З. — 640 с.
  • Воробьёва М. З. // Упавшие зерна. Бегущие ландыши : стихотворения / Лев Горнунг, Анастасия Горнунг ; сост. М. З. Воробьёва. — М. : Новое издательство : Baltrus, 2004. — С. 83—100. — 174 с. — (Б-ка Мандельштамовского общества ; т. 3). — 500 экз. ISBN 5-901439-18-X .
  • Делекторская И. = [Рец. на кн.: Горнунг Лев. Упавшие зерна. Горнунг Анастасия. Бегущие ландыши / сост. М. Воробьёва. — М: Baltrus, 2004. — 174 с. — 500 экз. — (Библиотека Мандельштамовского общества. Т. 3)] // Новое литературное обозрение . — М. , 2004. — № 70 .
  • Духанина М. // Вестник : журнал. — Cockeysville (USA), 2004. — Вып. 29 сентября , № 20 (357) .
  • Гордон А. В. // Искусство кино : журнал. — М. , 2001. — № 3 .
  • Гордон А. В. . — М. : Вагриус, 2007. — 384 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-9697-0341-4 .
  • Тарковская М. // Искусство кино : журнал. — М. , 1989. — № 4 .

Ссылки

  • . Поэзия Московского университета. — От Ломоносова и до.. Дата обращения: 5 октября 2017.
  • Нешумова Т. Ф. . University of Toronto ; The Department of Slavic Languages and Literatures . Toronto Slavic Quarterly: Academic Electronic Journal in Slavic Studies. — Публ. Т. Ф. Нешумовой. Дата обращения: 5 октября 2017.
Источник —

Same as Горнунг, Лев Владимирович